Эмоциональное выгорание - опасное негативное явление, от которого часто страдают специалисты по социальной работе. Это связано с характером их деятельности, которая требует от них постоянного проявления эмпатии и понимания клиентов, получателей социальных услуг. В результате частого взаимодействия с клиентами, специалисты могут начать чувствовать нервное перенапряжение, истощение и переутомление, что приводит к значительному снижению мотивации, ухудшению психического здоровья и избеганию общения с другими людьми.
Методы и процедура исследования
В качестве диагностического инструмента был использование опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI), представляющий собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
В России данную методику адаптировала доктор психологических наук Н.Е. Водопьянова. В 2007 году в НИПНИ им. Бехтерева был предложен способ определения системного индекса синдрома перегорания на основании математической модели. Данный метод позволяет получить единый количественный показатель: итоговое значение может быть от 0 (нет выгорания) до 1 (максимально выраженное выгорание).
Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания проводилось на базе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подведомственных ему учреждений. В опросе приняли участие 54 сотрудника, в возрасте от 23 до 64 лет, со стажем работы от менее года до 21 года. Участники были разделены на 3 подгруппы в зависимости от стажа профессиональной деятельности: от 0 до 3 лет; от 3 до 6 лет и от 6 и более лет.
Анализ полученных результатов исследования
В первую группу по методике МВ1 вошли женщины со стажем работы до 3 лет, что составило 25 человек (53,2 % от общего количества испытуемых женщин). Мужчины с таким стажем работы в опросе не участвовали. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты группы женщин со стажем работы до 3 лет
Субшкала |
Уровень |
Системный индекс синдрома перегорания |
||
низкий |
средний |
высокий |
||
Эмоциональное истощение |
24% (6 человек) |
36% (9 человек) |
36% (9 человек) |
от 0,10 до 0,55 (среднее значение 0,28) |
Деперсонализация |
24% (6 человек) |
32% (8 человек) |
44% (11 человек) |
|
Редукция личных достижений |
44% (11 человек) |
28% (7 человек) |
28% (7 человек) |
Согласно результатам, в группе испытуемых со стажем работы до 3 лет средний и высокий уровень наиболее выражен у шкалы «эмоциональное истощение» и «деперсонализация». Мы можем предположить, что такие показатели могут быть связаны с тем, что начинающие специалисты, столкнувшиеся с реальными проблемами клиентов, не всегда могут помочь в решении проблемы в полной мере. Из-за этого может возникнуть чувство разочарования и бессилия. «Редукция личных достижений» имеет положительное значение – 44%. На данном этапе своей карьеры, у сотрудников присутствует мотивация работать, развиваться в профессиональной сфере.
Во вторую группу вошли 11 женщин (23,4 % от общего количества испытуемых женщин) и 4 мужчин (57,14% от общего количества испытуемых мужчин) со стажем работы от 3 до 6 лет. Результаты представлены в таблице 2 и таблице 3.
Таблица 2.
Результаты группы женщин со стажем работы от 3 до 6 лет
Субшкала |
Уровень |
Системный индекс синдрома перегорания |
||
низкий |
средний |
Высокий |
||
Эмоциональное истощение |
18,18% (2 человек) |
45,45% (5 человек) |
36,37% (4 человека) |
от 0,13 до 0,53 (среднее значение 0,34) |
Деперсонализация |
27,27% (3 человека) |
36,37% (4 человека) |
36,37% (4 человека) |
|
Редукция личных достижений |
9,09% (1 человек) |
45,45% (5 человек) |
45,45% (5 человека) |
Анализируя таблицу 2, можно сделать выводы, что «эмоциональное истощение» у большинства сотрудников находятся на среднем уровне, т.е. находится на стадии формирования, у 36% женщин «эмоциональное истощение» уже сформировано. «Редукция личностных достижений» значительно выше, чем у сотрудников со стажем до 3 лет. Возможно, на этом этапе сотрудники анализируют и оценивают свои достижения в профессиональной сфере, задумываясь о всей важности своей работы.
Таблица 3.
Результаты группы мужчин со стажем работы от 3 до 6 лет
Субшкала |
Уровень |
Системный индекс синдрома перегорания |
||
низкий |
средний |
высокий |
||
Эмоциональное истощение |
0% |
75% (3 человека) |
25% (1 человека) |
от 0,22 до 0,42 (среднее значение 0,29) |
Деперсонализация |
25% (1 человека) |
25% (1 человека) |
50% (2 человек) |
|
Редукция личных достижений |
25% (1 человека) |
50% (2 человек) |
25% (1 человека) |
По итогам опроса, у 75% мужчин со стажем работы от 3 до 6 лет есть признаки формирования «эмоционального истощения» и «редукции личных достижений», у 25 % уже сформировано эмоциональное истощение. У половины специалистов диагностирована «деперсонализация».
Если сравнивать показатели мужчин и женщин этой категории, то стоит отметить, что «эмоциональное истощение» и «редукция личных достижений» формируется как у одних, как в одной, так и в другой группе испытуемых. А такой показатель как «деперсонализация» у мужчин более ярко выражен, чем у женщин с таким же стажем работы. Возможно, это связано с тем, что мужчины не готовы обсуждать свои чувства и эмоции, стараются справляться самостоятельно и реже обращаются за помощью.
В третью группу вошли 11 женщин (23,4 % от общего количества испытуемых женщин) и 3 мужчин (42,86 % от общего количества испытуемых мужчин) со стажем работы от 6 и более лет. Результаты представлены в таблице 4 и таблице 5.
Таблица 4.
Результаты группы женщин со стажем работы от 6 и более лет
Субшкала |
Уровень |
Системный индекс синдрома перегорания |
||
низкий |
средний |
высокий |
||
Эмоциональное истощение |
36,37% (4 человека) |
36,37% (4 человека) |
27,27% (3 человека) |
от 0,08 до 0,6 (среднее значение 0,32) |
Деперсонализация |
45,45% (5 человек) |
18,18% (2 человек) |
36,37% (4 человека) |
|
Редукция личных достижений |
36,37% (4 человека) |
36,37% (4 человека) |
27,27% (3 человека) |
На основании таблицы 4 можно сказать, что у женщин со стажем работы более 6 лет «эмоциональное истощение» находится на низком и среднем уровне. Возможно это связано с тем, что сотрудники, имея огромный опыт работы, научились в большей степени контролировать и проявлять свои негативные эмоции, следовательно, из-за этого критерий «деперсонализация» находится на низком уровне. «Редукция личных достижений» находится на среднем и низком уровне, что указывает на то, что сотрудники довольны своей работой.
Таблица 5.
Результаты группы мужчин со стажем работы от 6 и более лет
Субшкала |
Уровень |
Системный индекс синдрома перегорания |
||
низкий |
средний |
высокий |
||
Эмоциональное истощение |
66,67% (2 человек) |
33,33% (1 человека) |
0% |
от 0,19 до 0,36 (среднее значение 0,27) |
Деперсонализация |
66,67% (2 человек) |
0% |
33,33% (1 человека) |
|
Редукция личных достижений |
33,33% (1 человека) |
66,67% (2 человек) |
0% |
Согласно таблице 5, у большинства мужчин со стажем работы более 6 лет «эмоциональное истощение» и «деперсонализация» находится на низком уровне, это свидетельствует о высоком уровне стрессоустойчивости и положительных взаимоотношениях с окружающими людьми.
Если сравнивать мужчин и женщин со стажем работы от 6 и более лет, то можно выделить сходства. У сотрудников «эмоциональное истощение» находится на низком и среднем уровне. Возможно это связано с тем, что у сотрудников уже есть большой опыт работы в сфере социального обслуживания, они научились более спокойно относиться к проблемам, связанных с работой. Так же «деперсонализация» и у мужчин, и у женщин находится на низком уровне. Можно предположить, что это связано с совершенствованием навыков оказания помощи, полученными за большой профессиональный срок службы. Сотрудники грамотно строят отношения с коллегами и с клиентами. «Редукция личных достижений» и у мужчин, и женщин в основном находятся на низком и среднем уровне. Может быть, это связано с тем, что специалисты добились каких-либо профессиональных вершин, чувствуют удовлетворенность собой как личностью и как профессионалом своего дела.
Сравним системный индекс синдрома эмоционального выгорания по трем представленным группам.
График 1. Результаты всех группы, отображающий индекс синдрома эмоционального выгорания
Опираясь на полученные данные индекса эмоционального выгорания, можно предположить, что в первые три года работы симптомы эмоционального выгорания начинают формироваться. На промежуточном этапе профессионального становления (от 3 до 6 лет) индекс достигает максимальное значение среди всех групп. На следующем этапе профессиональной карьеры (от 6 и более лет) показатели компонентов эмоционального начинают снижаться.
Результаты проведенного исследования показали, что признаки эмоционального выгорания есть у всех специалистов социальной работы. Профилактика эмоционального выгорания играет ключевую роль в поддержании их физического и психологического здоровья, а также в эффективности и качестве предоставляемых услуг. Анализ литературы позволил выделить некоторые, на наш взгляд, наиболее эффективные методы профилактики:
- обучение по управлению стрессом. Предоставление социальным работникам знаний и навыков по управлению стрессом может помочь им лучше справляться с эмоциональными вызовами своей работы.
- самозабота. Важно, чтобы социальные работники осознавали свои собственные потребности и заботились о своем физическом и эмоциональном благополучии. Это может включать в себя здоровый образ жизни, регулярный отдых и время для саморазвития и хобби.
- поддержка со стороны руководства. Руководство должно создавать условия для поддержки социальных работников, включая регулярные консультации, возможность обсуждения сложных ситуаций и эмоциональных испытаний, а также доступ к психологической помощи при необходимости [3, c. 30].
- создание поддерживающей рабочей среды. Важно, чтобы рабочая среда была способствующей здоровью и благополучию. Это включает в себя открытую коммуникацию, обмен опытом, понимание и взаимопомощь среди коллег, поддержку в трудных ситуациях, возможность обсуждать проблемы, которые могут помочь социальным работникам справляться с нагрузкой.
- развитие навыков эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект включает в себя умение распознавать и управлять собственными эмоциями, а также эмпатию к клиентам, может помочь социальным работникам лучше справляться с эмоциональными вызовами своей работы.
Эти и другие меры могут помочь предотвратить эмоциональное выгорание и поддерживать здоровье и благополучие специалистов по социальной работе. Важно, чтобы организации, занимающиеся социальной защитой населения, придавали этому вопросу должное внимание и создавали условия для заботы о своих сотрудниках.
Список литературы
- Боцоева, А. В. Выученная беспомощность, профессиональные страхи и профессиональная отчужденность как детерминанты профессионального и эмоционального выгорания преподавателя / А. В. Боцоева, О. В. Диривянкина, Л. А. Лазаренко // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-4. – С. 317-319
- Старченкова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – С. 299
- Жигулина, М. А. Профессиональное выгорание как объект исследования в психологической науке / М. А. Жигулина, А. Н. Кононов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2021. – Т. 35. – С. 29-44
- Лактионова, Е.Б., Матюшина, М.Г. (2018). Теоретический анализ подходов к исследованию проблемы позитивного функционирования личности: счастье, психологическое благополучие, субъективное благополучие. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. (26), – С. 77-88
- Hemati Alamdarloo G., Moradi S. Job Burnout in Public and Special School Teachers // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Т. 10. – No 2. – С. 63-75