С древнейших времен люди занимаются путешествиями. Изначально это представляло собой деловые поездки с целью установления торговых связей, налаживания контактов с представителями разных городов, стран, дипломатические миссии.
Сейчас путешествия стали не только вспомогательным инструментом в делах, но и развлечением. Появилось множество видов туризма по целям и предпочтениям: оздоровительный, религиозный, деловой, культурно - познавательный и т.д.
Совершенно логичным следствием развития интереса к теме туризма стало появление гостиниц, санаториев, или иных средств размещения, предлагающих гостям комфортные номера, питание, лечение, и целый спектр дополнительных услуг, которые можно перечислять очень долго. Предложения на туристском рынке стало настолько много, что порой самостоятельно найти вариант отдыха по душе почти невозможно, либо на это уходит много времени. Что бы облегчить задачу с поиском подходящих вариантов на помощь приходят турагенты и туроператоры. Первые реализуют готовые туры, а вторые вместе с этим занимаются их формированием [1].
Таким образом перед человеком, планирующим свое путешествие через турагента, или туроператора встает ряд вопросов: к кому лучше обратиться? Кто подберет тур лучше, дешевле, интересней? С кем лучше не связываться, а кто окажется надежным?
В свою очередь и туристским предприятиям приходится находиться в состоянии борьбы и постоянной конкуренции между собой. 21 век - век информации, брендов, заголовков, повсюду люди сталкиваются с рекламой: реклама в телевизоре, в телефоне, на вывесках, даже на одежде, которую носят люди. Любое название, или логотип — это реклама бренда, производителя. Люди гонятся за престижем и стремятся приобретать товары у известных брендов, если название на слуху — значит престижно, это помогает чувствовать себя частью чего-то значимого, а также это «значимое» частью себя. Поэтому люди чаще обращаются к популярным брендам, нежели к их менее популярным аналогам [2].
Чтобы товар, услуга или компания выделялись среди конкурентов, проводят брендинг. Это мероприятия, которые направлены на создание, сохранение, развитие и узнавание бренда. Брендинг помогает компаниям укреплять позиции на рынке, привлекать новых покупателей, увеличивать продажи. К тому же сильный бренд может стать дополнительным активом компании, который растёт в цене и приносит прибыль.
Как это работает в сфере туризма: человек, планируя свое путешествие, задумывается о выборе турагента с которым будет сотрудничать. Далее человек выбирает из доступных вариантов и скорее выберет того турагента, чью рекламу он уже видел, о ком уже слышал, у него автоматически образовался кредит доверия к рекламируемому турагентству. Таким образом можно сделать вывод о том, что брендинг является превосходным инструментом повышения конкурентоспособности.
Ф. Котлер выделяет шесть особенностей понятия «бренд»:
1. Атрибуты. Бренд вызывает в сознании покупателя ассоциации относительно отличительных свойств туристской услуги.
2. Преимущества и выгоды. Атрибуты должны быть представлены в виде функциональных и эмоциональных преимуществ и выгод. Например, атрибут «комфорт» может представлять следующую функциональную выгоду для клиента: «Получение в гостинице полного комплекса требуемых услуг согласно предпочтениям клиентов», свойство «высокая стоимость проживания» - эмоциональную выгоду: «Остановка в гостиницах данного бренда повышает значимость потребителя в глазах окружающих».
3. Ценности. Марка отражает систему ценностей производителя.
4. Культура. Марка может представлять определенную культуру. Например, «Интурист» олицетворяет русскую культуру, а «Hilton» американскую.
5. Индивидуальность. Марка может вызывать определенные индивидуальные образы.
6. Потребитель. Марка предполагает позиционирование на определенный тип клиента предлагаемых услуг [4].
Для продвижения бренда туристской организации необходимо учитывать и развивать все данные особенности в комплексе. Рискованно выделять только какую-нибудь одну или несколько особенностей и на их основе создавать бренд. Так, если делать акцент на атрибутах туристской услуги, то покупатель может потерять интерес к услуге, так как он заинтересован не только в ее свойствах, но и в преимуществах и выгодах; атрибуты легко воспроизводятся конкурентами; со временем свойства туристской услуги могут утратить привлекательность для клиента [4].
Главная задача брендинга туристского предприятия - сделать бренд узнаваемым, что бы он был на слуху. Для этого разные компании используют такие методы, как создание логотипа, фирменной символики, использование фирменной цветовой гаммы, также некоторые турфирмы используют слоганы, например: туроператор «Pegas Touristik»: «На крыльях Пегаса навстречу мечте!»; туроператор «V.A.M. Tour»: «Мы знаем Испанию, мы V.A.M. ее покажем!»; туристическая компания «Санрайз тур»: «Традиции семейного отдыха»; туроператор «Natalie Tours»: «Хорошо упакованный отдых».
Многие используют сувенирную продукцию, например брелоки, календарики и т.д. Чем дороже тур, тем качественнее должны быть сувениры, также плюсом будет, если сувенир будет связан с тематикой путешествия. Это закрепит память о поездке и добавит положительных эмоций клиенту.
Известность бренда обеспечивает туристской организации ряд конкурентных преимуществ: уменьшение затрат на маркетинг благодаря известности бренда и лояльности покупателей; приобретение организацией определенной степени воздействия на организации-продавцов, так как покупатели ждут от них туристские услуги под конкретными брендами; установление более высоких цен по сравнению с конкурентами, что возможно, потому что бренд воспринимается как показатель высокого качества; упрощение осуществления стратегии расширения бренда из-за высокого доверия потребителей; определенную защиту в условиях жесткой ценовой конкуренции; укрепление корпоративного имиджа, упрощение продвижения на рынок новых туристских продуктов и услуг и обеспечение лояльности к ним потребителей и посредников Данных преимуществ организация индустрии туризма может добиться только благодаря грамотному управлению брендом.
Список литературы
- Как создать бренд, который будут узнавать. URL: https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-branding/
- Шапиро С. В. Брендинг в сфере туризма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 21. – С. 68–72. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770419.htm
- Понятие "бренд" туристской организации и гостиничного комплекса... URL: https://studfile.net/preview/5879256/page:47/
- Основы брендинга. Что такое бренд, из чего он состоит и как его создать. URL: https://skillbox.ru/media/marketing/osnovy-brendinga-chto-takoe-brend-iz-chego-on-sostoit-i-kak-ego-sozdat/
- Значение бренда для туристского предприятия «Пегас Туристик». URL: https://studwood.net/1028097/turizm/znachenie_brenda_turistskogo_predpriyatiya_pegas_turistik