ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 26 (28), август ‘21

Дата публикации 28.08.2021

Поделиться

Актуальность данной темы можно рассматривать с точки зрения перспектив развития местного самоуправления. Поскольку муниципальная собственность является одной из экономических основ местного самоуправления. В данной статье представлен краткий обзор проблем, которые существуют в управлении муниципальной собственностью.

Согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, "имущество, находящееся в собственности городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований, является муниципальной собственностью" [1].

К муниципальной собственности относятся местный бюджет, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Одним из условий социально-экономического развития муниципального образования является высокоэффективное управление муниципальной собственностью.

Управление муниципальной собственностью-деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение интересов и потребностей населения муниципального образования, осуществляемая в формах и пределах, определенных федеральным законодательством, путем формирования, эффективного использования, учета, сохранения и воспроизводства муниципального имущества. [4].

Одним из критериев эффективного управления муниципальной собственностью является качественный результат деятельности, за счет наибольшей экономии ресурсов. Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении муниципальными активами, и поэтому нуждается в создании системы подготовки кадров, аттестации руководителей и четкого учета имущества, находящегося в собственности муниципального района, и пользователей этого имущества [5].

Обеспечение постоянного и эффективного контроля за исполнением имущественных обязательств пользователей муниципальной собственности позволит распознать объект и определить его значимость и основные свойства, а также сможет обеспечить его сохранность и исключить злоупотребление со стороны пользователя этим имуществом.

Ни для кого не секрет, что на данный момент существует множество проблем, возникающих при управлении муниципальной собственностью. А именно такие проблемы, как неразвитость социально-экономической инфраструктуры, финансовая зависимость муниципальных образований от субъектов Российской Федерации, отсутствие благоприятных условий для привлечения инвестиций в сектор экономики, отсутствие конкурентоспособной продукции и услуг.

Для решения вышеуказанных проблем государство разработало проект закона № 554026-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)" [3], согласно которому все государственные и муниципальные унитарные предприятия смогут продолжать свою деятельность, если:

1) Создание унитарного предприятия предусмотрено федеральным законом, актом Президента Российской Федерации и Правительством Российской Федерации;

2) Учредителями будут являться федеральные органы исполнительной власти, иными словами, Министерство обороны Российской Федерации;

3) Если деятельность осуществляется в сфере естественной монополии. Те предприятия, которые не подпадают под эти критерии, к 2021 году должны быть либо ликвидированы, либо преобразованы в коммерческие или государственные учреждения.

Цель данного законопроекта:

1) Повышение эффективности управления;

2) Усиление конкуренции;

3) Снять финансовое давление с местных бюджетов.

Федеральная монопольная служба аргументирует необходимость принятия закона тем, что многие предприятия, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, осуществляют свою деятельность в сфере развитой конкуренции (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, управление жилищным фондом), тем самым зачастую "обходят" действие Федерального закона № 44 "О контрактной системе при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", следствием этого является монополизация экономики, а также злоупотребление доминирующим положением.

Зарубежная и новейшая российская практика наглядно подтверждает, что частные предприятия, работающие в конкурентной среде, предоставляют услуги населению, как правило, лучше и дешевле (цены, тарифы, затраты), чем предприятия, созданные и управляемые государственными органами.

Таким образом, не только население, но и государство остается в выгодном положении. Так как продажа акций таких предприятий принесет в государственную казну немалую сумму денег.

Но эффективен ли этот законопроект, например, для небольших населенных пунктов?! Ответ, очевидно, отрицательный, поскольку использование концессии в жилищно-коммунальном хозяйстве возможно только в том случае, если инвестор заинтересован в инвестировании в эту сферу.

Но, как мы все знаем, в небольших населенных пунктах эти инвестиции вряд ли когда-нибудь смогут окупиться, и бюджет этих населенных пунктов не в состоянии участвовать в софинансировании таких проектов. Все это является следствием так называемых "изъянов" в законодательстве Российской Федерации, которые, в свою очередь, в настоящее время являются важнейшими проблемами нашей страны. Также одной из нерешенных на сегодняшний день проблем является проблема, связанная с разграничением государственной и муниципальной собственности.

Следствием чего является выполнение органами местного самоуправления необычных функций в сфере экономики и хозяйствования. Причина всему-единый государственно-правовой статус субъектов муниципальной и государственной собственности.

И отсутствие надлежащей нормативной базы, регулирующей эти отношения, только усугубляет ситуацию. Особого внимания заслуживает Федеральный закон от 07.06.2013 № 123-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" [4, с. 733-736].

В соответствии с которым был изменен порядок оперативного изъятия муниципального имущества в собственность. Но на законодательном уровне нет конкретных правил, поэтому муниципалитет, исходя из особенностей территории и организации детализации управления муниципальной собственностью, разрабатывает свой собственный порядок.

На данный момент значительное количество недвижимости остается без присмотра, несмотря на то, что в России остро стоит жилищная проблема, тысячи людей нуждаются в покупке или улучшении жилья.

Таким образом, сегодня существует множество проблем, которые невозможно решить без активных действий государства по регулированию этих отношений, путем устранения существующих пробелов в законодательстве Российской Федерации, а также внесения дополнений в действующие федеральные и региональные нормативные правовые акты.

Также можно сказать, что динамичное развитие экономики муниципального образования может обеспечить внедрение новых форм и методов управления муниципальной собственностью.

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая [Электронный ресурс]: от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21.10.1994 (ред. от 01.08.2016). — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
  2. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.06.2013 N 123-ФЗ. Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147233/
  3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий) [Электронный ресурс]: Проект Федерального закона N 554026–7 Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=176173#07929155860257484
  4. Ерошкин А. К. Система управления муниципальной собственностью в РФ // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 733–736
  5. Сысоев П. А., Никитин А. А. Принципы и методы управления государственной и муниципальной собственность // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(42)
  6. Граненко, Е. В. О проблемах управления муниципальной собственностью / Е. В. Граненко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 3 (10). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/125/4092/ (дата обращения: 21.08.2021).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее