ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

32

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (172), Июнь ‘24

Дата публикации 08.06.2024

Поделиться

В данной статье приводятся результаты эмпирического исследования психологического благополучия медицинских сестер в разным уровнем осознанной саморегуляции Характеристика выборки: средний и младший медицинский персонал амбулаторного и стационарного звена. Всего в исследовании приняло 60 человек. Стаж работы от 3 до 30 лет, женщины. Цель исследования: раскрыть особенности проявлений психологического благополучия медицинских сестер с разным уровнем осознанной саморегуляции поведения. Гипотеза: осознанная саморегуляция выступает значимым фактором поддержания психологического благополучия медицинских сестер: регуляторные характеристики значимо связаны с различными проявлениями психологического благополучия. Выводы: мы подтвердили. Научная новизна обусловлена недостаточной изученностью регуляторных ресурсов психологического благополучия и удовлетворённости жизнью медицинских работников, в особенности среднего и младшего персонала.  
В настоящей работе впервые рассматриваются особенности взаимосвязи проявлений психологического благополучия и саморегуляции поведения у медицинских сестер в современных условиях развития здравоохранения, связанных с повышенным уровнем неопределенности и изменчивости условий труда.
В современных реалиях поиск ресурсов психологического благополучия выходит на первый план, так как связан с вопросом профессионального выгорания медицинских работников, что влияет на качество медицинских услуг в целом.

На первом этапе анализа данных эмпирического исследования была рассмотрена корреляция значимых взаимосвязей саморегуляции и различных характеристик психологического благополучия.

Первый параметр – моделирование. Данный показатель позволяет оценить, насколько критично человек оценивает внешние обстоятельства в контексте достижения целей деятельности.

Как показано в Таблице 2, моделирование значимо взаимосвязано с эмоциональной сферой (0,348), здоровьем (0,379), одиночеством, вовлеченностью (0,301), счастьем (0,317), смыслом (0,364), активной деятельностью (0,301*).

Мы можем предположить, что когда у человека развит навык реалистично оценивать обстоятельства (внешние и внутренние), то цели, которые он ставит, достижимы. Это может влиять на уровень психологического благополучия.

Отрицательные корреляции мы видим по шкалам одиночество (-0,341), негативные эмоции (-0,380).

Таблица 2

Корреляции регуляторного процесса моделирования с переменными психологического благополучия

Переменные

Моделирование/

Корреляция Пирсона

позитивные эмоции

0,348**

вовлеченность

0,301*

взаимоотношения

0,241625

смысл

0,364**

достижения

0,230426

счастье

0,317*

общий показатель благополучия

0,416**

негативные эмоции

-0,380**

здоровье

0,379**

одиночество

-0,341**

 

 

Следующий параметр, который мы рассматриваем, – планирование. Он тесно связан с моделированием, однако имеет меньше значимых взаимосвязей. Позволяет определить, какова потребность индивида планировать с точки зрения реалистичности их достижения, детализировать цели и т.д. Прогнозирует человек будущее или выстраивает ситуативные цели.

Данный показатель значимо взаимосвязан с вовлеченность в дела и счастьем. Отрицательная корреляция зафиксирована с негативными эмоциями и одиночеством.

Переменная "программирование" показывает уровень осознанной разработки программы по достижению поставленных целей, ее детализации, развернутости построения плана. Она имеет положительную корреляцию со здоровьем, одиночеством. И отрицательную - с негативными эмоциями и одиночеством.

Таблица 3

Корреляции с общим уровнем саморегуляции

Переменные

Программирование/

Корреляция Пирсона

позитивные эмоции

0,270*

вовлеченность

0,002

взаимоотношения

0,101

смысл

0,071

достижения

0,154

счастье

0,096

общий показатель благополучия

0,16

негативные эмоции

-0,341**

здоровье

0,324*

одиночество

-0,257*

 

 

Другой показатель - оценивание результатов: оценивается сформированность адекватной самооценки, определение субъективных критериев оценки результатов.

Как видно из Таблицы 4, данные характеристики значимо взаимосвязаны с вовлеченностью, смыслом, достижениями, общим показателем благополучия. Отрицательная корреляция зафиксирована с негативными эмоциями и одиночеством.

Таблица 4

Корреляции регуляторного процесса «настойчивость» с переменными психологического благополучия

Корреляции

Оценивание результатов/

(Корреляция Пирсона)

позитивные эмоции

0,158

вовлеченность

0,393**

взаимоотношения

0,122

смысл

0,410**

достижения

0,299*

счастье

0,138

общий показатель благополучия

0,371**

негативные эмоции

-0,257*

здоровье

0,228

одиночество

-0,248

 

 

Следующий параметр, который мы проанализировали, - настойчивость. Как показано в Таблице 5, он значимо взаимосвязан со всеми переменными психологического благополучия. Отрицательная корреляция с негативными эмоциями.

Умение идти до конца, добиваться своих целей, не сдаваться при негативных обстоятельствах, дает внутреннюю силу и характеризует человека как стрессоустойчивого и целеустремленного. Такой уровень осознанной саморегуляции влияет на психологическое благополучие.

Таблица 5

Корреляции регуляторного процесса «настойчивость» с переменными психологического благополучия

Корреляции

настойчивость/

Корреляция Пирсона

позитивные эмоции

0,467**

вовлеченность

0,329*

взаимоотношения

0,380**

смысл

0,440**

достижения

0,404**

счастье

0,468**

общий показатель благополучия

0,550**

негативные эмоции

-0,186

здоровье

0,486**

одиночество

-0,302*

 

 

Меньше взаимосвязей мы обнаружили у таких показателей как планирование, гибкость, надежность.

Шкала «планирование» позволяет определить, какова потребность индивида планировать с точки зрения реалистичности их достижения, детализировать цели. Прогнозирует человек будущее или выстраивает ситуативные цели.

Общий уровень благополучия, достижение, негативизм зависят от такого регуляторного процесса, как гибкость. Это показатель, насколько пластична модель саморегуляции индивида, как человек может адаптировать программу действий под меняющиеся условия.

Шкала «надежность» отражает уровень устойчивости осознанной саморегуляции психической активности и конкретных действий в стрессовых случаях. Как показал анализ данных, он положительно коррелируется со смыслом и негативизмом.

Далее мы вычислили общие показатели уровня осознанной саморегуляции и провели корреляционный анализ с исследуемыми переменными психологического благополучия.

Позитивные эмоции, вовлеченность, смысл, достижения, общий показатель благополучия, здоровье имеют самые высокую положительную корреляцию с регуляторными компонентами. Отрицательная корреляция зафиксирована между осознанной саморегуляцией и одиночеством.

Таблица 6

Корреляция общего уровня регуляторного процесса с исследуемыми переменными психологического благополучия (корреляция Пирсона)

 

переменные

среднее значение ОС

творческое воображение

0,309*

позитивные эмоции

0,347**

вовлеченность

0,364**

взаимоотношения

0,185901

смысл

0,336**

достижения

0,379**

счастье

0,244186

общий показатель благополучия

0,428**

негативные эмоции

-0,25294

здоровье

0,349**

одиночество

-,312*

 

 

Согласно теории личностных черт Л. Голдберга, лежащей в основе концептуальной модели данного исследования, обозначается пять черт, которые формируют характер человека: экстраверсия, доброжелательность, сознательность, нейротизм, открытость опыту. Поэтому на следующем этапе исследования мы рассмотрели значимые взаимосвязи между осознанной саморегуляцией поведения и личностными факторами.

В Таблице 7 приведены результаты корреляционного анализа:

Таблица 7

Корреляции регуляторного процесса с переменными личностных характеристик

 

 

экстраверсия

доброжел.

добросов.

нейротизм

открытость опыту

Планирование

0,181145

0,058717

0,102064

-0,00088

0,113683

Моделирование

0,513**

0,398**

0,083327

-0,431**

-0,02852

Программир.

0,415**

0,464**

0,280*

-0,324*

-0,05536

оценивание

0,417**

0,403**

0,341**

-0,329*

0,001926

гибкость

0,455**

0,23813

0,178252

-0,381**

0,300*

надежность

-0,22299

-0,318*

-0,04453

0,296*

-0,12273

настойчивость

0,519**

0,455**

0,196174

-0,389**

0,008999

 

 

Соотнесем показатели регуляторных процессов с переменными личностных характеристик.

В Таблице 7 показано, что регуляторные процессы в основном имеют положительные взаимосвязи с чертами характера. Однако такой показатель, как нейротизм имеет отрицательные взаимосвязи со всеми показателями, кроме надежности.

Чем выше уровень моделирования, программирования, оценивания результатов, гибкости, настойчивости, тем в меньшей степени у человека преобладают негативные эмоции.

Положительная связь надежности и нейротизма может быть объяснена тем, что повышенный уровень ответственности влияет на внутреннее напряжение.

Значимые положительные корреляции установлены между саморегуляцией и личностными характеристиками по таким шкалам:

- моделирование взаимосвязано с экстраверсией, доброжелательностью.

- программирование значимо взаимосвязано экстраверсией, доброжелательностью, добросовестностью.

- оценивание результатов - с экстраверсией, доброжелательностью, добросовестностью.

- гибкость с экстраверсией, доброжелательностью, добросовестностью.

- настойчивость с экстраверсией, доброжелательностью.

Экстраверсия, доброжелательность, нейротизм – данные исследуемые черты характера образуют максимум значимых взаимосвязей с осознанной саморегуляции.

Следующим шагом анализа статистических данных стало исследование значимых взаимосвязей корреляции личностных черт и психологического благополучия.

Таблица 9

Корреляции параметров психологического благополучия с переменными личностных характеристик (корреляция Пирсона)

 

экстраверсия

доброжелательность

добросовестность

нейротизм

открытость опыту

 

позитив эмоции

0,392**

0,240012

0,094035

-0,451**

0,066024

 

вовлеченность

0,257*

0,181749

0,166027

-0,16228

0,022943

 

взаимоотнош

0,286*

0,118187

0,119015

-0,389**

0,04933

 

смысл

0,358**

0,267*

0,195611

-0,375*

-0,08248

 

достижения

0,435**

0,180599

0,313*

-0,325*

0,110338

 

счастье

0,346**

0,079479

0,001304

-0,417**

0,031053

 

общий показатель благополучия

0,461**

0,266*

0,224635

-0,468**

0,03745

 

негативные эмоции

-0,380**

-0,449**

-0,341**

0,540**

-0,271*-

 

здоровье

0,286*

0,199851

-0,08302

-0,287*

0,003487

 

одиночество

-0,378**

-0,497**

-0,561**

0,498**

-0,266*

 

 

На данном этапе мы также обнаружили, что психологическое благополучие опосредуется личностью.

Выявлены значимые отрицательные взаимосвязи между регуляторными процессами и нейротизмом.

Чем выше уровень по таким показателям, как положительные эмоции, взаимоотношения, смысл, достижения, счастье, благополучие, здоровье, одиночество, тем ниже будут проявляться тревожность, депрессивность, негативные эмоции.

Мы обнаруживаем и отрицательную корреляцию между негативными эмоциями, одиночеством и экстраверсией, доброжелательностью, добросовестностью, открытостью опыту.

Наибольшее количество положительных взаимосвязей мы фиксируем между параметрами психологического благополучия и экстраверсией. Отрицательных – между параметрами психологического благополучия и нейротизмом.

На следующем этапе исследования мы провели сравнительный анализ двух групп респондентов: медсестер амбулаторного отделения и стационарного отделения.

Между сравниваемыми группами не было обнаружено значимых различий, что закономерно. Специфика саморегуляции детерминирована личностными диспозициями, что распространяется на все сферы жизни, а не какие-то конкретные.

Поэтому следующим шагом стало исследование уровня осознанной саморегуляции на всей выборке респондентов.

В первую группу вошли 13 человек, у которых был выявлен низкий уровень осознанной саморегуляции. Во вторую группу вошли 35 медицинских сестер со средними значениями. И в третью группу вошли 12 человек с высоким уровнем осознанной саморегуляции.

Мы выявили, что в группу с низким уровнем осознанной саморегуляции вошли респонденты, у которых ниже показатели личностных характеристик, таких как экстраверсия, доброжелательность, добросовестность.

На следующем этапе мы провели сравнительный анализ двух крайних групп: медицинских сестер с низки и высоким уровнями осознанной саморегуляции и выявили корреляцию между уровнем осознанной саморегуляцией и психологическим благополучием, личностными характеристиками.

В первую очередь мы проанализировали результаты по шкалам психологического благополучия (опросник PERMA).

Таблица 10

Результаты сравнительного исследования параметров шкалы психологического благополучия у респондентов с низким и высоким уровнем осознанной саморегуляции

Шкалы психологического благополучия (опросник PERMA)

Респонденты с низким уровнем осознанной саморегуляции

Респонденты с высоким уровнем осознанной саморегуляции

U

Манна - Уитни

p

позитивные эмоции

9,04

17,29

26,5

0, 005

вовлеченность

8,15

18,25

15

0, 003

взаимоотношения

11,35

14,79

56,5

0, 238

смысл

8,08

18,33

14

0,000

достижения

8,50

17,88

19,5

0,001

счастье

9,15

17,17

28

0,005

общий показатель благополучия

7,00

19,50

0

0,000

негативные эмоции

15,77

10,00

42

0,050

здоровье

8,27

18,13

16,5

0,001

одиночество

 

17,81

7,79

15,5

0,001

(p – уровень значимости)

 

 

Анализ данных, полученный методом математичсекой статистики (U-критерий Манна – Уитни, корреляция Пирсона), показал, что между двумя группами есть значимые различия по восьми из десяти шкалам.

У респондентов второй группы значимо выше показатели по следующим шкалам: позитивные эмоции, вовлеченность, смысл, достижения, счастье, благополучие, здоровье.

Значимые различия отсутствуют по таким шкалам, как взаимоотношения и негативные эмоции.

Практически все показатели психологического благополучия, кроме взаимоотношений и негативных эмоций, ниже у медицинских сестер из группы с низким уровнем осознанной саморегуляции.

Соответственно, респонденты с высоким уровнем осознанной саморегуляции отличаются позитивными эмоциями, вовлеченностью, наличием смысла жизни, достижениями целей, счастьем (имеется ввиду субъективное переживание счастья), ощущают жизненные силы и испытывают в меньшей степени одиночество.

Далее, анализируя данные эмпирического исследования, мы рассмотрели аспекты личности посредством методики БИГ5. Данные получены методом математичсекой статистики U-критерия Манна – Уитни, корреляция Пирсона.

Таблица 11

Результаты сравнительного анализа личностных черт у респондентов с низким и высоким уровнем осознанной саморегуляции

 

Шкалы личностных черт (методика БИГ5)

Респонденты с низким уровнем осознанной саморегуляции

Респонденты с высоким уровнем осознанной саморегуляции

U

Манна - Уитни

p

экстраверсия

8,461538

17,91667

19

0, 001

доброжелательность

8,5

17,875

19,5

0, 001

добросовестность

8,961538

17,375

25,5

0, 004

нейротизм

16,96154

8,708333

26,5

0,005

открытость опыту

12,03846

14,04

65,5

0,494

 

 

На основе анализа полученных результатов мы фиксируем значимые различия по четырем из пяти шкалам: экстраверсии, доброжелательности, добросовестности, нейротизму.

Усредненные параметры по шкалам экстраверсия, доброжелательность, добросовестность и высокий уровень самоконтроля, общительность уважительность, доверие, организованность, продуктивность оказались достоверно более высокими в группе респондентов с высоким уровнем осознанной саморегуляции.

У респондентов первой группы, с низким уровнем осознанной саморегуляции, напротив, выше показатели отрицательных личностных черт – нейротизма, в котором зашифрованы такие шкалы аспектов, как повышенный уровень тревоги, депрессивные переживания, эмоциональная нестабильность.

На следующем этапе нашего эмпирического исследования мы рассмотрели параметры личностных черт внутри каждой группы.

Гистограмма 4

Сравнение параметров личностных черт в группе с высоким уровнем осознанной саморегуляции

 

Здесь мы видим высокие показатели по всем пунктам, кроме нейротизма. На следующей Гистограмме 5 зафиксированы противоположные значения. Один параметр имеет равные высокие значения в обеих группах – это уважительность.

Таким образом, мы пришли к выводу, что осознанная саморегуляция опосредствует влияние личностных характеристик на психологическое благополучие медицинских работников.

Гистограмма 5

Сравнение параметров личностных черт в группе с высоким уровнем осознанной саморегуляции

 

На завершающем этапе анализа данных эмпирического исследования мы вновь обратились к расчетам общего уровня осознанной саморегуляции и рассмотрели показатели корреляции исследуемых переменных по исследуемым параметрам.

Гистограмма 6

Значимые показатели корреляции среднего уровня саморегуляции с исследуемыми переменными психологического благополучия

 

Мы увидели значимую взаимосвязь между уровнем осознанной саморегуляции и такими показателями психологического благополучия, как экстраверсия (самые высокие значения), доброжелательность, нейротизм, добросовестность, позитивные эмоции, вовлеченность, смысл, достижения, благополучие, здоровье, одиночество.

Выводы: были выявлены значимые различия в личностных характеристиках между респондентами с высоким и низким уровнем регуляторных процессов.

Усредненные параметры по шкалам экстраверсия, доброжелательность, добросовестность и высокий уровень самоконтроля, общительность уважительность, доверие, организованность, продуктивность оказались достоверно более высокими в группе респондентов с высоким уровнем осознанной саморегуляции. Соответственно респонденты из группы с низким уровнем осознанной саморегуляции имеют противоположные характеристики.

Мы определили уровень удовлетворенностью жизнью у медицинских сестер амбулаторного и стационарного звена.

По данному параметру мы также не зафиксировали значимых различий. Средний показатель удовлетворенности жизнью у медицинских сестер амбулаторного звена - 23 балла (из 35 максимальных). У медицинских сестер данный показатель составляет 25 баллов. Не было выявлено значимых взаимосвязей данного параметра со шкалами психологического благополучия, личностными характеристиками.

В ходе эмпирического исследования проведен сравнительный анализ особенностей психологического благополучия медицинских сестер с разным уровнем осознанной саморегуляции поведения.

Чем выше уровень осознанной саморегуляции, тем выше показатели по следующим переменным психологического благополучия: позитивные эмоции, вовлеченность, смысл, достижения, счастье, общий уровень благополучие, здоровье.

В результате эмпирического исследования была подтверждена выдвинутая на защиту гипотеза о том, что осознанная саморегуляция выступает значимым фактором поддержания психологического благополучия медицинских сестер: регуляторные характеристики значимо связаны с различными проявлениями психологического благополучия.

Рассмотрение вопроса влияния индивидуальной саморегуляция на субъективное благополучие раскроет ресурсы для поддержания психологического благополучия медицинских сестер методами саморегуляции поведения.

Раскрытие данных ресурсов позволит оптимизировать практическую работу по поддержанию психологического благополучия медицинских сестер.

Список литературы

  1. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - №351. - С.128 - 133
  2. Исаева О.М., Акимова А.Ю., Волкова Е.Н. Опросник благополучия PERMA-Profiler: апробация русскоязычной версии // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 3. С. 116–133
  3. Кондратюк, Н. Г., Моросанова, В. И. (2022). Регуляторные ресурсы увлеченности работой и преодоления профессиональных деформаций в контексте проблемы благополучия человека в рабочей среде. Российский психологический журнал, 19(1), 143–157
  4. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 128–135
  5. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005
  6. Шевеленкова Д., Т. П. Фесенко. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика, 2005. №3
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее