Основные стадии и задачи в рамках научного исследования |
|
Стадия |
Задача |
Формулирование общей и специальной проблемы |
Выявление основных правовых отличий между специальной и общей проблемой. Постановка задач в рамках рассмотрения и анализа общей и специальной проблемы. |
Исследование и изучение общей проблемы |
Изучение и анализ нормативно-правовой базы в рамках общей проблемы. Рассмотрение и анализ основных правовых механизмов в рамках общей проблемы. |
Исследование и изучение специальной проблемы |
Рассмотрение и анализ основных правовых механизмов в рамках специальной проблемы. Изучение и анализ основных правовых принципов, применяемых в рамках специальной проблемы. |
Исследование и анализ взаимосвязи между проблемами |
Формулирование и выявление основных выводов по взаимосвязи между проблемами в рамках рассматриваемой темы. |
Основной целью данной научной работы является изучение концептуальных вопросов, связанных с конвенциональным режимом рационального использования лесных территорий и влиянием государственного управления на продовольственную безопасность. Предметом работы является исследование общей и специальной проблемы в вопросах концепции конвенционного режима рационального использования государством лесной площади для обеспечения продовольственной безопасности.
Вид проблемы |
Содержание |
Общая проблема: Рассмотрение и анализ конвенционного режима лесной площади для обеспечения продовольственной безопасности |
Данная проблема включает в себя правовые рамки, институциональные механизмы и политические меры, направленные на регулирование лесных ресурсов для обеспечения продовольственной безопасности |
Специальная проблема: Рассмотрение и анализ рационального использования государством в рамках конвенционного режима лесной площади для обеспечения продовольственной безопасности
|
Данная проблема раскрывает значение рационального использования государством в рамках конвенционного режима лесных площадей для обеспечения продовольственной безопасности контексте международного экологического права. |
В контексте общей проблемы стоит заметить, что управление лесами непосредственно способствует обеспечению продовольственной безопасности - ключевой аспект благосостояния и развития общества. Так, на момент 2024 года продовольственная безопасность остается одной из важнейших проблем, с которыми сталкивается мир.[1] В рамках рассмотрение общей проблемы следует изучить международно-правовую квалификацию продовольственной безопасности при использовании государством лесной площади. Данная квалификация необходима для обеспечения соответствия национальной политики и практики глобальным стандартам устойчивости. Она способствует интеграции принципов устойчивости в управление лесами, а также способствует развитию международного сотрудничества в данной области. В контексте международно-правовой квалификации для правильного понимания и интерпретации различных международных договоров соглашений, стандартов и т.д. следует рассмотреть определения устойчивого лесопользования (УЛП) и продовольственной безопасности. Так, продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН было определено, что УЛП включает административные, правовые, технические, экономические, социальные и экологические аспекты сохранения и использования лесов. Это направленно на охрану и поддержание лесных экосистем и их функций, а также сохранение социально или экономически важных видов для улучшения производства товаров и услуг.[2] УЛП является одним из основополагающих аспектов международного экологического права, так как лесные массивы, занимающие около 31 % площади земного шара, имеют решающее значение для поддержания глобального экологического баланса и обеспечения экономической деятельности. Однако, с развитием индустриализации и урбанизации фрагментация лесных ландшафтов усилилась, что привело к сокращению видового разнообразия и снижению функционирования экосистем. Вызывающие тревогу темпы вырубки лесов побудили защитников природы признать, что простой защиты или сдерживания обезлесения недостаточно для сохранения биоразнообразия.[3] Организация Объединенных Наций в свою очередь определяет продовольственную безопасность как состояние, при котором все люди в любое время имеют физический, социальный и экономический доступ к достаточному количеству безопасной и питательной пищи, удовлетворяющей их пищевые потребности и предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни.[4] Данное определение закреплено в Целях устойчивого развития (ЦУР), а именно в ЦУР № 2. ЦУР были разработаны Организацией Объединенных Наций для создания комплексной основы для решения глобальных задач, включая УЛП и продовольственную безопасность.[5] В частности ЦУР 2 направлена на борьбу с голодом, обеспечить продовольственную безопасность и улучшение питания, а также содействовать устойчивому развитию сельского хозяйства. ЦУР 15 в свою очередь посвящена теме рационального использования экосистем суши, которая включает задачи, связанные с устойчивым лесопользованием. ЦУР сыграла важную роль в обеспечении и создании нормативно-правовой базы, которая влияет на национальную политику, законы, правила и стандарты. Многие государства стараются привести нормативно-правовую базу в соответствие с целями ЦУР, включая устойчивое лесопользование и продовольственную безопасность. Также важно отметить, что в ЦУР интегрированы ключевые принципы международного права, связанные с устойчивым развитием, такие как принцип общей, но дифференцированной ответственности, принцип предосторожности и принцип устойчивого использования природных ресурсов. Эти принципы закреплены в различных международно-правовых документах и служат ориентиром для государств в их усилиях по достижению ЦУР при соблюдении своих правовых обязательств. Например, Парижское соглашение, киотский протокол и рамочная конвенция ООН об изменении климата.
В контексте общей проблемы также следует обратить внимание на международно-правовую конструкцию обеспечения продовольственной безопасности при использовании государством лесной площади. Международно-правовая конструкция включает ряд договоров, конвенций, руководств и принципов, направленных на управление лесными ресурсами таким образом, чтобы это способствовало устойчивому развитию и продовольственной безопасности. Эти рамки призваны обеспечить баланс между сохранением окружающей среды и необходимостью производства продовольствия, а также поддержанием средств к существованию для нынешнего и будущих поколений. В первую очередь, это Парижское соглашение, принятое в 2015 году и объединяющим 196 стран в коллективных усилиях по борьбе с изменением климата.[6] Данное соглашение обязывает страны представлять национальные доклады, в которых излагаются их планы по смягчению последствий изменения климата. Многие из них включают конкретные обязательства, которые отражают стратегии каждой страны по устойчивому управлению лесами в рамках общих планов действий по борьбе с изменением климата. Это создает юридическое обязательство для стран интегрировать УЛП в свою климатическую политику. Кроме того, следует обратить внимание на 5 статью данного соглашения. Эта статья прямо призывает стороны принимать меры по сохранению и увеличению поглотителей и резервуаров парниковых газов, включая леса. Она подчеркивает важность УЛП и обеспечивает правовую основу для разработки и реализации странами политики, направленной на защиту и устойчивое управление лесными ресурсами. Также следует отметить рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК ООН).[7] Она устанавливает широкие принципы и цели глобальных действий в области климата, подчеркивая важность сохранения и приумножения лесов. Эти рамки обеспечивают правовую основу для разработки и реализации странами политики, ориентированной на УЛП как часть их климатических стратегий. Конвенция поощряет международное сотрудничество и требует от стран отчитываться о своих действиях в области климата, в том числе связанных с управлением лесами. Эта отчетность создает систему подотчетности и прозрачности, что помогает странам соблюдать свои обязательства по рациональному использованию лесных площадей и обмениваться передовым опытом. Еще одним документом, регулирующим общую проблему, является Киотский протокол, который принят в японском городе Киото 11 декабря 1997 года и вступил в силу 16 февраля 2005 года.[8] Он устанавливает юридически обязательные цели по сокращению выбросов для развитых стран. Для достижения этих целей страны часто инвестируют в проекты по УЛП, включая облесение, лесовозобновление и усовершенствованные методы управления лесами, которые способствуют поглощению углерода.
Последним аспектом, который стоит отметить в рамках данной проблемы — это международно-правовой статус лесной площади, используемый государством при обеспечении продовольственной безопасности. Международно-правовой статус лесных территорий, используемых государством для обеспечения продовольственной безопасности, определяют разные международные договоры, конвенции и принципы, которые вместе формируют правила рационального и устойчивого управления лесными ресурсами. Эта правовая база гарантирует, что лесные территории применяются так, чтобы поддерживать продовольственную безопасность и сохранять экологический баланс. Например, Конвенция о биологическом разнообразии. Она устанавливает обязательства по сохранению и устойчивому управлению лесами, признавая их важнейшую роль в сохранении биоразнообразия и экосистемных функций.[9] Кроме того, Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием также определяет международный правовой статус лесных территорий. Это способствует внедрению устойчивых практик управления земельными ресурсами и признает важнейшую роль лесов в предотвращении опустынивания и деградации земель.[10]
В рамках изучения специальной проблемы следует обратить внимание на вопрос конвенционной компетенции международных и национальных органов в сфере рационального использования государством лесной площади для обеспечения продовольственной безопасности. Компетенции международных и национальных органов обеспечивают комплексную интеграцию и координации политики для согласованного подхода, объединяющего различные области политики, включая охрану окружающей среды, сельскохозяйственное производство и социально-экономическое развитие. ФАО играет ключевую роль в устойчивом управлении лесными ресурсами для обеспечения продовольственной безопасности. Например, ФАО даёт политические рекомендации странам-членам, чтобы их лесное управление соответствовало глобальным стандартам и целям устойчивого развития. Национальные правительства принимают и адаптируют эти руководства, учитывая свои специфические условия, что способствует эффективной локализации политики. Например, Камбоджа [11] и Кения, [12] разработали национальные лесные программы, следуя рекомендациям ФАО, и достигли баланса между сохранением лесов и производительностью сельского хозяйства. Кроме того, в контексте данного вопроса необходимо отметить роль международных некоммерческих организаций. Например, лесной попечительский совет по сертификации устойчивого управления лесами помогает устанавливать международные стандарты, которые служат для стран ориентиром при разработке национальной политики в области лесного хозяйства и обеспечивают соответствие их практики всемирно признанным критериям.[13] Так согласно статистики площадь сертифицированных лесов Попечительского совета по всему миру с 2016 по 2024 год, опубликованная в 27 мая 2024 года в 2023 году было сертифицировано 158.9 гектаров лесных площадей.[14]
Международно-правовой порядок рационального использования государством лесной площади для обеспечения продовольственной безопасности является основополагающим вопросом в контексте специальной проблемы. Это структурированный набор принципов, соглашений и международных стандартов, разработанных международными органами для руководства национальными правительствами в рациональном использовании лесных ресурсов. Эти рамки направлены на гармонизацию экологических, экономических и социальных аспектов управления лесами для обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития. Одним из элементов данной правовой структуры является стратегический план Организации Объединенных Наций по лесам на 2017-2030 годы.[15] Глобальные цели, закрепленные в данном плане, направлены на содействие устойчивому управлению лесами во всем мире, чтобы леса способствовали обеспечению продовольственной безопасности и средств к существованию. Эти цели устанавливают глобальные рамки, направленные на продвижение рационального лесопользования во всем мире, тем самым влияя на правовые стандарты, политику и сотрудничество между странами. Данный план представляет собой набор общепризнанных стандартов для рационального использование лесных площадей, которые странам рекомендуется принять. Эти стандарты помогают гармонизировать национальное законодательство с передовой международной практикой, обеспечивая согласованный подход к сохранению лесов во всем мире. Кроме того, он укрепляет существующие международные правовые обязательства в рамках различных договоров, таких как Конвенция о биологическом разнообразии и Рамочная конвенция ООН об изменении климата. В них подчеркивается необходимость интеграции лесопользования в стратегии сохранения биоразнообразия и смягчения последствий изменения климата. Такое усиление помогает укрепить правовую базу этих договоров, способствуя их более строгому выполнению и соблюдению государствами-членами. Помимо этого, в рамках рассмотрения международно-правового порядка следует обратить внимание на другие правовые механизмы, которые также регулируют УЛП. Например, глобальные инициативы, так как они играют важную роль в формировании, влиянии и регулировании устойчивого управления лесными территориями разных государств. Подобные инициативы, часто основанные на международных соглашениях и конвенциях, предоставляют рамки, руководства и механизмы поддержки, которые помогают странам разрабатывать и внедрять эффективную политику управления лесами. Примером таких инициатив является Боннский вызов, который играет важную роль в формировании практики УЛП на национальном и международном уровнях.[16] Запущенная в 2011 году правительством Германии и Международным союзом охраны природы, Боннская инициатива, к которой присоединились 61 стран, направлена на восстановление 150 миллионов гектаров обезлесенных и деградированных земель к 2020 году и 350 миллионов гектаров к 2030 году. Эта амбициозная цель имеет глубокие последствия для устойчивого управления лесами, определяя политику и практику по всему миру
Последний аспект, который следует рассмотреть в рамках специальной проблемы - это международно-правовая ответственность за нарушение рационального использования государством лесной площади для обеспечения продовольственной безопасности. Рациональное использование лесных площадей необходимо для поддержания экологического баланса, сохранения биоразнообразия и обеспечения того, чтобы лесные ресурсы могли и в дальнейшем удовлетворять потребности человека, включая продовольственную безопасность. В случаях, когда государства не соблюдают международные соглашения и стандарты устойчивого лесопользования, они не только ставят под угрозу свои собственные природные ресурсы, но и создают риски для глобального экологического здоровья и продовольственной безопасности. Также следует сказать, что установление юридической ответственности и привлечение государств к ответственности за нарушения в области рационального лесопользования создают важные прецеденты, которые помогают укреплять международную правовую базу, обеспечивая сдерживание будущих нарушений и последствия нерационального лесопользования. Примером по привлечению ответственности за нарушения в области рационального лесопользования является Дело о целлюлозных заводах на реке Уругвай.[17] Рассмотренное дело в Международном суде (МС) касалось утверждения Аргентины о том, что Уругвай нарушил свои обязательства по Статуту реки Уругвай, разрешив строительство целлюлозных заводов, что привело к загрязнению окружающей среды. МС постановил, что хотя Уругвай не нарушил материальные обязательства, он не выполнил процедурные, не проинформировав и не проконсультировав Аргентину должным образом. Дело важно для устойчивого лесопользования и трансграничного воздействия на окружающую среду, подчеркивая необходимость проведения оценок воздействия на окружающую среду для проектов, которые могут повлиять на экосистемы других государств. Особенно это актуально для лесных проектов, где вырубка лесов и эксплуатация ресурсов могут иметь долгосрочные последствия.
В заключении следует сказать, что общая проблема и специальная проблема взаимосвязаны через всеобъемлющую цель - устойчивость управления лесами. В то время как общая проблема сосредоточена на широких аспектах устойчивого управления лесами для обеспечения продовольственной безопасности, включая различные правовые, институциональные и политические меры, специальная проблема фокусируется на конкретном аспекте этого более широкого контекста: рационального использования государством. Эффективные методы устойчивого управления, направленные на защиту и поддержание лесных ресурсов, могут иметь значительные последствия для продовольственной безопасности. Обеспечивая устойчивое управление лесами, государства могут способствовать сохранению ресурсов, необходимых для поддержки сельского хозяйства и производства продуктов питания, тем самым обеспечивая как экологическую устойчивость, так и удовлетворение потребностей людей. Эта взаимосвязь подчеркивает многогранность преимуществ устойчивого лесопользования, показывая, что речь идет не только о сохранении природных ресурсов, но и о поддержке основных потребностей человека, таких как продовольственная безопасность.
[1] “Тенденции продовольственной безопасности в 2024 году и в последующий период” Бо Питер Йоханнес Андри, Камву Ли, Ханане Ахмед, Джон Дирборн 29.01.2024 Научный журнал Agriculture & Food: https://blogs.worldbank.org/en/agfood/food-security-trends-2024-and-beyond
[2] ФАО устойчивое леспользование: https://www.fao.org/sustainable-forests-management/en/
[3] “Оценка пригодности для восстановления лесного ландшафта на основе сохранения видового разнообразия” Ницяо Фан, Ивэнь Ван, Синь Ян, Цзяцзин Ли, Цземин Кан, Цян Лю, Чжидун Чжан 26.03.2024 Научный журнал Frontiers in Forests and Global Change: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/ffgc.2024.1252077/full
[4] ЦУР № 2: https://sdgs.un.org/topics/food-security-and-nutrition-and-sustainable-agriculture
[5] Цели в области устойчивого развития: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/
[6] Парижское соглашение: https://docs.cntd.ru/document/542655698
[7] Рамочная конвенция ООН об изменении климата: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml
[8] Киотский протокол: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml
[9] Конвенция о биологическом разнообразии: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml
[10] Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием: https://docs.cntd.ru/document/901893003
[11] Национальная лесная программа Камбоджи: http://cambodianbudget.org/files-tinymce/New_Pic/Development_Policies/Sectoral_Policies/National_Forest_Programme_2010_2029_Eng.pdf
[12] Национальная лесная программа Кении: https://faolex.fao.org/docs/pdf/ken190060.pdf
[13] Лесной попечительский совет: https://fsc.org/en
[14] Площадь сертифицированных лесов Попечительского совета (FSC) по всему миру с 2016 по 2024 год: https://www.statista.com/statistics/807548/global-forest-stewardship-council-land-area/
[15] Стратегический план Организации Объединенных Наций по лесам на 2017-2030 годы: https://www.un.org/esa/forests/documents/un-strategic-plan-for-forests-2030/index.html
[16] Боннский вызов: https://www.bonnchallenge.org/
[17] Дело о целлюлозных заводах на реке Уругвай:https://www.icj-cij.org/case/135
Список литературы
- Тенденции продовольственной безопасности в 2024 году и в последующий период Бо Питер Йоханнес Андри, Камву Ли, Ханане Ахмед, Джон Дирборн 29.01.2024 Научный журнал Agriculture & Food: https://blogs.worldbank.org/en/agfood/food-security-trends-2024-and-beyond
- ФАО устойчивое леспользование: https://www.fao.org/sustainable-forests-management/en/
- Оценка пригодности для восстановления лесного ландшафта на основе сохранения видового разнообразия Ницяо Фан, Ивэнь Ван, Синь Ян, Цзяцзин Ли, Цземин Кан, Цян Лю, 26.03.2024 Научный журнал Frontiers in Forests and Global Change: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/ffgc.2024.1252077/full
- ЦУР № 2: https://sdgs.un.org/topics/food-security-and-nutrition-and-sustainable-agriculture
- Цели в области устойчивого развития: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/
- Парижское соглашение: https://docs.cntd.ru/document/542655698
- Рамочная конвенция ООН об изменении климата: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml
- Киотский протокол: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml
- Конвенция о биологическом разнообразии: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml
- Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием: https://docs.cntd.ru/document/901893003
- Национальная лесная программа Камбоджи: http://cambodianbudget.org/files-tinymce/New_Pic/Development_Policies/Sectoral_Policies/National_Forest_Programme_2010_2029_Eng.pdf
- Национальная лесная программа Кении: https://faolex.fao.org/docs/pdf/ken190060.pdf
- Лесной попечительский совет: https://fsc.org/en
- Площадь сертифицированных лесов Попечительского совета (FSC) по всему миру с 2016 по 2024 год: https://www.statista.com/statistics/807548/global-forest-stewardship-council-land-area/
- Стратегический план Организации Объединенных Наций по лесам на 2017-2030 годы: https://www.un.org/esa/forests/documents/un-strategic-plan-for-forests-2030/index.html
- Боннский вызов: https://www.bonnchallenge.org/
- Дело о целлюлозных заводах на реке Уругвай: https://www.icj-cij.org/case/135