Реформы в системе российского образования, реализованные за последние десятилетия, вполне согласуются с основными направлениями реформирования систем образования в большинстве стран мира. Коротко суть этих преобразований можно сформулировать как качественное образование для всех (повышение доступности и качества образования). Законодательно такое направление развития российской школы закрепил ФЗ 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
К числу положительных результатов реформ можно также отнести внедрение федеральных государственных образовательных стандартов в системе общего образования. Заметно изменила облик ВУЗов проведенная в рамках приоритетного национального проекта
Управление реализацией Программы предполагает создание системы оперативного управления, диагностики и контроля реализации Программы по развитию для обеспечения условий для ее реализации.
Показатели качества воплощения Программы по развитию и категории отчётности определяются уставными целями и задачами образовательной организации. Управление процессом воплощения и контроль качества выполняются согласно направлениям и задачам самой Программы:
а) обеспечение эффективной работы образовательной организации;
б) гарантирование качества, а также доступности для получения образования;
в) полное удовлетворение всех возможных запросов от субъектов образовательной деятельности;
г) сохранение и упрочение уникальной сложившейся позиции у Центра в качестве нетиповой образовательной организации.
На территории РФ механизм противодействия коррупции в образовательной сфере раскрывает статья 3 273-ФЗ, содержащая 7 не раскрытых должным образом положений. Надо признать, что по состоянию на 2022 год имеется объективная необходимость раскрытия смысла каждой из отечественных нормативных традиций противодействия коррупции в образовательной сфере:
1. принцип признания, реализации и защиты прав человека в рамках противодействия коррупции в образовательной сфере буквально означает, что борьба с коррупцией уравнивает права и свободы всех граждан в независимости от пола, вероисповедания, возраста, национальной принадлежности, места жительства, убеждений и материального статуса;
2. принцип правомерности подразумевает профилактику, реагирование и противодействие коррупции в образовательной сфере исключительно на законной основе, поскольку только в таком случае возможна максимальная эффективность мероприятий противодействия коррупции в образовательной сфере;
3. принцип публичности функционирования педагогических сотрудников способствует реализации контролирующей функции, в частности осуществлению механизма общественного надзора, а также выступает значимым условием для гарантий прозрачного экономического функционирования образовательных организаций;
4. принцип неотвратимости ответственности за свершение акта коррупции в образовательной сфере буквально означает, что все коррупционеры в образовательной сфере будут непременно наказаны ввиду осуществления ими противозаконных манипуляций, хотя практический опыт редко содержит отсылки к данному положению, главным образом, по причине наличия человеческого фактора;
5. принцип интегрального применения политических, организационных, информационно-идеологических, социально-экономических, правовых, специфических и других мероприятий по борьбе с коррупцией способствует выявлению осознанной потребности в разработке системного подхода к антикоррупционной политике в образовательной сфере и ее реализации посредством консолидации усилий всех задействованных служб;
6. принцип приоритета мероприятий по профилактике коррупции в образовательной сфере над мероприятиями борьбы с коррупцией в образовательной сфере буквально означает, что представители государственного аппарата власти стремятся усовершенствовать образовательные институты таким образом, чтобы коррупционные риски в образовательной сфере были снижены до минимума либо вовсе исключены;
7. принцип сотрудничества государственных институтов с гражданскими институтами, а также международными объединениями и гражданами способствует масштабированию антикоррупционной политики в образовательной сфере ввиду всеобщего привлечения общественности к этой проблеме.
Для изучения коррупционной характерологии необходимо иметь сведения об «отмытых» финансовых массах в ходе реализации того или иного проекта. Прежде всего, как отмечает А. А. Толкачева, нужно охватить как можно больше индикаторов:
1. Индексы Трансперенси Интернешнл – разработка крупнейшей международной негосударственной компании, которая существенно влияет на резонанс коррупционных преступлений во всем мире. Главным образом, Трансперенси Интернешнл публикует 3 индекса: Индекс восприятия коррупции («CPI»), Глобальный барометр коррупции («GCB») и Индекс взяткодателей («BPI»).
Индекс восприятия коррупции (СPI – Corruption Perceptions Index) – самый популярный среди упоминаемых индексов коррупции во всем мире. Согласно своему названию, данный индекс отражает показатели восприятия коррупции в отдельных странах, но не действительную коррупционную характерологию. Данные, содержащиеся в формуле для расчета данного индекса, представляют собой данные из опросов предпринимателей и экспертов, имеющих отношение к отдельной стране. Принято считать CPI надежным индикатором. Так, за период 2012-2019 гг. РФ переместилась со 119 в рейтинг места с 28 баллами на 137 место с 28 баллами.
Барометр мировой коррупции (GCB – Global Corruption Barometer) представляет собой результаты всемирного опроса в рамках противодействия коррупции. На сегодняшний день опубликованы данные за 2017 г., согласно которым уточняется, что каждый четвертый землянин дает взятки.
Индекс взяткодателей (BPI – Bribe Payers Index) составляется по итогам опросов начальственных звеньев на предприятиях 30 государств мира. Последний опрос был проведен 10 лет назад, что позволяет считать данный индекс несущественным для обсуждения механизма противодействия коррупции.
2. Проект Всемирного банка Индикаторы всемирного управления (WGI – Worldwide Governance Indicators). Данный проект основан на шести индикаторах соответствующего управления. Одним из них представляется противодействие коррупции. WGI – консолидированный опрос с 1996 по 2015 гг. Он содержит сведения из двухсот государств и применяется для сравнения сведений во времени либо между государствами. Индикатор контроля за коррупцией измеряет восприятие степени, в которой публичная власть используется для личной выгоды.
3. Публикации Freedom House. В данном случае необходимо отметить, что Freedom House представляет собой американскую компанию, которая провозглашает демократию, а также политические и гражданские свободы во всех странах мира. В частности, следует указать два значимых отчета, в которых освящается коррупция: Nations in Transit и Countries at the Crossroads.
Nations in Transit – это ежегодный отчет, где анализируются реформы в 29 бывших коммунистических государствах Евразии, и содержит 7 индикаторов, одним из которых является индикатор противодействия коррупции. Он включает отражение социального отношения к коррупционным преступлениям, деловые интересы политической элиты, нормативные акты по раскрытию финансовой информации и конфликт интересов, а также показатели эффективности антикоррупционных мероприятий.
Countries at the Crossroads – это ежегодные отчеты с оценкой деятельности правительственных служащих из 70 держав, где имела место политическая нестабильность. Последний отчет был опубликован в 2012 г. В нем также присутствовал раздел противодействия коррупции, в котором приведены 4 индикатора: раскрытие финансовых данных и традиции государственной и частной жизни; противокоррупционное законодательство и правоприменение; защита населения от коррупции; информация о государственных закупках и бюджетировании.
4. Разработка TRACE Matrix. В данном случае следует понимать данный индикатор, как глобальный индекс коррупционных рисков в бизнес среде. С 2014 г. он публикуется каждые два года.
5. Индекс верховенства права (The Rule of Law Index) Проекта мирового правосудия. В данном случае Проект мирового правосудия представляет собой разветвленную сеть американских организаций, провозглашающих верховенство закона на глобальном уровне. Указанный индекс содержит 44 коэффициента из 8 разделов, одним из которых является противодействие коррупции.
Список литературы
- Беляков С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. М.: МАКС Пресс, 2009. 437 с.
- Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015–2020 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349–р). – URL: http://government.ru/docs/17088/ (дата обращения: 06.06.2024)
- Омаров М.М. Одиссея разума в РФ под редакцией Л.Г. Матвеевой 2009 г. – 2–е изд., стер. – М.: Омега–Л, 2008. – 415 с.
- Толкачева А. А. Международное сотрудничество индустриально развитых государств и эффективность противодействия коррупции в экономической сфере // Актуальные проблемы юриспруденции: ст. в сб. тр. конф. Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2020. С. 19-30
- Karimli, A. G. Regional development dynamics: university–business cooperation strategies / A. G. Karimli // Upravlenie. – 2022. – Vol. 10. – No 1. – P. 66–73. – URL: http://www.vladimirmau.ru/ru/articles/item/readarticles/forbes_dva_bess
- Филатов С.В. Болонский процесс и кризис системы высшего образования РФ // Развитие современного образования. Материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – 2016. – № 1 (7). – С. 45–46