ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Экология

Просмотры

116

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (172), Июнь ‘24

Дата публикации 06.06.2024

Поделиться

На основе проанализированного опыта в Российской федерации и ряде других стран в сфере охраны объектов природного и культурного наследия составлен список основных проблем в сфере охраны объектов культурного и природного наследия - для каждой проблемы предложены несколько взаимосвязанных вариантов решения ситуации.

Главная функция культуры – это обеспечение преемственности поколений через традиции. Утрата культурного наследия ведет к лишению общества жизненного ядра культуры, без которого невозможен настоящий суверенитет. Сохранение культурно-исторического наследия – базовая предпосылка обеспечения преемственности поколений.

Объекты культурного наследия в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ) [1] подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли, и достопримечательные места. Для сравнения, в Италии в понятие объекта культурного наследия входит более широкий список ценностей – добавляются такие понятия как движимое и ландшафтное наследие. Объекты природного наследия классифицируются согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об особо охраняемых природных территориях") [2]. Памятники природы могут быть федерального и регионального значения. Так же объектами природного наследия в РФ могут выступать различные ООПТ – особо охраняемые природные территории. Россия отличается огромным изобилием территорий, обладающих уникальными ландшафтами вкупе с выдающимися экологическими характеристиками. Однако, сфера охраны объектов природного и культурного наследия развивается значительно медленнее на фоне других стран: один из знаковых объектов нашей страны – озеро Байкал, в 2019 году фигурировал в двух крупных судебных процессах: первый коснулся постройки завода в поселке Култук по розливу воды из Байкала, а второй был возбужден в отношении самовольных построек, при строительстве которых были нарушены почвенный слой, русла нескольких рек и горные породы. Такие случаи не являются единичными, что возможно сигнализирует о низкой эффективности российского законодательства [3].

Международное сотрудничество и обмен опытом в сфере охраны ОКН помогает расширить возможности как одной страны, так и всего человечества в нелегкой борьбе сохранения объектов культурного и природного наследия. Поэтому важно обращать внимание на успехи и ошибки других стран, для модернизации собственной системы сохранения объектов наследия. Франция – первая европейская страна, в которой озадачились вопросом сохранения культурного наследия и решили проблему на законодательном уровне. Министерство культуры Франции определяет защиту, сохранение, реставрацию и улучшение исторических памятников и объектов наследия как одну из своих первостепенных и старейших задач. Италия, как владелица 40% мирового культурного наследия, является одной из первых европейски стран, озадачившихся сохранением своего наследия, что привело к созданию обширной государственной сети органов, защищающих историю страны. Однако, обе страны имеют схожие проблемы: несмотря на обильное спонсорское финансирование и разветвлённую сеть государственных органов, усложненная система принятия решений сказывается на скорости реализации и продуктивности мер охраны и защиты объектов наследия.

Другим гигантом охраны культурного и природного наследия по праву считается Китай, разделяя с Италией первое место в мире по количеству объектов наследия, включенных в список ЮНЕСКО – 57 объектов. Однако, Князев Ю.П. [4], проведя обширный анализ объектов природного наследия Китая, выяснил некоторые недостатки: в список охраняемых объектов не вошли горные долины и подножия гор, имеющие высокие показатели ландшафтного и природного разнообразия, по причине территориальной разрозненности и высокой антропогенной нагрузки. Автор указывает, что существующая сеть природных объектов наследия в полной мере не отражает все богатство природы и ландшафта Китая. Ранее интенсивное освоение серьезно подорвало состояние природных ландшафтов (что привело к гибели или замене агроценозами), а высокие численность и плотность населения не позволяют создать полноценную систему ООПТ.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о наличии определенных проблем, свойственных отдельным странам, так и являющимися общими для всех государств. Поэтому необходимо создание различных методов и подходов к решению этих проблем, с помощью обмена опытом как в043Dутри страны, так и посредством международного сотрудничества. Мы составили таблицу с перечнем основных проблемных ситуаций, свойственных как культурному, так и природному наследию и возможных способов их разрешения в условиях Российской Федерации.

Таблица 1 Проблемы сохранения культурного и природного наследия и варианты их решения

Проблема

Варианты решения

Недостаток финансирования

Увеличение доли государственного бюджета в секторе охраны культурного и природного наследия

Создание устойчивой системы партнерства между государством и частным сектором

Привлечение частного капитала (спонсоров)

Создание устойчивой туристической стратегии на месте объекта наследия для увеличения туристического потока

Незаинтересованность частного сектора в сохранении и реставрации памятников наследия

Упрощение процесса согласования деятельности, не влекущей за собой изменения в облике памятника культурного и природного наследия

Участие государства (софинансирование, создание льгот, снижение налоговых выплат)

Проведение соревнований, конкурсов, стимулирующих сохранять исторический и природный облик объектов наследия

Создание новых законодательных норм, регулирующих обязанности собственников объектов культурного и природного наследия

Неосведомленность населения и туристов о статусе и ценности объекта наследия

Просвещение населения о наличии и ценности объектов наследия регионального и федерального уровней

Создание интерактивной карты местности с обозначением всех памятников наследия, с подробной информацией и исторической справкой об объекте (использование QR-кодов для быстрой ссылки)

Создание новых экскурсионных маршрутов разного ценового диапазона (доступных как для туристов, так и для населения)

Правонарушения, влекущие за собой повреждения и/или уничтожение объекта наследия

Систематический учет, мониторинг состояния, фотофиксация объектов наследия для заблаговременного предотвращения ущерба (остановить незаконные рубки, строительства, работы по сносу и т.д. еще на первоначальных стадиях)

Систематический надзор для выявления нарушений в отношении объектов наследия

Ужесточение и дифференциация законодательных норм ответственности за правонарушения в отношении объектов наследия (вандализм, расхищение, незаконные раскопки, браконьерство, незаконная интродукция организмов и т.д.)

Вариантов решения проблемных ситуаций в сфере охраны культурного и природного наследия более чем достаточно. Конференции по обмену международным опытом, сотрудничество с ЮНЕСКО, участие в международных проектах поддержки и развития туризма, всенародное просвещение о важности и ценности культуры – все это поможет нашей стране сохранить наше богатое культурное и природное наследие, при дальнейшем развитии и совершенствовании внутренней законодательной системы охраны объектов наследия. Новаторские идеи присутствуют и в нашей стране. Так, для сохранения исторического облика города Тамбова, власти которого не смогли в полной мере обеспечить целостность реальных исторических зданий, инициативной группой ученых создается 3d-карта на основе исторических чертежей [5], поэтому и у нашей богатой истории есть свое будущее.

Список литературы

  1. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: федер. закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ: принят Государственной Думой 24 мая 2002 г.: одобр. Советом Федерации 14 июня 2002 г.// СПС КонсультантПлюс
  2. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г. // СПС КонсультантПлюс
  3. Волгина, А. С. Правовая охрана озера Байкал / А. С. Волгина // Вопросы российской юстиции. – 2019. – № 2. – С. 356-360. – EDN WKHLVU
  4. Князев, Ю. П. Всемирное природное и культурно-природное наследие китая: современное состояние, проблемы, перспективы развития / Ю. П. Князев // Тихоокеанская география. – 2021. – № 1(5). – С. 63-69. – DOI 10.35735/tig.2021.5.1.006. – EDN UHFSVK
  5. Мизис, Ю. А. Опыт охраны культурного наследия в Тамбовском крае (прошлое и настоящее) / Ю. А. Мизис // Актуальные вопросы охраны и использования культурного наследия Крыма: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Евпатория, 30–31 мая 2019 года. – Евпатория: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2019. – С. 187-193. – EDN SYISKU
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее