Целью данного исследования является выявление взаимосвязи особенностей родительского отношения и уровня коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования включают:
1. Определение взаимосвязи особенностей родительского отношения и уровня коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
2. Исследование особенностей родительского отношения и уровня коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
3. Проведение сравнительного анализа результатов исследования и выявление специфических особенностей родительского отношения и уровня коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с нормативным развитием.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом:
Стиль родительского отношения и коммуникативное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи взаимосвязаны.
Коммуникативная активность детей с тяжелыми нарушениями речи снижена по сравнению с детьми, не имеющими нарушений речи.
Дети с тяжелыми нарушениями речи воспринимают семейную атмосферу как менее сплоченную, чем дети, не имеющие нарушений речи.
Методы и методики:
Методика Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);
Методика «Шкала семейного окружения (ШСО)»;
Методика «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад);
Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) (Р. Бернс и С. Кауфман).
Экспериментальными базами исследования являются.
Выборка исследования состояла из 66 испытуемых. В выборку включены следующие группы:
- Группа родителей нормотипичных детей;
- Группа родителей детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 5 до 9 лет;
- Группа нормотипичных детей в возрасте от 5 до 9 лет;
- Группа детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 9 лет.
Результаты исследования.
Особенности восприятия семейной ситуации детьми с тяжелыми нарушениями речи были исследованы методикой Р. Бернса и С. Кауфмана – «Кинетический рисунок семьи» (КРС).
Рисунок 1. Результаты исследования по методикам Р. Бернса и С. Кауфмана – «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
Мы можем видеть на рис. 1, что большинство параметров восприятия семьи у детей с тяжелыми нарушениями речи и у детей без тяжелых нарушений речи равны или близки к этому.
В ходе анализа нами были выявлены статистически значимые различия между группами детей с тяжелыми нарушениями речи и детей без тяжелых нарушений речи по параметру чувство неполноценности (р= 0,008)
Особенности коммуникативного развития у детей были исследованы методикой «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад).
Рисунок 2. Результаты исследования по методикам «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад)
Значимые различия между двумя группами детей можно наблюдать в количестве социальных связей. (р=0,034). Для детей с тяжелым нарушением речи характерно иметь меньшее количество дружеских социальных связей со сверстниками или другими детьми.
Особенности родительского отношения были исследованы методикой тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Рисунок 3. Результаты исследования по методикам Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
На рис. 3 мы можем увидеть, что большинство параметров родительского отношения у экспериментальной и контрольной групп равны или близки к этому.
Особенности социального климата в семье были исследованы методикой «Шкала семейного окружения (ШСО)»
Рисунок 4. Результаты исследования по методикам Шкала семейного окружения (ШСО)
Мы проанализировали выборки на предмет значимых различий между исследуемыми группами с помощью U-критерия Манна-Уитни. В ходе анализа нами были выявлены статистически значимые различия параметру «ориентация на достижении». (р= 0,011).
Мы рассмотрели взаимосвязь показателей родительских методик, с методиками детей и обнаружили корреляции между:
Таблица 1.
Коэффициент корреляции Спирмена по методикам родителей и детей без тяжелых нарушений речи
Критерии детей без тяжелвых нарушений речи |
Критерии родителей |
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена |
Благоприятная семейная ситуация |
Маленький неудачник |
R = - 0,609* |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
Кооперация |
R = 0,547* |
Симбиоз |
R = 0,783* |
|
Маленький неудачник |
R = 0,787* |
Если родительское отношение проявляется в том, что родитель считает ребенка «маленьким неудачником», проявляет к нему отношение как к несмышлёному малышу, личность ребенка не вызывает в нем интереса. Интересы ребенка игнорируются взрослым, чувства и эмоции ребенка не считаются чем-то важным и достойным внимания, то ребенок будет воспринимать собственную семейную ситуацию как неблагоприятную.
Так же была выявлена прямая корреляция между критериями «Чувство неполноценности в семейной ситуации» и «кооперация», «симбиоз», «маленький неудачник».
Таким образом была выявлено взаимосвязь между субъективным восприятием ребёнка чувства неполноценности в семейной ситуации при проявлении родителями следующих особенностей отношения: отношение как к несмышлёному малышу, игнорирование чувств и эмоций ребенка как незначимых.
Так же, если родитель не будет устанавливать психологическую дистанцию между собой и ребенком, регулярно нарушая его и свои личные границы, оградить от всех неприятностей, чувство неполноценности в семейной ситуации у ребенка так же будет усиливаться.
Чрезмерное поощрение инициативы ребенка и его самостоятельность, расположение на одной ступени в иерархии семьи так же приводит к чувству неполноценности в семейной ситуации.
Таким образом мы можем утверждать, что гипотеза «стиль родительского отношения и коммуникативное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи взаимосвязаны» подтвердилась.
Результаты исследования взаимосвязи стиля родительского отношения и коммуникативного развития ребенка.
Мы рассмотрели взаимосвязь показателей родительских методик, с методиками детей и обнаружили корреляции между:
Таблица 2.
Коэффициент корреляции Спирмена по методикам родителей и детей с тяжелыми нарушениями речи
Критерии детей с тяжелыми нарушениями речи |
Критерии родителей |
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена |
Количество социальных связей |
Симбиоз |
R = - 0,498* |
Если родитель не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, оградить от неприятностей, то количество социальных связей ребенка с тяжелыми нарушениями речи будет сокращаться. Как уже было сказано ранее многие дети с тяжелыми нарушениями речи и так включали в круг своих близких друзей родителей. При сокращении психологической дистанции с ребенком и проявлении попыток ограждения его от неприятностей, в том числе социальных, родитель сужает круг его возможных знакомств.
Результаты исследования взаимосвязи особенностей социального климата в семье и особенности восприятия семейной ситуации детьми.
Мы рассмотрели взаимосвязь показателей родительских методик, с методиками детей и обнаружили корреляции между:
Таблица 3.
Коэффициент корреляции Спирмена по методикам родителей и детей с тяжелыми нарушениями речи
Критерии детей с тяжелыми нарушениями речи |
Критерии родителей |
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена |
Тревожность |
Ориентация на активный отдых |
R = 0,513* |
Если в семейном окружении ребенка ярко выражена ориентация на активный отдых, то чувство тревожности ребенка с тяжелым нарушением речи будет усиливаться. Для ребенка с тяжелым нарушением речи нагрузки, который предполагает активный отдых и занятия в его рамках спортом (не имеется в виду ЛФК или адаптированные для ребенка секции, кружки и дополнительные занятия) могут оказаться слишком высокими, что несомненно будет вызывать некоторый уровень стресса и повышенную тревожность.
Таблица 4.
Коэффициент корреляции Спирмена по методикам родителей и детей без тяжелых нарушений речи
Критерии детей без тяжелых нарушений речи |
Критерии родителей |
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена |
Конфликтность в семье |
Независимость |
R = -0,638** |
Враждебность |
Ориентация на активный отдых |
R = 0,532* |
Контроль |
R =-0,539* |
При поощрении в семье независимого поведения, самоутверждения и самостоятельности в решении проблем, субъективное восприятие ребенком семейной ситуации будет характеризоваться как неконфликтная семейная ситуация.
Если в семейном окружении ребенка ярко выражена ориентация на активный отдых, то чувство враждебности ребенка так же будет ярко выражено.
При повышении степени иерархичности семейной организации, ригидности семейных рамок и семейных правил, а также контроля друг над другом членами семьи, ребенок будет проявлять меньшую враждебность.
Результаты исследования взаимосвязи особенностей социального климата в семье и коммуникативного развития ребенка.
Мы рассмотрели взаимосвязь показателей родительских методик, с методиками детей и обнаружили корреляции между:
Таблица 5.
Коэффициент корреляции Спирмена по методикам родителей и детей без тяжелых нарушений речи
Критерии детей без тяжелых нарушений речи |
Критерии родителей |
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена |
Количество социальных связей |
Морально нравственные аспекты |
R = - 0,582* |
При повышении степени семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям, количество социальных связей ребенка будет снижаться.
Выводы:
- Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно меньшее количество социальных связей, чем для детей без тяжелых нарушений речи. Для детей с тяжелыми нарушениями речи более характерно ощущать чувство неполноценности в семейной ситуации, чем для детей без тяжелых нарушений речи.
- Ориентация на достижение в семьях с ребенком с тяжелым нарушением речи выше, чем в семьях с детьми без тяжелых нарушений речи. Симбиотические отношения в семье с ребенком с тяжелым нарушением речи приводят к снижению количества социальных связей со сверстниками у детей. В семьях с ярко выраженной ориентацией на активный отдых дети с тяжелыми нарушениями речи чувствуют тревожность.
- Семьи, в которых поощряется независимое поведение воспринимается конфликтной детьми без тяжелых нарушений речи, а ориентация на активный отдых и повышенный контроль вызывает чувство враждебности. При повышении степени семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям, количество социальных связей ребенка будет снижаться.
- Стиль родительского отношения и коммуникативное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи взаимосвязаны» подтвердилась.
- Коммуникативная активность детей с тяжелыми нарушениями речи по сравнению с детьми, не имеющими нарушений речи снижена.
Список литературы
- Биба, А. Г. Коммуникативный аспект социализации детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного школьного образования / А. Г. Биба, К. В. Панова, Д. М. Фильченкова // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. – 2022. – Т. 5, № 3(16). – С. 104-110
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. / Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. // М.: Владос, 2004. С. 408
- Морозова, А. Д. Особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи на современном этапе развития общества / А. Д. Морозова // Перспективы развития науки в современном мире: Сборник трудов по материалам XII Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. В 2 частях, Уфа, 20 февраля 2023 года. Том Часть 2. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2023. – С. 220-227