ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

68

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (171), Июнь ‘24

Дата публикации 28.05.2024

Поделиться

В данной статье было проведено исследование на тему: «Взаимосвязь особенностей родительского отношения и уровня коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи.». Актуальность исследования особенностей коммуникативного развития детей и их родительского отношения заключается в необходимости создания эффективного взаимодействия семейного воспитания и коррекционной и образовательной работы социальных организаций педагогического и клинического профиля.

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи особенностей родительского отношения и уровня коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи исследования включают:

1. Определение взаимосвязи особенностей родительского отношения и уровня коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

2. Исследование особенностей родительского отношения и уровня коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

3. Проведение сравнительного анализа результатов исследования и выявление специфических особенностей родительского отношения и уровня коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с нормативным развитием.

Гипотеза исследования формулируется следующим образом:

Стиль родительского отношения и коммуникативное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи взаимосвязаны.

Коммуникативная активность детей с тяжелыми нарушениями речи снижена по сравнению с детьми, не имеющими нарушений речи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи воспринимают семейную атмосферу как менее сплоченную, чем дети, не имеющие нарушений речи.

Методы и методики:

Методика Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);

Методика «Шкала семейного окружения (ШСО)»;

Методика «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад);

Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) (Р. Бернс и С. Кауфман).

Экспериментальными базами исследования являются.

Выборка исследования состояла из 66 испытуемых. В выборку включены следующие группы:

  1. Группа родителей нормотипичных детей;
  2. Группа родителей детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 5 до 9 лет;
  3. Группа нормотипичных детей в возрасте от 5 до 9 лет;
  4. Группа детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 9 лет.

Результаты исследования.

Особенности восприятия семейной ситуации детьми с тяжелыми нарушениями речи были исследованы методикой Р. Бернса и С. Кауфмана – «Кинетический рисунок семьи» (КРС).

Рисунок 1. Результаты исследования по методикам Р. Бернса и С. Кауфмана – «Кинетический рисунок семьи» (КРС)

Мы можем видеть на рис. 1, что большинство параметров восприятия семьи у детей с тяжелыми нарушениями речи и у детей без тяжелых нарушений речи равны или близки к этому.

В ходе анализа нами были выявлены статистически значимые различия между группами детей с тяжелыми нарушениями речи и детей без тяжелых нарушений речи по параметру чувство неполноценности (р= 0,008)

Особенности коммуникативного развития у детей были исследованы методикой «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад).

Рисунок 2. Результаты исследования по методикам «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад)

Значимые различия между двумя группами детей можно наблюдать в количестве социальных связей. (р=0,034). Для детей с тяжелым нарушением речи характерно иметь меньшее количество дружеских социальных связей со сверстниками или другими детьми.

Особенности родительского отношения были исследованы методикой тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Рисунок 3. Результаты исследования по методикам Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

На рис. 3 мы можем увидеть, что большинство параметров родительского отношения у экспериментальной и контрольной групп равны или близки к этому.

Особенности социального климата в семье были исследованы методикой «Шкала семейного окружения (ШСО)»

Рисунок 4. Результаты исследования по методикам Шкала семейного окружения (ШСО)

Мы проанализировали выборки на предмет значимых различий между исследуемыми группами с помощью U-критерия Манна-Уитни. В ходе анализа нами были выявлены статистически значимые различия параметру «ориентация на достижении». (р= 0,011).

Мы рассмотрели взаимосвязь показателей родительских методик, с методиками детей и обнаружили корреляции между:

Таблица 1.

Коэффициент корреляции Спирмена по методикам родителей и детей без тяжелых нарушений речи

Критерии детей без тяжелвых нарушений речи

Критерии родителей

Коэффициент  ранговой корреляции Спирмена

Благоприятная семейная ситуация

Маленький неудачник

R = - 0,609*

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Кооперация

R = 0,547*

Симбиоз

R = 0,783*

Маленький неудачник

R = 0,787*

 

Если родительское отношение проявляется в том, что родитель считает ребенка «маленьким неудачником», проявляет к нему отношение как к несмышлёному малышу, личность ребенка не вызывает в нем интереса. Интересы ребенка игнорируются взрослым, чувства и эмоции ребенка не считаются чем-то важным и достойным внимания, то ребенок будет воспринимать собственную семейную ситуацию как неблагоприятную.

Так же была выявлена прямая корреляция между критериями «Чувство неполноценности в семейной ситуации» и «кооперация», «симбиоз», «маленький неудачник».

Таким образом была выявлено взаимосвязь между субъективным восприятием ребёнка чувства неполноценности в семейной ситуации при проявлении родителями следующих особенностей отношения: отношение как к несмышлёному малышу, игнорирование чувств и эмоций ребенка как незначимых.

Так же, если родитель не будет устанавливать психологическую дистанцию между собой и ребенком, регулярно нарушая его и свои личные границы, оградить от всех неприятностей, чувство неполноценности в семейной ситуации у ребенка так же будет усиливаться.

Чрезмерное поощрение инициативы ребенка и его самостоятельность, расположение на одной ступени в иерархии семьи так же приводит к чувству неполноценности в семейной ситуации.

Таким образом мы можем утверждать, что гипотеза «стиль родительского отношения и коммуникативное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи взаимосвязаны» подтвердилась.

Результаты исследования взаимосвязи стиля родительского отношения и коммуникативного развития ребенка.

Мы рассмотрели взаимосвязь показателей родительских методик, с методиками детей и обнаружили корреляции между:

Таблица 2.

Коэффициент корреляции Спирмена по методикам родителей и детей с тяжелыми нарушениями речи

Критерии детей с тяжелыми нарушениями речи

Критерии родителей

Коэффициент  ранговой корреляции Спирмена

Количество социальных связей

Симбиоз

R = - 0,498*

 

Если родитель не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, оградить от неприятностей, то количество социальных связей ребенка с тяжелыми нарушениями речи будет сокращаться. Как уже было сказано ранее многие дети с тяжелыми нарушениями речи и так включали в круг своих близких друзей родителей. При сокращении психологической дистанции с ребенком и проявлении попыток ограждения его от неприятностей, в том числе социальных, родитель сужает круг его возможных знакомств. 

Результаты исследования взаимосвязи особенностей социального климата в семье и особенности восприятия семейной ситуации детьми.

Мы рассмотрели взаимосвязь показателей родительских методик, с методиками детей и обнаружили корреляции между:

Таблица 3.

Коэффициент корреляции Спирмена по методикам родителей и детей с тяжелыми нарушениями речи

Критерии детей с тяжелыми нарушениями речи

Критерии родителей

Коэффициент  ранговой корреляции Спирмена

Тревожность

Ориентация на активный отдых

R = 0,513*

 

Если в семейном окружении ребенка ярко выражена ориентация на активный отдых, то чувство тревожности ребенка с тяжелым нарушением речи будет усиливаться. Для ребенка с тяжелым нарушением речи нагрузки, который предполагает активный отдых и занятия в его рамках спортом (не имеется в виду ЛФК или адаптированные для ребенка секции, кружки и дополнительные занятия) могут оказаться слишком высокими, что несомненно будет вызывать некоторый уровень стресса и повышенную тревожность.

Таблица 4.

Коэффициент корреляции Спирмена по методикам родителей и детей без тяжелых нарушений речи

Критерии детей без  тяжелых нарушений речи

Критерии родителей

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Конфликтность в семье

Независимость

R = -0,638**

Враждебность

Ориентация на активный отдых

R = 0,532*

Контроль

R =-0,539*

 

При поощрении в семье независимого поведения, самоутверждения и самостоятельности в решении проблем, субъективное восприятие ребенком семейной ситуации будет характеризоваться как неконфликтная семейная ситуация.

Если в семейном окружении ребенка ярко выражена ориентация на активный отдых, то чувство враждебности ребенка так же будет ярко выражено.

При повышении степени иерархичности семейной организации, ригидности семейных рамок и семейных правил, а также контроля друг над другом членами семьи, ребенок будет проявлять меньшую враждебность.

Результаты исследования взаимосвязи особенностей социального климата в семье и коммуникативного развития ребенка.

Мы рассмотрели взаимосвязь показателей родительских методик, с методиками детей и обнаружили корреляции между:

Таблица 5.

Коэффициент корреляции Спирмена по методикам родителей и детей без тяжелых нарушений речи

Критерии детей без тяжелых нарушений речи

Критерии родителей

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Количество социальных связей

Морально нравственные аспекты

R = - 0,582*

 

При повышении степени семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям, количество социальных связей ребенка будет снижаться.

Выводы:

  1. Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно меньшее количество социальных связей, чем для детей без тяжелых нарушений речи. Для детей с тяжелыми нарушениями речи более характерно ощущать чувство неполноценности в семейной ситуации, чем для детей без тяжелых нарушений речи.
  2. Ориентация на достижение в семьях с ребенком с тяжелым нарушением речи выше, чем в семьях с детьми без тяжелых нарушений речи. Симбиотические отношения в семье с ребенком с тяжелым нарушением речи приводят к снижению количества социальных связей со сверстниками у детей. В семьях с ярко выраженной ориентацией на активный отдых дети с тяжелыми нарушениями речи чувствуют тревожность.
  3. Семьи, в которых поощряется независимое поведение воспринимается конфликтной детьми без тяжелых нарушений речи, а ориентация на активный отдых и повышенный контроль вызывает чувство враждебности. При повышении степени семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям, количество социальных связей ребенка будет снижаться.
  4. Стиль родительского отношения и коммуникативное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи взаимосвязаны» подтвердилась.
  5. Коммуникативная активность детей с тяжелыми нарушениями речи по сравнению с детьми, не имеющими нарушений речи снижена.

Список литературы

  1. Биба, А. Г. Коммуникативный аспект социализации детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного школьного образования / А. Г. Биба, К. В. Панова, Д. М. Фильченкова // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. – 2022. – Т. 5, № 3(16). – С. 104-110
  2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. / Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. // М.: Владос, 2004. С. 408
  3. Морозова, А. Д. Особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи на современном этапе развития общества / А. Д. Морозова // Перспективы развития науки в современном мире: Сборник трудов по материалам XII Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. В 2 частях, Уфа, 20 февраля 2023 года. Том Часть 2. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2023. – С. 220-227
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее