МУЗЫКА В ТРЕЙЛЕРЕ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ ЦЕЛЕВОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ К КАРТИНЕ

МУЗЫКА В ТРЕЙЛЕРЕ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ ЦЕЛЕВОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ К КАРТИНЕ

Авторы публикации

Рубрика

Искусствоведение

Просмотры

43

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (171), Июнь ‘24

Дата публикации 03.06.2024

Поделиться

Статья посвящена исследованию роли и влияния музыки на привлечение внимания целевого потребителя к картине (на примере музыки в трейлере). Выделяется место трейлера в системе пиар-коммуникаций кинофильма, уточняется высокая дополняющая роль музыки в трейлере. Подчеркивается, что музыка позволяет привлекать внимание зрителя к трейлеру или его моментам, создавать атмосферу и настроение, вызывать определенные эмоциональные реакции, усиливать эффект визуального ряда или играть на конкретную целевую аудиторию. По итогам исследования делаются выводы о том, что музыка в трейлере действительно позволяет расширить коммуникативное поле, возникающее при просмотре кинокартины. Музыка резонирует в человеке, вызывает определенные чувства и настроения, что позитивно сказывается на привлечении внимания к готовому произведению.

Вопросы привлечения внимания целевого потребителя при продвижении кинокартин являются одними из самых сложных, поскольку зависят от комплекса факторов рекламного и эмоционального характера. Одним из наиболее предсказуемых и эффективных способов привлечения внимания к картине является использование трейлера, который представляет под собой короткий фрагмент, обладающей целью прорекламировать и продвинуть фильм. Трейлер позволяет сформировать определенное представление у зрителя о сюжете, персонажах, атмосфере и жанре фильма, тем самым сфокусировав целевую аудиторию, потенциально заинтересованную в фильме. Нередко трейлеры к кинокартинам используются в качестве анонса произведения, который позволяет сконцентрировать внимание аудитории на картине (тизер трейлер, который предназначается для формирования интереса к картине и чувства ожидания премьеры), а также продемонстрировать сюжет (основной трейлер) и повысить интерес у как можно большего числа потенциальных зрителей перед непосредственным выходом фильма в прокат (финальный трейлер). Вместе с тем, эффективный и запоминающийся трейлер всегда является синтезом ряда важных направлений, не последнюю роль из которых играет музыкальное сопровождение трейлера.

Актуальность, заявленная тема исследования музыки в трейлере и её влияния на привлечения внимания целевого потребителя в картине связана с тем, что практически в каждом из трейлеров используется специальное звуковое сопровождение, которое позволяет подчеркнуть особенности произведения, влиять на чувства смотрящего, а также интонационно выделять значимые события. Перед композитором, осуществляющим подготовку музыки для трейлера, стоит сложная задача эффективно поддержать режиссерскую задумку, обеспечить глубину чувственного восприятия картины, а также использовать музыку в качестве способа привлечения внимания, удержания, стимулирования запоминания произведения. В связи с обозначенным считаем необходимым определить особенности влияния музыки в трейлере в различных жанрах фильмов и уточнить, каким образом музыка влияет на привлечение внимания к картине.

Цель исследования – охарактеризовать влияние музыки в трейлере на привлечение внимания целевой аудитории.

Трейлер является одним из основных элементов современной кино-коммуникации, который позволяет реализовать ключевые направления (способы) привлечения внимания платежеспособной целевой аудитории к картине, которая впоследствии станет основным источником дохода при выпуске фильма в прокат. Как отмечают Е.П. Баклакова и А.А, Маскаева, трейлер в системе кино-коммуникаций позволяет реализовывать систему значимых направлений релиза фильма, которые обеспечивают повышение узнаваемости картины. В частности, как отмечают авторы, трейлеры к кинокартине позволяют:

Во-первых, продвигать определенные атрибуты кино-мерчендайзинга, которые ассоциируются с персонажами фильма и отражают образ персонажей.

Во-вторых, демонстрировать звезд и известных личностей из индустрии, к которым испытывает симпатию зритель.

В-третьих, выделять элементы провокационного маркетинга, когда внимание привлекается за счет шока, эпатажа.

В-четвертых, использовать вирусный маркетинг для стимулирования интереса различных групп аудитории к картине, быстрого продвижения отдельных моментов картины, из-за которых повысится её общая известность [1].

О.К. Власенко и Н.А. Выхованец пишут о том, что трейлер как жанр рекламного дискурса становится одним из наиболее востребованных и многогранных инструментов привлечения внимания со стороны зрителей, поскольку сочетает в себе элементы массовой культуры и, вместе с тем, позволяет повысить интерес зрителей к определенным моментам. Как замечают авторы, в основе трейлера лежит сюжет, который перекликается с основной кинокартиной, как правило, отражает интригу или малую часть происходящих событий, что позволяет формировать интерес, впоследствии стимулируя зрителя прийти на просмотр фильма. Авторы в качестве значимой составляющей-особенности трейлера называют использование визуальных, графических, аудиальных и вербальных систем воздействия на потребителя, которые и служат основным источником побуждения интереса к просмотру кинокартины, наряду с сюжетом [3]. Таким образом, музыка в трейлере действительно занимает важную роль, поскольку служит «визитной карточкой» трейлера, наряду с актерским составом, сюжетом и т. п.

Примечательной видится позиция Е.В. Буланова, который отмечает, что в трейлере музыка служит инструментом поддержания необходимых темпов и динамики, тем самым влияя на эмоциональную составляющую при просмотре. Автор считает, что музыка может насыщаться эмоциями, событиями, определенными символами, которые найдут отклик со стороны зрителя. По мнению Е.В. Буланова необходимо в трейлер включать краткие, ритмичные и музыкально привлекательные композиции, что отражает одну из главных особенностей музыкального сопровождения в трейлере [2].

Переходя к вопросу влияния музыки на потребителя, выделим исследование Е.А. Керзиной и Е.Н. Покатиловой, которые достаточно всесторонне охарактеризовали особенности такого влияния и эффекты, которых можно достичь за счет использования музыки. Авторами упоминается такое явление как музыкальный маркетинг, который позволяет не просто привлечь человека, но и направить его мысли и эмоции в нужном направлении, сформировать определенную эмоциональную реакцию, создать атмосферу. Важными элементами музыки являются темп, громкость, стиль и ритм, которые напрямую определяют реакцию потребителя и испытываемые им эмоции [4].

С точки зрения непосредственно кинокартин, значимым видится мнение А.А. Щербаковой, которая указывает на то, что музыка формирует смысловое поле произведения, становится способом художественного общения, обеспечения взаимодействия зрителя и кинокартины. Автор рассуждает о том, каким образом музыка сказывается на пространстве понимания смыслов кинокартины и заложенного в ней сюжета, отмечая, что музыка позволяет подкреплять ассоциации и вызывать чувства, обладает расширяющим воздействием. Конечно, автором не опускается роль и других составляющих кинокартины, однако делаются заключения о том, что музыка является лишь одним из главнейших каналов, который позволяет расширить глубину восприятия произведения и на фоне большого количества визуальных событий компенсировать трудности восприятия картины и её смыслов зрителем. Кроме того, музыка становится способом передачи индивидуальных особенностей, чувств и настроений произведения, обеспечивает значение картины на уровне человеческого восприятия и психологии человека [5].

Учитывая высокую роль музыки в кинокартинах и трейлерах в принципе, выделим её влияние на привлечение внимания целевой аудитории к кинокартине. Заметим, что музыка становится атрибутом не просто привлечения внимания или поддержки передачи сообщения адресату (зрителю), но и самобытным инструментом, который усиливает значение и интерес фильма для зрителя. В данном случае речь идет, например, об использовании популярной музыки в трейлерах, что позволяет ассоциативно продвигать произведение за счет имени композитора, автора, который исполняет музыку. Вместе с тем, распространенной на практике является написание новой музыки в трейлере – как правило, такое музыкальное сопровождение становится ритмичным и/или вирусным, что позволяет заложить определенный темп, ритм и мотив, которые впоследствии найдут отражение во взглядах просматривающего. Наконец, музыка является способом формирования яркого впечатления от трейлера или всей кинокартины в целом, что связывается с её глубокой и тончайшей проработкой в трейлере, когда музыка становится способом подчеркивания или передачи информационных сообщений, о чем шла речь ранее.

Учитывая все перечисленное, выделим влияние музыки в трейлере на привлечение внимания целевого потребителя к картине:

1. Прямое привлечение внимания за счет создания запоминающейся мелодии или определенного ритма, которые будут поддерживать внимание зрителя как при просмотре трейлера, так и после, ввиду оставленных впечатлений.

2. Применение известных песен и композиторов для формирования прямых ассоциаций, в том числе связанных с эмоциями, конкретными жанрами, что будет настраивать зрителя на определенную картину и эмоции.

3. Использование резких переходов, неожиданных звуковых частей, которые будут создавать эффект удивления и неожиданности, тем самым обращать внимание зрителя на картину или динамику событий.

4. Создание определенного настроения и атмосферы за счет музыки, например, при использовании эпической музыки создается ощущение масштабности, величия, что часто используется в кинокартинах жанра «фэнтези», в исторических драмах, боевиках и тому подобных; при использовании напряженной музыки создается чувство тревожности, подчеркивается нагнетающая атмосфера, что находит отражение в триллерах и фильмах ужасов; при использовании веселой музыки создается соответствующее настроение, например, в комедиях, в семейных фильмах, и так далее. Так, атмосфера рассматривается в неразрывной связи с эмоциями от музыки, что согласуется с жанром кинокартины и происходящими в трейлере событиями.

5. Сопровождение происходящих в трейлере событий и поддержание визуального ряда, поскольку музыка обладает возможностью подчеркнуть важные события, тем самым выступая элементом запоминания момента; более того, сочетание музыки и видеоряда становится эффективным инструментом формирования и поддержания определенного ритма и динамики, что положительно сказывается на восприятии трейлера.

6. Также определенное музыкальное сопровождение позволяет привлечь конкретную целевую аудиторию к кинокартине, например, для таких целей используется музыка из субкультуры, молодежного движения или течения.

Таким образом, результаты проведенного исследования достаточно наглядно демонстрируют, каким образом и при помощи каких инструментов музыка позволяет привлечь внимание целевой аудитории к кинокартине при показе трейлера. Музыка становится незаменимым атрибутом любого трейлера и кинофильма, поскольку способна существовать как в виде «независимой» составляющей произведения, так и ассоциироваться с ним, привлекать внимание за счет популярности композитора или подчеркивать важные моменты или события, происходящие в картине. На наш взгляд, музыка в трейлере действительно позволяет расширить коммуникативное поле, возникающее между зрителем и режиссерской задумкой, которая впоследствии резонирует в человеке, вызывает определенные чувства и настроения, что позитивно сказывается на привлечении внимания к готовому произведению.

Список литературы

  1. Баклакова, Е. П. Практика использования кинокоммуникаций в современной рекламе и pr / Е. П. Баклакова, А. А. Маскаева // Теория и практика современной науки. – 2021. – № 6(72). – С. 52-58
  2. Буланов, Е. В. Трейлер как феномен современной экранной культуры / Е. В. Буланов // Наука телевидения. – 2017. – № 13.2. – С. 93-105
  3. Власенко, О. К. Особенности трейлера как жанра рекламного дискурса / О. К. Власенко, Н. А. Выхованец // МНИЖ. – 2021. – № 4-4(106). – С. 12-15
  4. Керзина, Е. А. Воздействие музыки на поведение потребителей / Е. А. Керзина, Е. Н. Покатилова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2017. – № 2. – С. 263-272
  5. Щербакова, А. А. Музыка как фактор общения в отечественном кино конца 80-90-х годов / А. А. Щербакова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2008. – № 4(17). – С. 1-8
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее