В статье проводится анализ по психолого-когнитивному состоянию студентов, а также его влиянию на физическую форму молодёжи с целью выявления и устранения негативных эмоций для поддержания здорового образа жизни.
На сегодняшний день одной из главных проблем в молодежной политике России и ряда других стран является вопрос состояния здоровья подрастающего поколения. Согласно сведениям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) современная медицина может максимум на 10% оказывать положительное влияние на улучшение самочувствия населения, что уступает влиянию здорового образа жизни, который среди остальных факторов, характеризующих состояние здоровья общества, равен 55%. В государственных докладах последних лет отмечается, что в развитии здорового образа жизни студентов больше доминируют негативные тенденции. Это вызвано тем, что лица из студенческой среды относятся к числу наименее социально защищенных групп населения. Отнесение студентов, к данной группе обусловлено, тем что специфика учебного процесса и возрастные особенности диктуют повышенные требования к большинству органов и систем организма человека[1].
Итак, рассматривая все аспекты, связанные со здоровьем молодых людей, возникает понимание, что за период обучения в вузе состояние здоровья студентов не только не улучшается, но и в ряде случаях усугубляется[2]. Все факторы, отрицательно воздействующие на состояние студентов, условно можно разделить на две группы:
1. Объективные, связанные с организацией условий жизни (плотность нагрузки, обусловленная расписанием, длительность учебного дня; сон и его оптимальная величина; рациональное питание и его регулярность; организованная двигательная активность и другие);
2. Субъективные, личностные характеристики (мотивированность здорового образа жизни; соблюдение оптимального режима дня; организованность и дисциплинированность; наличие вредных привычек; сформированность физической культуры личности и реализация ее деятельного компонента[3].
Так в последнее время в студенческой среде прослеживаются очень негативные тенденции связанные с психолого-эмоциональным восприятием действительности. У большинства студентов на фоне неблагоприятных ситуаций в семье, в коллективе все чаще проявляются проблемы с физическим состоянием организма.
Если рассматривать область психосоматики, то надо отметить, что настрой студента, его мысли и чувства, а также эмоции сильно затрагивают его отношение к образовательному процессу. Не секрет, что во многих ВУЗах эта проблема настолько насущна, что администрации высшего учебного заведения приходится, не только ограничиваться кафедрой физической культуры и подготовки, но содержать целый штат психологов.
К тому же, надо отметить, что современная молодёжь часто имеет вредные привычки, к которым пристрастились из-за внутреннего, эмоционального дискомфорта.
Здесь в первую очередь надо отметить, что проведение уроков по физической культуре должно тесно переплетаться с психолого-нравственным воспитанием нашей молодёжи.
При этом на уроках по физической культуре необходимо проводить лекции или семинарские занятия, которые помогли бы выявлять скрытые психологические проблемы и стараться их решать коллективно в группе. Для этого просто необходимо проводить уроки по физической культуре на открытом воздухе, рассчитывая физическую нагрузку с рекомендациями врачей для каждого, конкретного ученика. Необходимо больше уделять внимание дружелюбной обстановке в группе, рассматривать каждую проблему отдельно, вникать и стараться наладить среди студентов дружеские
отношения, наполненные взаимовыручкой и поддержкой. Большую роль в таких взаимоотношениях играют совместные соревнования или коллективные виды спорта.
Однако, часто у многих студентов есть физические заболевания, препятствующие занятиям физкультурой. В данном случае в каждом ВУЗе должна быть врачебная комиссия по выявлению проблем с физическим здоровьем, т.к. процедура получения допуска или недопуска до уроков физкультуры сейчас сильно усложнена. Часто студенту необходимо предъявлять справки, сдавать массу анализов, или собирать огромное количество бумаг с прохождением различных врачебных комиссий, которые решают этот вопрос на коллегиальных комиссиях или консилиумах. Всё эти бесконечные собрания приводят к ещё большему угнетению физического состояния студента, а также могут формировать негативные последствия и отношения к учебному процессу.
Проблема с физическим и эмоционально-психологическим состоянием здоровья, на сегодняшний день является одной из самых актуальных, так как все эти проблемы не влекут за собой положительных направленностей на процесс получения знаний, а в целом и усугубляют его. Часто студент, столкнувшись с серьезными проблемами здоровья, чувствует себя ущербным и неполноценным человеком, поэтому чаще всего замыкается в себе или даже может пристраститься к вредным привычкам, что в итоге неизбежно приводит к проблемам в учёбе. Таким образом в решении этой проблемы могли бы помочь внутри-вузовские врачебные комиссии, которые при выяснении серьёзных проблем со здоровьем у студента могли бы давать рекомендации по проведению уроков физической культуры, рассчитывая индивидуальную физическую нагрузку для каждого конкретного студента или же полного отстранения от них.
Однако, к сожалению, внутри-вузовские врачебные комиссии не наделены такими
полномочиями и не обладают достаточными правами для принятия самостоятельных решений связанных с посещаемостью уроков физкультуры.
В связи этим возникает настоящая дилемма, так как с одной стороны уроки по физической культуре и спортивной подготовке необходимы для поддержания физической формы, полезны для оздоровления организма, а с другой стороны могут привести к усугублению проблем со здоровьем молодого человека, у которого они существуют в силу генетических причин или при других, приобретенных жизненных обстоятельствах.
В заключении необходимо отметить, что здоровый образ жизни – это всё же совокупность активных, трудовых и закаливающих мероприятий, которые позволяют повысить защитные функции организма от неблагоприятных факторов окружающей среды, а также позволяющий до старости сохранять высоконравственное, психологическое и физиологическое состояние. Однако, значимость этой проблемы обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в взаимосвязи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков, экологического, техногенного, психологического, политического и военного характера, которые влекут за собой ухудшение самочувствия4, которые необходимо решать на внутри-вузовском врачебном консилиуме. Таким образом следует пересмотреть законодательство и всё же наделить внутри-вузовские врачебные комиссии более широкими правовыми полномочиями в решении данных проблем.
Основные термины: состояние здоровья студентов, студент, физическое состояние организма, здоровье студентов, индивидуальное здоровье человека, психолого-эмоциональное восприятие, психосоматика, физическая культура, психолого-нравственное восприятие, психологические проблемы.
[1] Артюхов И.П. Методические подходы к оценке факторов риска здоровья населения / И.П. Артюхов, С.А. Сульдин, Н.П. Протасова // Сибирское медицинское обозрение. 2012. №6 (78). С. 80-85.
[2] Журавская Н.В. Проблемы формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов нефизкультурного вуза // Ученые записи университета им. П.Ф. Легсгафта, 2009, В. 12 (58). С. 49-52.
[3] Иваницкая А.Е. Здоровый образ жизни как основа спортивной культуры (на примере студенческой среды) Иваницкая А.Е. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с участием зарубежных стран «Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития». – 2013. – С. 118-120
4 Иваницкая А.Е. Здоровый образ жизни как основа спортивной культуры (на примере студенческой среды) Иваницкая А.Е. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с участием зарубежных стран «Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития». – 2013. – С. 118-120
Список литературы
- Рубцова Е. В. Проблема выявления нарушений здорового образа жизни в студенческой среде и их профилактика//Научная статья по специальности «Науки о здоровье»
- Артюхов И.П. Методические подходы к оценке факторов риска здоровья населения / И.П. Артюхов, С.А. Сульдин, Н.П. Протасова // Сибирское медицинское обозрение. 2012. №6 (78). С. 80-85
- Журавская Н.В. Проблемы формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов нефизкультурного вуза // Ученые записи университета им. П.Ф. Легсгафта, 2009, В. 12 (58). С. 49-52
- Иваницкая А.Е. Здоровый образ жизни как основа спортивной культуры (на примере студенческой среды) Иваницкая А.Е. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с участием зарубежных стран «Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития». – 2013. – С. 118-120