Имя Василия Александровича Сухомлинского знакомо любому человеку, связавшему свою жизнь с педагогической деятельностью. Его незаурядная личность вдохновила не одно поколение учителей, и до сих является примером хорошего руководителя и учителя с большой буквы. В предыдущем столетии его труды заслужили своему создателю звание педагога-новатора, но и сейчас работы В. А. Сухомлинского актуальны – опираясь на его педагогический опыт, можно выстроить взаимодействие с обучающимися так, чтобы помимо знаний, они получили всестороннее личностное развитие.
Холли Вебб – английский детский писатель, сыскавшая себе славу благодаря книгам серии «Animal Stories» — это небольшие повести о животных и детях, о заботе и любви. В нашей статье мы продемонстрировали, как можно ввести работу с произведениями Х. Вебб в рамки школьного обучения и как её выстроить, применяя педагогический опыт В. А. Сухомлинского.
Стоит отметить, что непосредственное взаимодействие ребят с книгой по большей части будет происходить в индивидуальном порядке во внеклассное время, а вот задания, прилагаемые к повести, можно вводить на уроках. Также рекомендуется поделить класс на 3 – 4 группы и каждой единице этих коллективов дать одну книгу на всех ее членов. Таким образом мы сможем задействовать коллективную работу и способствуем ее развитию.
В целом работа с книгами Х. Вебб поможет учителю выстроить наиболее полную и разнообразную систему умственного воспитания обучающихся.
Умственное воспитание – сложный процесс, включающий в себя становление мировоззренческих убеждений, идейной и творческой целеустремлённости разума в тесном единстве с трудом, общественной активностью личности, гармонически сочетающими в себе учебно-воспитательный процесс в школе и жизнь общества. Оно включает в себя приобретение знаний и развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры интеллектуального труда, воспитание потребности в умственном обогащении и применении знаний на практике. [3, с. 98]. Сама работа над умственном воспитанием младших школьников будет базироваться на педагогическом опыте В. А. Сухомлинского.
Так, в 50-60 гг. XX в. он внёс значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания. Гуманистический смысл, воплощённый в трудах В. А. Сухомлинского, - воспитание во имя счастья ребёнка, то есть главное, это открыть в каждом человеке творца, помочь ему выйти на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда, что позволяет личности достичь высокого уровня способностей и человеческого достоинства. [2; с. 10]
В. А. Сухомлинский, наряду с А. С. Макаренко являются основоположниками теории коллективизма. Понятие «коллективизм» включает в себя термины «детский коллектив» и «педагогический коллектив школы».
Если рассматривать класс как коллектив или малые группы внутри класса, образованные учителем для учебной деятельности или появившееся произвольно, то подобные формы взаимодействия учащихся оказывают положительное влияние на развитие коммуникативных умений и навыков учеников, а также задействуют эмоциональную сферу каждого из ребят. Коллективная деятельность детей способствует развитию умения соотносить своё мнение с мнением окружающих, посредством чего формируются такие личностные качества как сочувствие и эмпатия. Умение понимать других конкретизируется в следующих поведенческих проявлениях: стремлении быть полезным, уметь сообща играть и трудиться, помогать друг другу. Дети получают возможность почувствовать радость труда, внутренне пережить факт того, что они являются нужными членами данного коллектива. Подобные переживания способствуют повышению мотивации деятельности. Опыт и знания сверстников, участвующих в коллективном выполнении задания, помогают каждому из них опосредствовать и организовать собственный интеллект, эмоции, волю. [1, с. 12]
Понятие же «педагогический коллектив» связано с воздействием учителей на класс: если кто-то из педагогического коллектива следует некому пути индивидуалиста, то школьникам становится сложно адаптироваться под требования этого преподавателя и значит, что преподаватели не смогли прийти к общему мнению о том, какие основные требования они будут предъявлять к обучающимся - в детском коллективе появляется неопределённость по отношению к учебной деятельности.
Наряду с понятиями «коллектив», «гуманистический подход», В. А. Сухомлинский делал акцент и на педагогическом творчестве. Советский педагог не раз говорил, что настоящий учитель – не может без творчества. [3, с. 20]. Под педагогическим творчеством понимается изменяющийся процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах педагогической деятельности. [2, с. 12]
При творческом профессиональном подходе человек старается отказаться от репродуктивной деятельности и использует её только в том случае, когда она становится необходимой для перехода к новому уровню творческой деятельности. Так, педагог пробуждает в детях разносторонность взглядов и мотивирует их даже в обыденных действиях (уроки обыденны для учеников) видеть нечто новое и использовать воображение.
Перейдём к непосредственной работе над повестями Холли Вебб. Почему именно работа с книгой, с текстом, со словом? Сам В. А. Сухомлинский признавал силу слова. Слово – могучее средство воздействия на сознание воспитуемых, однако при работе с детьми нельзя руководствоваться только словом, но и без него процесс воспитания невозможен. Искусство воспитания обязательно включает умение говорить, обращаться к человеческому разуму и сердцу. [3, с. 28]
Для примера мы приведём вариант работы по книге Холли Вебб «Щенок Рина, или Тайное путешествие». Повесть состоит из восьми небольших глав. Работу с одной книгой Х. Вебб можно дать ребятам на срок до двух месяцев, так, чтобы одна глава была проработана в течение одной недели. Сначала обучающимся, входящим в состав одной группы (повторим, что в классе таких групп может быть около четырёх) необходимо прочитать главу, затем даётся коллективное задание – найти объяснение некоторым словам по главе.
Стоит отметить, что глава выбранной нами книги Холли Вебб имеет подобное содержание: девочка Эми, её брат Бен и их мама переезжают в новый дом и разговор у них заходит о приобретении собаки. Мама ребят рассказывает им о том, что в детстве у неё был пёс. В то время она жила в Японии, так как это родина их мамы. Эми и Бен вдохновлены идеей родителя.
Исходя из текста первой главы словарная работа будет включать подобные слова:
-Поучительный тон (Старший брат Бен, который всегда разговаривал с сестрой поучительным тоном.)
-Пристально (Эми пристально на него посмотрела.)
-Кличка (Оля позвала своего пса по кличке.)
После того, как ребята коллективно справились с данным заданием они в индивидуальном порядке должны найти ответы на вопросы. Это упражнение необходимо для того, чтобы учитель был уверен в том, что все ребята поняли содержание текста первой главы. Вопросы могут быть подобного вида:
+Что понравилось Эми в новом доме? Опиши это нечто, не обращаясь к тексту книги.
+В какой стране родилась мама Эми и Бена?
+Какая кличка была у собаки мамы Эми и Бена, когда она ещё была маленькой? Что обозначала эта кличка? Какой породы был этот пёс?
Далее идёт работа с текстом, построенная на том, что обучающиеся будут обращаться к тексту книги и зачитывать некоторые фрагменты:
+Вспомни, что название породы собаки «сиба-ину» обозначает на японском языке? Если ты столкнулся с затруднениями, то обратись к тексту.
+Найди в тексте, что обозначают имена Эми и Бен на японском языке. Какое полное имя у Эми? А какое у Бена?
Следующее задание будет направлено на умение обучающихся работать с иллюстрациями и соотносить их с текстом произведения, так, ребятам будут представлены изображения, а они должны будут пересказать фрагмент иллюстрированного текста.
Творческий блок работы по книге будет представлять собой два завершающих работу над главой произведения задания: первое, то, что решить возможно только задействовав воображение. Например, школьникам необходимо придумать продолжение повести или только определённой главы, подумать, как могли бы развиваться описанные события, если в сюжете что-то бы поменялось или же выполнить поделку, рисунок, которые бы передавали содержание главы повести. А второе из заданий будет коллективное дело. К первой главе выбранной нами книге формулировка задания звучит так:
«Как ты думаешь, важны ли фотографии? Почему? А важна ли профессия «фотограф»? Обоснуй свой ответ. Вместе с ребятами из твоего класса оформите стен газету о ценности фотографии и профессии «фотограф». Соберите в нее фотоснимки, сделанные вами самостоятельно и подумайте, что особенного содержит каждый из них.».
Таким образом, мы будем опираться на педагогический опыт В.А Сухомлинского при работе над произведениями Холли Вебб: ребята будут работать в группе, причём при работе с новой повестью состав коллектива будет меняться; в работе задействован гуманистический подход, так как ребятам будет комфортнее работать с произведением, не входящим в перечень рекомендуемой школьной литературы, так как это будет наводить их на мысль о некой свободе выбора произведения для чтения, а сама повесть, как и бывает во всех произведениях Холли Вебб, будет раскрывать понятия «добро», «любовь к людям и животным», «забота о животных», «милосердие», «семья», «дружба». Творческие начала младших школьников будут развиваться в заданиях, направленных на развитие воображения, а некая взаимосвязь, неоднократно подчёркнутая В. А. Сухомлинским в своих трудах между творчеством и трудом проявлена в самом последнем коллективном задании, имеющим практическое содержание и раскрывающим профессии, занятия и дела с более бликой обучающимся начальной школы стороны и более понятной для них.
Список литературы
- Зобков, В. А. Педагогическая деятельность и личность педагога: учебник для вузов / В. А. Зобков. – Москва : Издательство Юрайт, 2023 – 164 с.
- Старикова Л. Д. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для вузов / Л. Д. Старикова, М. Л. Вайнштейн. – 22-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023 – 125 с.
- Сухомлинский, В .А. Избранные произведения: В 5-ти т. Т. 1. / Редкол А. Г. Дзеверин (пред.) и др.- К.: Рад. школа. – 1979. – 686 с.
- Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М., Просвещение. 1973 – 70 с.
- Вебб Холли – Википедия [Электронный ресурс]. // Вебб Холли: [сайт]. [2023]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вебб,_Холли (дата обращения: 03.05.2024)