Анализ текущего состояния жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации выявляет ряд серьезных проблем, требующих немедленного вмешательства и модернизации.
По данным статистики, значительная часть инженерных сетей и коммуникаций уже превысила нормативный срок службы, что повышает риск аварий и перебоев в оказании коммунальных услуг.
Для того, чтобы осуществлять обновление и модернизацию объектов, привлекать инвестиции, существует механизм передачи государственного или муниципального имущества в эксплуатацию частным партнерам посредством заключения концессионных соглашений по Федеральному закону от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
В рамках заседания президиума Правительственной комиссии по региональному развитию Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И. Э. Файзуллин подчеркнул важность развития возможностей привлечения в жилищно-коммунальное хозяйство дополнительного финансирования: «Концессии в ЖКХ являются понятным для инвестора механизмом, который позволяет защитить как интересы граждан, государства, так и интересы частных компаний» [1].
Глава Минстроя также отметил, что на конец 2023 года в Российской Федерации в сфере коммунальной инфраструктуры действовало 2456 концессий, общий объем инвестиций которых составил порядка 900 млрд. рублей.
Примечательно, что в течение трех кварталов 2023 года был зафиксирован устойчивый рост объема частных инвестиций. Рост, по мнению экспертов, прежде всего связан с активной реализацией мер поддержки со стороны государства в рамках Инфраструктурного меню.
Меры инфраструктурного меню позволяют регионам выполнять задачи, направленные на достижение национальных целей развития и создание комфортной среды проживания, оказывают помощь субъектам жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках «Инфраструктурного меню» представлены следующие инструменты [2]:
1. Инфраструктурные бюджетные кредиты;
2. Инфраструктурные облигации;
3. Займы Фонда ЖКХ за счет средств Фонда национальной безопасности;
4. Преобразование схемы предоставления бюджетных кредитов;
5. Инфраструктурные кредиты ВЭБа на городскую инфраструктуру.
Предоставляемое субъектам Российской Федерации льготное финансирование направлено на комплексное развитие территорий и увеличение объёмов жилищного строительства. Развитие инфраструктуры способствует реализации ряда государственных программ, которые направлены и на улучшение жилищных условий граждан, и на обеспечение их качественными дорогами, и на повышение качества жилищно-коммунальных услуг. Данный федеральный проект станет одним из ключевых инструментов антикризисной поддержки субъектов, драйвером развития многих городов России.
Также необходимо остановиться на мерах совершенствования тарифного регулирования.
Например, Федеральной антимонопольной службой был разработан проект развития механизма долгосрочных индексов для масштабирования вложений в развитие коммунальной инфраструктуры по принципу «тариф в обмен на инвестиции» [3].
Данный механизм предусматривает, что установление долгосрочных индексов позволит инвесторам гарантировать возврат средств, затраченных на реализацию инвестиционных программ и концессий. Помимо того, данный подход предполагает расширение возможностей для инвестирования, снижает количество административных проволочек и барьеров.
Рассмотрим постановление Правительства Российский Федерации
от 30.11.2023 № 2038 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [4]. Данный документ важен, поскольку определяет механизм поддержки субъектов коммунальной инфраструктуры за счет Фонда национального благосостояния и других заемных средств, а также возможность подачи комплексной заявки в сфере водоснабжения, которая позволит ресурсоснабжающим организациям конструировать сети большего диаметра.
Как итог, данный документ позволит существенно ускорить инвестиционно-строительный цикл, способствует развитию градостроительного потенциала субъектов Российской Федерации, а также направлен на достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Реализация национального проекта «Жилье и городская среда» также является важной составной частью проводимой государством политики в сфере модернизации системы жилищно-коммунального хозяйства [5].
Данный национальный проект призван решить одну из самых острых социальных проблем — обеспечить граждан доступным и качественным жильем, а также создать комфортные условий для проживания в городах и поселениях.
Современное состояние проекта свидетельствует о значительных успехах, несмотря на наличие ряда проблем и рисков. В первую очередь, проекту удалось увеличить объемы вводимого жилья. За последние годы темпы строительства домов превышают плановые показатели, что подтверждает высокую динамику развития строительной отрасли. Помимо этого, ведется активная работа по благоустройству городской среды: обустраиваются парки, скверы, создаются новые зоны отдыха и площадки для спорта и досуга, реконструируется и создается новая коммунальная инфраструктура.
В рамках модернизации жилищно-коммунального хозяйства национальный проект можно условно поделить на несколько направлений:
1. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда:
- Снос аварийных и ветхих домов, переселение граждан в новое жилье.
- Реконструкция и капитальный ремонт многоквартирных домов.
2. Стимулирование жилищного строительства и повышение доступности жилья для граждан:
- Увеличение объемов строительства нового жилья, в том числе эконом-класса.
- Снижение ставок по ипотечным кредитам, внедрение новых механизмов ипотечного кредитования.
- Развитие рынка арендного жилья.
- Поддержка индивидуального жилищного строительства.
3. Формирование комфортной городской среды:
• Благоустройство дворов, парков, скверов и общественных пространств.
• Создание доступной среды для маломобильных групп населения.
• Улучшение улично-дорожной сети.
Национальный проект «Жилье и городская среда» способствует повышению качества жилищных услуг, формированию комфортной городской среды и созданию условий для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства в России.
Направления модернизации жилищно-коммунального хозяйства можно определить следующим образом [6]:
- Административная трансформация: сокращение продолжительности инвестиционно-строительного цикла, обеспечение прозрачности процедур, реформа регулирования зон с особыми условиями использования территорий;
- Цифровая трансформация: цифровизация процедур, использование аддитивных технологий и бережливого строительства;
- Профессиональное развитие: привлечение необходимых ресурсов, повышение производительности труда и квалификации работников.
- Реализация национального проекта «Жилье и городская среда», федерального проекта «Инфраструктурное меню», Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.;
- Совершенствование тарифного регулирования;
- Повышение энергетической эффективности систем инженерно-технического обеспечения: борьба с энергетическими потерями и авариями на объектах коммунальной инфраструктуры, внедрение энергоэффективных технологий.
Список литературы
- «За три квартала этого года объем инвестиций в рамках концессионных соглашений увеличился на 30%» // Официальный сайт. Минстрой России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/za-tri-kvartala-etogo-goda-obem-investitsiy-v-ramkakh-kontsessionnykh-soglasheniy-uvelichilsya-na-30/
- Паспорт федерального проекта «Инфраструктурное меню» // Официальный сайт. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/d07/FP_ Infrastrukturnoe_menyu-01.02.2022.pdf/
- «Меры усиления механизма привлечения инвестиций в сферу ЖКХ через гарантии их возврата» // Официальный сайт. Федеральная антимонопольная служба. - [Электронный ресурс]. – URL: https://fas.gov.ru/news/33236
- Постановление Правительства РФ от 30.11.2023 № 2038 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» : // CЗ РФ, 04.12.2023, № 49 (Часть IV), ст. 8783
- Паспорт национального проекта «Жильё и городская среда» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // Официальный сайт. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/221887/
- Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» : // CЗ РФ, 07.11.2022, № 45, ст. 7815