СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ МУЗЕЯ "ЗАЕЛЬЦОВКА" ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИДЕНТИЧНОСТИ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ МУЗЕЯ "ЗАЕЛЬЦОВКА" ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИДЕНТИЧНОСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Культурология

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (27), август ‘21

Дата публикации 18.08.2021

Поделиться

В данной статье автор рассматривает роль и место музея локальной истории нового типа в мегаполисе на примере музея «Заельцовка» - отдела МАУК «Музей Новосибирска». Рассматриваются вопросы межведомственного взаимодействия, музейные коммуникации, а также аспекты, связанные с использованием различных технологий в процессе формирования идентичности.

В настоящий момент одним из факторов, скрепляющих современное общество, является культура и культурные идентичности – этнические, национальные и т.д. Это объясняется тем, что именно культура формирует у людей чувство принад­лежности к определенной общности, т. е. чувство идентичности. Невозможно представить человека вне определенной куль­туры, и нет культуры, которая была бы «ничьей» (общечеловече­ской), не была бы порождением тех или иных народов.

Историческое развитие нашего Отечества было неразрывно связано с формированием на его огромном пространстве не только этнических, но и территориальных общностей, заметно выделяющихся своей индивидуальностью, имеющих свою социокультурную специфику, которую можно определить понятием «региональная идентичность». Причем такая региональная идентификация определялась для этнических русских скорее не национальной, а территориальной принадлежностью, придающей в собственных глазах и глазах окружающих специфические социально, психологически и культурно значимые признаки. До сих пор значительную роль в жизни россиян играет фактор «малой родины», в этих условиях региональная и локальная идентификация служат одним из определяющих и стабилизирующих (хотя и трудно вычленяемых) факторов формирования культурно-исторической и социально-территориальной общности. 

В мультиэтнической России большая часть регионов строит свою идентичность на этническом принципе. Поэтому региональную или локальную идентичность можно считать вариантом этнической - или, точнее, субэтнической - идентичности.

Вопросы этнокультурной идентичности, национальных традиций и языков имеют особое значение и для Новосибирска, поскольку он является самым крупным муниципальным образованием в России, многонациональный и поликонфессиональный состав населения которого является неотъемлемой особенностью мегаполиса.

9 лет назад, проектируя музей, его экспозиции, комплектуя музейные фонды  (музей был открыт 05 июля 2013 года в статусе муниципального казённого учреждения «Музей истории и развития Заельцовского района») мы сочли необходимым учитывать важность и особую актуальность тесно  взаимосвязанных факторов: патриотизма и идентичностью. Это же положение было положено в основу концепции модели Музея Заельцовского района как культурно-коммуникационной системы. 

Сейчас, Музей «Заельцовка» - отдел «Музей Новосибирска» (далее – Музей) - историко-краеведческий музей, занимающийся локальной историей одного из административных районов мегаполиса – Заельцовского района. Именно поэтому, в первую очередь, музей уделяет внимание проблеме локальной идентичности и локального патриотизма. 

В целом на реализацию задач по формированию идентичности направлены, все направления деятельности Музея: поисковая, экспозиционная, культурно-образовательная и др.

Локальная идентичность реализуется Музеем через идентификацию с отдельными элементами, которые в комплексе присутствуют и в экспозиции музея, и в экскурсии, и в других формах деятельности музея:

  • с местом рождения, местом жительства
  • с особенностями ландшафта, климата, флоры и фауны и пр.,
  • со значимыми историко-культурными событиями,
  • со значимыми людьми,
  • с экономической специализацией территории и уровнем социально-экономического развития,
  • с особыми реальными или приписываемыми чертами коллективного поведения. 

Для манифестации, поддержки локальной идентичности Заельцовского района, актуализации его уникальности Музей работает с локальными смыслами, например: Елец, Заельцовка, зелёный район Новосибирска. Например, в рамках акции «Ночь в музее» отдельная программа была посвящена ельцу как основному топониму района, в качестве экскурсовода по экспозиции тоже используется стилизованное  изображение рыбки – ельца, среди сувенирной продукции – магниты в форме рыбок. 

Отдельное место в деятельности Музея отводится формированию и актуализации у заельцовцев, в первую очередь у подрастающего поколения и молодёжи, чувства сопричастности к истории района, его настоящему и будущему, «освоению подрастающим поколением знаний о своей малой Родине, постижению ее уникальности, неповторимости, воспитанию личной ответственности за ее будущее, формированию гордости за сопричастность к созидательным деяниям предков, к подвижническому труду ныне живущих современников» [5, c. 50] . 

На реализацию этих задач направлены, выставочные и культурно-образовательные проекты Музея. Например, культурно-образовательный проект «Люди, которые делали историю», выставочные проекты «Запас прочности», «Чемодан, вокзал, Ельцовка», научно-исследовательские проекты «Ровесники района», «Мочищенская сторона».

С 2014 года сотрудники музея работают над проблемой формирования региональной (в некоторых работах - медиа-региональной) идентичности. Региональная идентичность – осознание общности интересов и чувство солидарности с населением и территорией политико-административного (область, край), исторического (например, Кузбасс) или географического (Сибирь, Урал) региона в составе государства.  

Эти задачи Музей решает путём расширения коммуникационного поля, создавая проекты, в которые включены организации - партнёры других ведомств – сферы образования, науки, спорта, ветеранских организаций города, области, Сибирского региона в целом.   

С 2015 г. Музеем «Заельцовка» разработан и реализуется проект «Мы – земляки», который, по сути, является новой системой музейно-педагогической деятельности, направленной на формирование у подрастающего поколения и молодёжи «культурно-эмоциональной и духовно-нравственной оседлости» (по Д.С. Лихачёву) или, иначе говоря, территориальной идентичности. Это культурно – образовательный проект, позволяющий не только познакомить молодых новосибирцев с историей одного из районов Новосибирской области, но актуализировать (а в некоторых случаях – сформировать) чувство сопричастности к своему району, области у его жителей. Более того факт, что «мой район представлен в областном центре» явился объединяющим ресурсом, который позволяет гордиться «местом, где родился и вырос», что особенно важно для молодёжи и подрастающего поколения сибирской глубинки. 

В ходе реализации проекта на базе музея, на его выставочных выездных пространствах и мероприятиях проводятся различные формы культурно-образовательной деятельности: музейно-педагогические занятия, уроки, гостиные, встречи с интересными людьми, викторины, мастер-классы, квесты. Организуются специальные тематические фотозоны, изготавливается сувенирная продукция. 

Единство страны проявляется через многообразие народов и этноидентичностей, через их взаимообогащение и взаимодействие. Этот тезис реализуется в ещё одном направлении проекта «Мы земляки» - выставочном проекте «Мы земляки. Многоликая Заельцовка». В рамках выставки был презентован процесс формирования общности, которую мы называем «новосибирцы» с учётом миграционных процессов на примере Заельцовского района Новосибирска. Наряду с уникальными памятниками духовной имматериальной культуры, на выставки представлены главные «экспонаты» выставки «Мы  - земляки. Многоликая Заельцовка»  – люди. Среди них оперные певцы, Олимпийские чемпионы, кулинары, общественные деятели, руководители, в общем, яркие, успешные, талантливые представители своей национальности, сделавшие огромный вклад в развитие одной единой малой Родины – города Новосибирска. На базе выставки проводятся творческие встречи, музейные уроки и музейно-педагогические занятия, мастер-классы и пр.

Таким образом, Музей создаёт условия для того, чтобы заельцовцы, новосибирцы могли идентифицировать себя с национальной общностью и сформировать чувство «мы», а с другой стороны, удовлетворить потребность в самобытности. 

Список литературы

  1. Коршунова Д.А. Музей как «локус медиации» культуры современного города // Культура и цивилизация. 2017. Том 7. № 5А. С. 443-456.
  2. Макарова Е.В. Расширение коммуникационного пространства музея в тренде интеграции культуры-образования-науки (из опыта работы Музея «Заельцовка») // Музей – ресурс развития гражданско-патриотического воспитания. Методические материалы из опыта работы музеев всех видов. 2018. С. 177 – 180.
  3. Макарова Е.В., Шелегина О.Н. Образовательно-воспитательные аспекты регионального социокультурного проекта «Мы земляки» // Музейные тетради Крымской музеологической школы. 2018. Вып. 3. С.145 – 154.
  4. Скрипкина Л.И. К вопросу о корреспондировании «нового краеведения» с «новой локальной историей» // Новации в музейном мире. На пути к музею локальной истории нового типа. 2017. С. 70 – 75.
  5. Чувилова И.В. Местный музей как ключевой элемент развития идентичности // Новации в музейном мире. На пути к музею локальной истории нового типа. 2017. С.24 – 52.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее