ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ БАНКОВСКИМИ УСЛУГАМИ

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ БАНКОВСКИМИ УСЛУГАМИ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

23

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (171), Июнь ‘24

Дата публикации 28.05.2024

Поделиться

Статья посвящена исследованию уровня доступности и качества банковских услуг на территории Приморского края. В статье приведена количественная характеристика региональной банковской системы Приморского края, а также анализ обеспеченности населения счетами физических лиц. Результаты исследования могут быть полезны для разработки стратегий развития банковской инфраструктуры в Приморском крае и повышения финансовой грамотности населения.

«Региональная банковская система является центральным элементом региональной финансовой системы, в которой циркулируют все денежные потоки в сфере хозяйственной деятельности субъектов территории.» [1, с.272.]

Помимо А.Т. Ачеевой мы обращаемся к таким работам таких экономистов как: Е.В. Красова [2], Ю.В. Разумова [3] и другие.

Один из ключевых факторов, определяющих сохранение темпов экономического роста и улучшение уровня жизни в каждом регионе, заключается в стабильной деятельности банковского сектора. Поскольку успешное развитие экономики региона в значительной степени зависит от эффективного использования финансовых ресурсов, банки играют важную роль в создании базы для реализации инфраструктурных и социальных проектов, а также обеспечении региональной экономики денежными средствами. Оценка доступности и качества этих услуг на региональном уровне играет ключевую роль в обеспечении финансовой стабильности и развитии экономики.

Своевременная оценка степени обеспеченности банковскими услугами в регионе играет свою роль в:

  • поддержке экономического роста: банковские услуги являются важным фактором финансовой занятости, поддерживающим экономическую активность. Оценка помогает выявить дефицит банковских услуг, который может ограничить развитие бизнеса, инвестиций и инноваций в разных странах;
  • обеспечении социальной справедливости: Доступ к банковским услугам имеет важное значение для финансовой интеграции всех слоев населения. Недостаточная обеспеченность банковскими услугами может привести к финансовым финансам некоторых групп, что влияет на экономический рост;
  • повышении финансовой грамотности населения: Оценка позволяет оценить уровень включенности населения в финансовую систему. Это помогает разработать программу повышения финансовой грамотности и постоянного доступа к банковским продуктам и услугам;
  • повышении инвестиционной привлекательности: регион с хорошо развитой банковской инфраструктурой более привлекателен для инвесторов. Компании и частные лица предпочитают вкладывать средства в регионы с доступными и качественными услугами;
  • мотивации повышения качества банковского обслуживания;
  • в повышении доверия к банковской системе: Регулярные оценки и прозрачность данных повышают доверие населения к банковской системе, укрепляя уверенность в финансовых институтах и ​​их стабильности.

Для оценки территориальной обеспеченности банковскими услугами Приморского края прежде всего стоит провести анализ обеспеченности региона банковскими отделениями.

Центральный банк регулярно собирает данные о наличии кредитных организаций в различных регионах и на данный момент на территории Приморского края находится 370 банковских отделений (включая головные офисы, филиалы, дополнительные офисы и представительства иностранных банков).

В таблице 1 представлена количественная характеристика банковского сектора Приморского края.

Таблица 1.

Количественная характеристика банковского сектора Приморского края на 2024г.

Банк Количество отделений Доля банка, %
Сбербанк 75 20,27
Почта Банк 58 15,68
Совкомбанк 51 13,78
Примсоцбанк 27 7,30
АТБ 17 4,59
Дальневосточный Банк 16 4,32
ВТБ 15 4,05
Росбанк 13 3,51
РоссельхозБанк 13 3,51
Альфа-Банк 12 3,24
Банк Приморье 12 3,24
ГазпромБанк 7 1,89
ОТП Банк 7 1,89
Открытие 6 1,62
Примтеркомбанк 6 1,62
ББР Банк 5 1,35
Пойдем! 5 1,35
Роял Кредит Банк 4 1,08
МТС-Банк 3 0,81
Саммит Банк 3 0,81
Другие 15 4,05
Итого 370 100,00

 

Данные таблицы 1 показывают, что самый распространенными банками в Приморье являются “Сбербанк”, “Почта Банк” и “Совкомбанк”. В категорию “другие” были отнесены банки, имеющие на территории данного региона меньше трёх отделений.

В четверку самых распространенных по количеству отделений банков в Приморском крае попадает региональный банк “Примсоцбанк” с долей 7 процент, “Дальневосточный Банк” имеет долю в 4 процента.

В числе банков с самым маленьким количеством отделений региональные банки “Саммит Банк” т “Роял Кредит Банк”, составившие 1 процент от общего количества банковских отделений в Приморском крае.

В четверку самых распространенных по количеству отделений банков в Приморском крае попадает региональный банк “Примсоцбанк” с долей 7 процент, “Дальневосточный Банк” имеет долю в 4 процента.

В числе банков с самым маленьким количеством отделений региональные банки “Саммит Банк” и “Роял Кредит Банк”, составившие 1 процент от общего количества банковских отделений в Приморском крае.

Теперь рассмотрим обеспеченность банковскими отделениями Приморского края в сравнении с другими регионами Дальневосточного Федерального округа с помощью данных таблицы 2

Таблица 2.

Количественная характеристика банковского сектора ДВФО на 1 января 2024г.

Регион Головные офисы Филиалы Представительства Дополнительные офисы Мобильные офисы Всего офисов
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 13 37 11 1549 17 1627
Республика Бурятия 0 3 2 142 1 148
Республика Саха (Якутия) 1 2 1 224 1 229
Забайкальский край 0 2 1 186 12 201
Камчатский край 1 2 0 76 0 79
Приморский край 8 9 4 348 1 370
Хабаровский край 0 9 1 226 1 237
Амурская область 1 5 1 149 1 157
Магаданская область 0 1 0 42 0 43
Сахалинская область 2 3 1 104 0 110
Еврейская АО 0 1 0 29 0 30
Чукотский АО 0 0 0 23 0 23

*Составлено по статистическим данным Банка России [4]

 

Из данных таблицы видно, что Приморский край наиболее обеспечен банковскими отделениями, на его территории 370 отделений, на втором месте Хабаровский край с 237 отделениями.

Из 13 головных офисов банков, находящихся на территории Дальневосточного Федерального округа в Приморском крае, располагаются 8.

Но для анализа обеспеченности банковскими услугами недостаточно смотреть на количество отделений банка, поэтому рассмотрим обеспеченность населения банковскими счетами физических лиц с учетом численности и представим эту информацию в таблице 3

Таблица 3.

Анализ обеспеченности банковскими счетами регионов ДВФО на 2021-2023гг.

Регион Счета физ. лиц на 2021 Счета физ. лиц на 2022 Счета физ. лиц на 2023 Счета на 1 жителя в 2021, ед. Счета на 1 жителя в 2022, ед. Счета на 1 жителя в 2022, ед. Отклонение на 2021 г , ед. на 1 жителя Отклонение на 2022г , ед. на 1 жителя
Республика Бурятия, тыс. ед. 4688,8 4885,1 5089,1 4,8 5,2 5,2 0,4 0
Республика Саха (Якутия), тыс. ед. 4854,6 5034,8 5197,7 5,1 5,3 5,3 0,2 0
Забайкальский край, тыс. ед. 4229 4372,1 4535,8 4 4,3 4,4 0,3 0,1
Камчатский край, тыс. ед. 1584 1621,1 1676,1 5,1 4,3 5,4 -0,8 1,1
Приморский край, тыс. ед. 9953,5 10487,1 9969,5 5,3 5,4 5,4 0,1 0
Хабаровский край, тыс. ед. 9508,4 8427,7 6196,4 7,3 6,8 6,9 -0,5 0,1
Амурская область, тыс. ед. 4635,4 4873,6 5076,1 5,9 6,5 6,6 0,6 0,1
Магаданская область, тыс. ед. 1291,9 1329,9 3906,4 9,2 9,9 10 0,7 0,1
Сахалинская область, тыс. ед. 2448,4 2565,9 2685,3 5,1 5,5 5,6 0,4 0,1
Еврейская АО, тыс. ед. 591,9 610 630,2 3,7 4,1 4,1 0,4 0
Чукотский АО, тыс. ед. 0 0 0 0 0 0 0 0

*Составлено по статистическим данным Банка России [5]

 

Динамика открытия счетов физических лиц в Приморском крае не такая ритмичная и в 2023 году показатель счетов на 1 жителя не увеличился. И несмотря на то, что в Приморском крае самое большое количество отделений по Дальневосточному Федеральному округу и наибольшее число открытых счетов обеспеченность региона находится на среднем уровне по округу. Связано это с большим количеством населения, в том числе сельского, например, при численности населения Приморского края 1806393 человек на 2024 год доля городского населения составляет около 80 процентов, а в Хабаровском крае численность населения 1278132 человек и доля городского населения 84,4 процента.

Теперь перейдем к качественному анализу обеспеченности региона банковскими услугами.

Далее в работе используются следующие показатели: 

  • институциональная насыщенность банковскими услугами, которая рассчитывается как отношение количества банковских отделений региона к численности населения региона, деленное на величину аналогичного отношения рассчитанного по показателям России в целом.
  • индекс развития сберегательного дела, который рассчитывается как отношение объема вкладов на душу населения региона, деленное на показатель в общем по России;
  • финансовая насыщенность банковскими услугами, которая рассчитывается как отношение объема кредитов физических и юридических лиц к валовому региональному продукту, деленное на величину аналогичного отношения рассчитанного по показателям России в целом;
  • совокупный индекс обеспеченности региона банковскими услугами, который рассчитывается как среднее геометрическое трех первых показателей и является главным показателем обеспеченности региона банковскими услугами.

В таблице 4 представлен анализ качественных показателей обеспеченности Приморского края.

Таблица 4.

Качественные характеристики обеспеченности банковскими услугами Приморского края за 2021-2023г.

Показатель 2021 год 2022 год 2023 год Отклонение
Абсолютное отклонение в 2022 году Абсолютное отклонение в 2023 году Относительное в 2022 году, % Относительное в 2023 году, %
Институциональная насыщенность банковскими услугами 1,115 1,137 1,167 0,022 0,052 101,97 104,66
Индекс развития сберегательного дела 0,816 0,918 1,022 0,1021 0,2062 113 125
Финансовая насыщенность банковскими услугами 1,386 1,921 1,753 0,535 0,367 138,60 126,48
Совокупный индекс обеспеченности региона банковскими услугами 1,08 1,26 1,28 0,18 0,20 116,72 118,36

 

Индекс институциональной насыщенности банковскими услугами отражает количество кредитных организаций и филиалов на душу населения. В 2022 и 2023 году по этому показателю наблюдается положительная динамика, на отчетный год он увеличился на 4,66 процента относительного базисного года.

Индекс развития сберегательного дела - это размещенные вклады и депозиты на душу населения. В течение последних трех лет наблюдается устойчиво положительная тенденция по данному показателю. Это связано с активными усилиями банков по привлечению средств от клиентов через предложение более высоких процентных ставок по вкладам и депозитам. Темп роста индекса сберегательного дела в 2022 году составил 113 процентов от базового уровня, а в 2023 году этот показатель увеличился до 125 процентов от базового уровня.

Индекс финансовой насыщенности банковскими услугами представляет собой отношение объема предоставленных кредитов к величине валового регионального продукта, отражая интенсивность кредитования населения в регионе. В 2022 году рост данного показателя составил 138,6 процента от базового уровня, в то время как в 2023 году темп прироста снизился, однако индекс остался выше базового значения на 26,48 процента.

Совокупный индекс обеспеченности региона банковскими услугами результирующий показатель качественного анализа обеспеченности региона банковскими услугами. В 2022 году этот показатель вырос на 0,18 пункта, а в 2023 году на 0,2 пункта Рост этого индекса свидетельствует о повышении эффективности работы банков на территории Приморского края. Показатель имеет значение выше единицы, а это выше оптимального значения по России, что свидетельствует об обеспеченности населения банковскими услугами. 

И несмотря на сокращение количества банковских отделений по сравнению с 2021 годом, большая часть показателей обеспеченности региона банковскими услугами имеют положительную динамику.

Эффективная деятельность банковского сектора способствует развитию экономики региона и имеет прямое влияние на рост внутреннего регионального продукта и укрепляет экономическую значимость Приморского края на федеральном уровне.

Список литературы

  1. Ачеева, А. Т. К вопросу о сущности и содержании региональной банковской системы / А. Т. Ачеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 272-278. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8099/ (дата обращения: 20.05.2024)
  2. Красова Е.В., Попкова К.Е. Проблемы повышения конкурентоспособности российских банков на национальном и международных рынках // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-6. С. 1233–1237
  3. Разумова Ю.В., Печникова О.А Оценка конкурентоспособности региональных коммерческих банков в интересах представителей бизнеса (Приморский край) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. №10 (82). С. 36
  4. Количественные характеристики банковского сектора Российской Федерации // [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации – Режим доступа: http://www.cbr. ru/region/info/prim/statistics/ (24.05.2024)
  5. Статистика национальной платежной системы Федерации // [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации - URL: https://www.cbr.ru/statistics/nps/psrf/ (24.05.2024)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее