ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ. СОЮЗНИКИ ИЛИ ВРАГИ?

ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ. СОЮЗНИКИ ИЛИ ВРАГИ?

Авторы публикации

Рубрика

Политология

Просмотры

190

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (170), Май ‘24

Поделиться

В статье рассматривается эволюция дипломатических отношений между Турецкой республикой и Российской Федерацией с разделением их на исторические периоды. Каждому периоду даётся своя краткая характеристика с заключением о состоянии нынешних взаимоотношений двух государств.

История политико-экономических взаимоотношений между Москвой и Анкарой опирается на, бесспорно, богатое историческое наследие, которое насчитывает уже не одно столетие. В связи с чем можно выделить четыре этапа в их установлении. Первый и самый продолжительный – период 17-18 веков, хотя некоторые историки полагают, что дипломатические отношения между двумя государствами зародились ещё в далёком 15 веке. В 1492 в Стамбул прибыл русский посол с посланием по вопросам морской торговли от великого князя Ивана III османскому султану Баязиду II. На данном этапе Османская и Российская империи (Россия) вели длительные военные кампании за влияние на Балканах и Кавказе. Второй этап можно выделить как «Советский период», в котором дипломатические отношения двух стран приобрели официальный вид 3 июня 1920 года, когда Народным комиссаром по иностранным делам РСФСР, Г.В. Чичериным было ответно отправлено послание председателю ВНСТ Кемалю Ататюрку, но и он был довольно напряжённым в связи с различными взглядами в политических системах. Постсоветский период – бесспорно, наиболее благоприятный и плодотворный как для России, так и для Турецкой республики. Здесь же стоит упомянуть, что Россия как правопреемница СССР можно сказать унаследовала более 80 правовых документов, в число которых входит Договор о дружбе и братстве 1921, что стало основой для заключения Совместной Декларации о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнёрства от 2009 года и в некотором роде толчком для развития многовекторного партнёрства в торговой и энергетической сфере(«Голубой поток», запущенный в 2003 году по дну Черного моря). Однако, на сегодняшний момент мы можем утверждать, что в отношениях Москвы и Анкары наблюдается явное охлаждение. Данный период обострения и можно считать четвёртым этапом. И тут стоит задаться вопросом: «С чего же всё началось?»

Можно считать 2016 год началом ухудшения во взаимоотношениях, когда в результате террористического акта в Анкаре был убит посол РФ в Турции, А.Г. Карлов, что стало причиной громких заголовках в западных СМИ, которые писали о спланированном акте как о результате недовольства турецкого руководства позицией и поддержкой Российской Федерацией во время гражданской войны в Сирии, однако сложно говорить о каком-либо разрыве отношений, пусть и неудавшемся.  Несмотря на данную трагедию политдиалог приобрёл высокую значимость для глав государств. В 2018 году было проведено более 18 звонков и 7 встреч в рамках Совета сотрудничества высшего уровня(ССВУ),созданного с целью развития двусторонних отношений государств ещё в 2010 году, что можно считать признаком стабильности сотрудничества, уже не говоря о популярном до недавнего времени и возможностей, туристическом векторе взаимоотношений.

Если и выделять год, который привел к обострению, то стоит обратить внимание на 2022 год, в особенности стоит выделить такие факторы как: 1) попытки Турецкой республики стать гегемоном Ближневосточного региона СВО и 2) зерновая сделка. В обоих случаях Турция проявила свою ненадёжность в качестве союзника России. Её двойственность в своей внешней политике уже давно не была секретом, пусть и объяснялась как посредничество для установления миропорядка на международной арене, однако Турецкую республику уже давно уличили в попытке усидеть на двух стульях.

Во-первых, к охлаждению дипломатических отношений привела позиция Турции в зерновой сделке, заключённой между Россией, Украиной и Турцией в июле 2022 года, главной целью которой являлась поставка зерна и другой сельскохозяйственной продукции для развивающихся стран глобального Юга из черноморских портов. Однако, мало того, что на долю развивающихся стран пришлось около 3% от всего отправленного объёма сырья, так гуманитарная инициатива ещё и приобрела коммерческий характер с халатного отношения к этой договорённости Турции, заинтересованной в её заключении только на момент предвыборной гонки Эрдогана. Во-вторых, поставка беспилотников ВСУ и заключение последующего соглашения о постройке завода по их созданию так же стали причиной обострённости взаимоотношений Москвы и Анкары. Хоть Турция и обозначила своё участие в качестве нейтральной стороны, выступающей за скорейшее мирное разрешение конфликта, её действия говорят об очередной попытке получения выгоды для себя.

Более того, на сегодняшний день Турция представляет из себя ощутимую угрозу для транспортного коридора России и Ирана «Север-Юг» с целью реализации альтернативного геополитического проекта «Путь развития», который должен соединить страну с иракским портом Эль-Фао в Персидском заливе. Таким образом, турецко-иракский коридор станет одним из наиболее коротких и доступных на Ближнем Востоке, уменьшив целесообразность проекта «Север-Юг», если и вовсе не искоренит его целесообразность. «Путь развития» призван укрепить положение республики в регионе и укрепить турецкое влияние и транзитную роль на мировой арене. Более того сейчас трудно игнорировать Договорённости Эрдогана по поставкам углеводорода с президентом Египта Ас-Сиси и премьер-министром Греции Мицотакисом странам Европы призваны вытеснить Россию. В связи с чем можно сделать вывод, что дальнейшее усиление Анкары грозит Москве потерей авторитета и влияния на Ближнем Востоке, в связи с чем Турцию на данный момент крайне сложно назвать союзником Российской Федерации.

Список литературы

  1. Agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Turkish Republic on Maritime transport. 12.05.2010. URL: http://archive.mid.ru/ bdomp/spd_md.nsf. (Дата обращения: 15.03.2024
  2. Tokareva A. What Russia and Turkey are mean to each other // Kommersant. Vlast. 01.06.2015. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2736421. (Дата обращения: 23.06.2023)
  3. Turkeys political relations with Russian Federation // Republic of Turkey. The Ministry of foreign Affairs. URL: http://www.mfa.gov.tr/turkey_s-political-relations-with-russianfederation.en.mfa.(Дата обращения: 01.04.2024)
  4. A New Euro-Atlantic Strategy for the Black Sea Region / ed. by R. Asmus, K. Dimitrov, J. Forbrig. Washington, D.C. : The German Marshall Fund of the United States, 2004. (Дата обращения:16.03.2024)
  5. Aktürk Ş. Turkey’s Grand Strategy as the Third Power: A Realist Proposal // Perceptions: Journal of International Affairs. 2020. Vol. 25, iss. 2. P. 152–177. (Дата обращения:21.03.2024)
  6. Aydin M. Europe’s Next Shore: the Black Sea Region after EU Enlargement // Occasional Papers. 2004. No. 53. P. 1–37. (Дата обращения:15.03.2024)
  7. Aydin M. Grand Strategizing in and for Turkish Foreign Policy: Lessons Learned from History, Geography and Practice // Perceptions: Journal of International Affairs. 2020. Vol. 25, iss. 2. P. 203–226. (Дата обращения: 21.03.2024)
  8. Aydin M., Triantaphyllou D. A 2020 Vision for the Black Sea Region: The Commission on the Black Sea Proposes // Southeast European and Black Sea Studies. 2010. Vol. 10, iss. 3. P. 373–380. https://doi.org/10.1080/14683857.2010.503648(Дата обращения:18.02.2024)
  9. Аватков В. А., Гудев П. А. Геополитика российско-турецких отношений в Черноморском регионе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. Т. 23, № 3. C. 348–363. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-3-348-363(Дата обращения: 15.03.2024)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее