Анализ стихотворения «Зимний вечер» с точки зрения структуральной поэтики Ю. М. Лотмана

Анализ стихотворения «Зимний вечер» с точки зрения структуральной поэтики Ю. М. Лотмана

Авторы публикации

Рубрика

Литературоведение

Просмотры

12

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (27), август ‘21

Дата публикации 23.08.2021

Поделиться

«Зимний вечер» А. С. Пушкина является одним из наиболее популярных стихотворений в русской литературе, Это лирическое стихотворение, посвященное его няне Алене Родионовне, да еще филосовская поэзия, содержащая размышление поэта о судьбе. В статье делается попытка использовать теорию структуральной поэтики Лотмана, чтобы анализировать поэзию в трех аспектах: нехудожественном тексте, вторичной моделирующой системе и принципах повтора и параллелизма структуры поэзии.

Юрий Михайнович Лотман - известный русский литературовед и семиотик, основоположник Тарту - Московской семиотической школы. В 1950-х годах, с бурным развитием естественных наук, большое количество естественнонаучных теорий, таких как теория информации, теория систем и кибернетика, широко использовались в исследованиях гуманитарных наук. Опираясь на результаты исследований естественных наук, Лотман рассмотрил исторический опыт формализма и разработал теорию структуральной поэтики. Анализ структуры поэтического текста - важная часть теории структуральной поэтики Лотмана. Он считает, что язык поэзии сжат и изоколон, это относительно сложная органическая структура. Различные элементы и их отношения стихотворения сложны и разнообразны, и они могут нести больше информации. Стихотворение «Зимний вечер» имеет очевидные структурные характеристики, выделяющие внутренний и внешний миры. В данной статье делается попытка анализа структуры этого стихотворения и глубокого смысла творчества поэта с точки зрения структуральной поэтики Лотмана.

Важной особенностью анализа структуры поэзии Лотмана является то, что он не ограничивается внутренней структурой текста. «Он предложит концепцию  структуры художественного и нехудожественного текста, и отметит, что они представляют собой органическое единство, значение конкретного текста не может быть понято и глубоко только с точки зрения конкретного текста, только в том случае, если оно будет помещен во многие связи с внетекстовой структурой»[1]. Жизнь сама по себе является естественном, неорганизованном текстом, а художественный текст, особенно поэзия, представляет собой художественную форму, воплощающую жизнь и душевные чувства, поэтому знакомство с фоном поэзии и особенностями творчества поэта помогает нам понять эстетические особенности и глубокий смысл стихотворения.

В 1824 году, он вернулся из Южной ссылки, скоро он был заключен в михайловском селе. Тогда он был полон борьбы горечи, написал много горьких и грустных стихов, но жизнь в деревне была мирна и спокойна. Ощутив  простоту и искренность жизни, когда он наблюдал за окружающим миром. Поэтому за эти два года он написал такие замечательные стихи, как «Зимний вечер», «К...Керн», «Вакхическая песня» и другие. «Зимний вечер» - лирическое стихотворение Пушкина, посвящаемая его няне Алене Родионовне, она в жизни поэта была самом близким человеком, названа «другом детства поэта», «единственный спутник»[2]. Няня - символ доброй, милостивой, заботливой матери, знала разные народные легенды, предоставила много народных материалов для творчества Пушкина. Жизнь изгнания была далека, Пушкин был очень одинок. Няня дала ему уверенность в том, что он сможет продолжать жить. Поэт объединяет внутренний мир героя с природой (бурей), размышляет о судьбе в стихотворении, и оптимистично стоит лицом к жестокой реальности.

Лотман разработал теории конкретного литературного текста, в основном с использованием структурно - лингвистических методов исследования, разделить язык на две модели: первичная и вторичная моделирующая система. «Первичная моделирующая система включает естественный язык и искусственный язык: научный язык, договорная сигнальная информация и так далее; вторичная моделирующая система - коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем»[3]. Ей необходимо следовать не только нормам естественного языка, но и законам искусства, чтобы передавать больше информации и содержания. Поэтический язык - это вторичный язык, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем. «Это гораздо более сложная система, чем естественный язык. Информация, передаваемая языком поэзии, выходит за рамки того же естественного языка»[1]. Стихотворении само станет символом, слова как независимые символы в естественном языке станут элементами символа в тексте.

В начале стихотворения «Зимный вечер» была описана буря в зимнюю ночь, передалось через природу грустное настроение, поэт придает бури человеческие черты(как зверь завоет, как дитя заплачет, как запоздальный путник застучит в окошко), чтобы позволить читателей чувствовать силу бури. Но буря в поэзии уже не просто природное явление, она символизирует неодолимое давление внешнего мира, которое изолирует лирического героя от внешнего мира. И буря, как дым, покрывает небо, выражает то , что герой смутен будущей жизни. Буря, тоже как герой с разными психологическими изменениями. У героя есть гнев, который завоет, как зверь; чувствует одиноко и грустно, как дитя; а также как путник хочет найти теплый и тихий домик.  Благодаря сопровождению няни, лачужка уже не простая домик, а символизирует духовное место героя, который стремится к теплому и спокойству. В третьем строфе поэт рисует воображаемые образы героя: синица, море и девочка, берущая воду, эти образы составляют символ свободы и счастья героя. Поэт трансформирует невидимый и внутренний дух и характер героя в материальные, видимые и осязаемые предметы, возбуждая воображение читателя. Стихотворение не только создает скрытую и глубокую лирическую среду, но и передает внутреннюю эмоцию героя. В естественном языке такие символы, как «буря», «лачужка», «девица», «море», значения их обогащены повтором и контрастом в структуре поэзии.

Семантика поэтического текста - это не простое наложение и комбинация слов, а специальный текст с глубокими мыслями. «Множественные семантические поля пересекаются, противопоставляются, контрастируют и сталкиваются друг с другом, и в результате возникает новое значение» [4]. По мнению Лотмана: «художественный текст строится на основе двух типов отношений: со-противопоставления повторяющихся эквивалентных элементов и со-противопоставления соседствующих (не эквивалентных) элементов»[5]. Следует отметить, что в поэтическом тексте нет просто монотонных фонетических, грамматических, словарных, и других повторов, каждое повторение несет новое значение; слова, которые кажутся не связанными, вызывают ассоциации и фантазии у читателей с принципом параллелизма. Под комбинированным эффектом повтора и параллелизма обогащается внутрипоэтический смысл.

 В структуре поэтического текста фонетические повторы или фонетические групповые повторы могут образовывать отношения со-противопоставления, тем самым увеличивая семантическую информацию структуры текста. Обширное содержание и глубокие эмоции стихотворения ярко выражены в гармоничной музыки, создают эстетическое мир поэзии и музыки. Пушкин придает большое значение  красоте ритма, он сказал, что самое прекрасное в мире - это музыка, кроме любви, но даже музыка ритмична. «Зимний вечер» состоит из четырех восьмистиший, двухсложная стопа и четырехсложный размер, рифмовка перекрестного типа АБАБ. В первой строфе стихотворения слова параллелизма (кроет - завоет, крутя - дитя, обветшалой - запоздалый, зашумит - застучит) позволят читателей ощущать на слухе целостную гармоничную и симметричную красоту. Пушкин также использует повторы согласных и гласных для специально создания звуковых эффектов и улучшения атмосферы. Большинство слов в первой строфе в встречается ударение на звуки «у», «о», «а» (буря, мглою, кроет, завоет, заплачет, кровле, обветшалой, соломой, путник, запоздалый, окошко), - как звук бури; слова: соломой, зашумит, обветшалой, окошко, их звукам «с», «ш» кажутся шелест соломы в ночь бури.

В стихотворении поэт также использует анафору. в первой строфе анафоры четырёх фраз «То…, То…» не только усиливает эффект ритма, но и имеет циклическую красоту. Шестая строка «Вдруг соломой зашумит» нарушает ритм анафоры, ритм меняется, и поэт подчеркивает тот момент, когда буря унесла солому с крыши. Голосовые повторы приставки «за» (завоет, заплачет, зашумит, застучит) усиливают ритм движения ветра. Тон всего строфы низкок, и большая часть ритма одинакова, как будто буря продолжается долго, никто не знает, когда она закончится. Поэт спецально в тексте изобразит визуальный и слуховой образ бури. Окончания слова «а» из 16-строчного стихотворения и 12-строчного стихотворения второго и третьего строфы придает сильное чувство ритма и музыки, и высота тона выше, чем первого строфы, тон поэзии изменилсь с мрачной на яркую и радостную. Кроме того, во второй строфе начинается анапест, а в третьей - ямб. «Или…, Или…; Выпьем…, Выпьем…; Спой…, Спой…» - это также анафора, что усиливает ритм поэзии. Согласные звуки «з», «ж» (Завываньем, жужжаньем) как бы «вое» бури за окном и  «нудный» гул веретена в салоне. Ритм четвертого строфы стихотворения - это повторение первых четырёх строк первого и третьего восьмистишия, нарушается гармоничный ритм пения. Воспроизведение ритма помогает  герою вернуться в реальная жизнь, а также указывает на тайну жизни.

В поэтическом тексте не только имеет фонетические повторы, но и повторы и со-противопоставления слов, строк, также и строф, которые увеличивают семантику стихотворения. В первой строфе стихотворения много со-противопоставлений словосочетания «зверь завоет —дитя заплачет - путник застучит в окошко - оломой зашумит», шум бури, плач и стук в дверь, связывают четыре слова, которые, как представляется, не связаны друг с другом. Во второй строфе «Или бури завываньем, Или дремлешь под жужжаньем», будь то суровая среда за пределами лачужки, внури тихо. Три глагола в строке «приумолкла», «утомлена» и «дремлешь» создают мирную и гармоничную атмосферу в лачушке и в то же время формируют сравнение с миром за окном. В третьем строфе стихотворения «моя старушка - мой друг», герой считает няню своим другом. Благодаря сопровождению няни, темная лачужка облегчит одиночество и печаль героя. Поэт сочетает две гармоничные и естественные картины «синица жила тихо за морем - девица шла за водой поутру», выражает гармоничное единство красоты и природы в сердце лирического героя. В четвертом строфе «Бедной юность - веселая сердца» противопоставляет «меланхолию и счастье», «боль и надежду». «Веселей» в конце стихотворения воплощает оптимизм поэта в преодолении горя. Судя по строфу, что первая строфа - изображение зимней бури во внешнем пространством; вторая и третья строфа - описание деятельности героя и няни в лачужке, эти две строфы - сравнение шумного внешнего мира и тищей теплой лачушки, и также сравнение эмоции героя: душевная печаль и оптимизм. И четвертая строфа представляет собой полузакрытую структуру, противопоставляя первые четыре строки первой строфы и первые четыре строки третьего строфы. Поэт покажет нам , что печаль и радость повторяются в жизни, хотя поэт сослан в суровую среду, но он верит, что в конце концов настанет свободный мир. Снова изображает бурю, но это не так страшно, как в первом строфе, лачужка выдержала ветры, дожди, снег, жару, но оставалась устойчивой, там сохраняет самое важное для поэта - душевное спокойствие. Комфорт и теплота лачужки сильнее бури, также злой судьбы. Буря была равносильна уравниванию сил с героем, поэт не поддается естественной или  внешней среде, пиьет и утешает неблагоприятные обстоятельства, воплощает дух сопротивления и оптимизма.

Анализ стихотворения «Зимний вечер» с помощью теории структуральной поэтики Лотмана помогает расширять эстетическое измерение поэзии. Творческий фон поэта, символы поэзии и внутренная структура стихотворения помогают узнать богатое значение поэзии. Пушкин создает для читателей слуховые и визуальные образы, отражает его восприятие окружающего мира и бесстрашный оптимизм жизни.

Список литературы

  1. Чжан бин. Структуральная поэтика Лотмана Ю. М. М. : Пекинское издательство социальной науки, 2019. — 53 с.
  2. Жэнь Гуансюань. Краткий курс истории русской литературы. М. : Издательство Пекинского университета, 2006. — 61 с.
  3. Цзяо Лимэй. Исследование теории поэтики текста Лотмана Ю. М., дис. док. наук, Харбинский педагогический университет, 2017. — 3 с.
  4. Чэн Чжэнминь. Формирование структуры и смысла текста - Структураль- ная поэтика Лотмана Ю. М. // Культура и поэтика, — 2012. — No 2. — 245С.
  5. Лотман Ю. М. Структура художественного текста// Об искусстве. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 1998.— 102 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее