ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

20

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (171), Июнь ‘24

Дата публикации 02.06.2024

Поделиться

В последнее время вопрос реализации государственной политики в сфере миграционного учета, контроля стоит крайне остро, что в том числе подтверждается не столь давними событиями, произошедшими в Крокус Сити Холле и иных эпизодах, связанных с незаконной деятельностью иностранных граждан, нарушивших миграционное законодательство. Крайне важным является определение значение, сущности и понятие деятельности органа, на который возложены отдельные государственные полномочия в сфере миграции для определения вектора развития российского государства в этом направлении.

Введение.

Президентом России издан Указ от 31 октября 2018 г. N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» [2].

В рамках реализации запланированных мер государственного контроля в сфере миграционной политики осуществляется большое количество государственных мероприятий, издается ряд крайне важных и значимых нормативных и ненормативных актов в этой области, осуществляется иной комплекс мер государственного регулирования в сфере учета мигрантов, а также осуществления иных мер, направленных на совершенствование данной деятельности. 

В том числе в качестве примера выделим Распоряжение Правительства РФ от 16 января 2024 г. N 30-р «О плане мероприятий по реализации в 2024-2025 гг. Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 г.» [3]. 

Указанный нормативный правовой акт Правительства регламентирует ряд мер, направленных на осуществление заданного плана Президентом Российской Федерации, а также служит своего рода планом-графиком для государственных органов и структур, в сферу которых входит полномочия по реализации государственной политики в сфере миграции. 

Не последнюю роль в этом оказывает и орган внутренних дел в сфере миграции, который в России в настоящее время представлен в качестве структурного подразделения МВД России – ГУВМ МВД России.

Результаты исследования и их обсуждение. 

Для определения особенностей и специфики ГУВМ МВД России, отметим, что вообще такое миграция и в чем заключается специфика осуществления миграционной политики по законодательству Российской Федерации. 

Миграция представляет собой процесс перемещения людей через внешние и внутренние территориальные границы, сопровождаемый сменой места жительства на определенное время или навсегда, независимо от тех факторов, которые послужили причиной такого перемещения [7]. 

В настоящее время миграционные процессы протекают достаточно интенсивно: в Российскую Федерацию въезжают тысячи граждан, не являющихся гражданами России как из ближнего зарубежья, так и из государств Европы, Азии и других континентов. 

В рамках указанного отметим, что нормы положений законодательства Российской Федерации выделяют особенности правового регулирования как миграционной политики, так и напрямую органа, ее осуществляющего. 

Как следует из положений пункта 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [1] (далее -Федеральный закон №109-ФЗ) можно отметить орган внутренних дел по вопросам миграции.

Ссылаясь на указанные положения закона выделим, что указанный орган представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и его территориальные органы. 

Таким образом, мы можем отразить специфику исследуемого органа государственной власти с одной стороны, а также выделить легальное его определение – с другой. 

Рассматривая значение указанного правоохранительного органа, необходимо подчеркнуть важность его деятельности, поскольку благодаря надлежащему выполнению возложенных на него функций становится возможным в целом нормальное функционирование всего государства. 

О.Ф. Бутакова в своей научной работе выделяет, что за последние десятилетия миграция является неотъемлемым процессом экономического порядка, поскольку как в Российской Федерации, так и за ее пределами невозможно представить функционирование экономического сектора без привлечения труда извне [8].

Шубочкин О.Н. в своей научной работе справедливо отмечает, что административно-правовой статус органа внутренних дел в сфере миграции регламентирован большим количеством нормативных правовых актов, в том числе и международных [10]. 

С указанным тезисом нельзя не согласиться. Основные положения в рамках правовой регламентации деятельности органа внутренних дел в сфере миграции урегулирован нормами Приказа МВД России от 13.12.2019 N 940 «Вопросы деятельности Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации») (далее – Приказ МВД России №940). 

В соответствии с п. 1 Положения о Главном управлении по вопросам миграции МВД России «Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации» является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в сфере миграции [4].

И.Л. Макаренко справедливо подмечает изложенный выше тезис о выделяет, что именно на органах внутренних дел лежит практическая реализация законодательных норм, направленных на регулирование и контроль миграционных процессов [9].

В ходе рассмотрения вопроса о роли и значении деятельности органа внутренних дел в сфере миграции дополнительно можно выделить, что именно благодаря нему становится возможным пресечение различного рода негативных правовых явлений, таких как всевозможная террористическая активность отдельных иностранных граждан, пересечение границ лиц, которые ранее были выдворены за пределы государства за ненадлежащее соблюдение действующего законодательства в области миграции, а равно подобного рода деятельность. Основной ролью рассматриваемого органа является контроль за соблюдением иностранными гражданами миграционного законодательства, в том числе положений Федерального закона №109-ФЗ [1].

Бабич А.А. выделяет, «что миграционная безопасность в стране является едва ли не одно из наиболее значимых и приоритетных направлений ГУВМ МВД России, что в том числе позволяет говорить о надлежащем обеспечении мультикультурного и полиэтнического уровня безопасности в стране благодаря возложенным на данный орган деятельности [5].

Деятельность органа внутренних дел в сфере миграции можно определять, ссылаясь на позицию коллектива авторов во главе с О.А. Бойко, как деятельность, осуществляемую в пределах своей компетенции компетентных органов соответствующего уровня государственной власти, направленную на реализацию функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции [6].

Заключение.

Отметим, что, анализируя положения норм действующего законодательства Российской Федерации, а также положения доктринального толкования рассматриваемых позиций отметим, что деятельность органа внутренних дел в сфере миграции можно определять как деятельность осуществляемую сотрудниками полиции, направленную на осуществление контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, транзитного проезда через территорию Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2006 г. N 30 ст. 3285
  2. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 45. ст. 6917
  3. Распоряжение Правительства РФ от 16 января 2024 г. N 30-р «О плане мероприятий по реализации в 2024-2025 гг. Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 г.» // Сайт официального публикования правовых актов. URL.: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202401190035
  4. Приказ МВД России «Вопросы деятельности Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации») от 13.12.2019 N 940 (ред. от 01.04.2023) // Сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm/положение-о-гувм
  5. Бабич, А.А. Место, роль, функции и задачи органов внутренних дел Российской Федерации в обеспечении миграционной безопасности // НАУ. 2021. №74-5. – С. 46-63
  6. Бойко, О.А. Административно-правовые основы деятельности полиции по профилактике правонарушений в сфере миграции / А.В. Куянова, А.Е. Юрицин // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. №3 (74). – С. 95-101
  7. Брылева, А.С. Понятие миграции населения: доктринальный и законодательный аспект // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №9-2. – С. 98-103
  8. Бутакова, О.Ф. Современные проблемы деятельности главного управления по вопросам миграции МВД РФ по решению вопросов гражданства // Право: современные тенденции: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). Краснодар: Новация, 2018. — С. 8-10
  9. Макаренко, И.Л. Роль и правоприменительная специфика Министерства внутренних дел в вопросах контроля над миграционными процессами // Вестник Московского университета МВД России. 2021. №4. – С. 203-208
  10. Шубочкин, О.Н. Административно-правовой статус органов внутренних дел в области миграционного учета // Закон и право. 2021. №12. – С. 64-69
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее