ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Авторы публикации

Рубрика

Образование

Просмотры

128

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (170), Май ‘24

Дата публикации 27.05.2024

Поделиться

Высшее образование в дореволюционной России играло ключевую роль в развитии страны. Система высшего образования находилась под контролем государства и была ориентирована на удовлетворение его потребностей. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты этой системы, её цели и принципы функционирования, а также её влияние на социальную мобильность и интеллектуальное развитие общества.

Высшее образование в дореволюционной России имело долгую и сложную историю развития. Современная система высшего образования в России была сформирована еще в XIX веке и унаследовала многие традиции от западноевропейских университетов. Отличительной чертой высшего образования в России того времени была его высокая степень государственной контролируемости.
В первой половине XIX века высшие учебные заведения в России были открыты только для ограниченного круга лиц. В основном это были дворянские дети и представители знатных семей, которым требовалось получить образование, соответствующее их социальному положению. Университеты и училища были замкнутыми сообществами, где образование давалось на немецком и французском языках, соответствующих тогдашним высоким стандартам образования.
Однако со временем росла потребность в более широком доступе к высшему образованию. В 1863 году была принята реформа, разрешившая вступление в вузы всех слоев населения. Это привело к росту числа студентов и расширению программ обучения. Были открыты новые факультеты и специализации, а также были предоставлены стипендии и субсидии для студентов из бедных семей.
Среди важных моментов в истории развития высшего образования в дореволюционной России стоит отметить создание Санкт-Петербургского и Московского университетов в начале XIX века. Они стали центрами образования и науки, привлекая великих ученых и преподавателей из России и других стран. Также в этот период были основаны первые политехнические учебные заведения, где обучение велось по особым программам, ориентированным на инженерные и технические науки.
Однако развитие высшего образования в России не было без трудностей. В конце XIX - начале XX века, оно стало объектом политической борьбы и напряженных социальных противоречий. С ростом радикальных идей и участия студентов в политической деятельности, правительство начало ужесточать контроль над университетами. Акции и демонстрации студентов против государственного контроля стали обычным явлением. Тем не менее, именно в период до революции 1917 года высшее образование в России приобрело международное признание и стало центром научных исследований и интеллектуальной деятельности. Многие российские ученые и интеллектуалы того времени стали знаменитыми во всем мире и внесли значительный вклад в развитие научных исследований и образования. [1, С. 701–707].

Вначале дореволюционной эпохи, в России было всего пять университетов: Московский, Санкт-Петербургский, Харьковский, Казанский и Дерптский. В каждом университете было несколько факультетов, включающих гуманитарные и естественнонаучные направления. Наиболее престижными и привлекательными были факультеты права, медицины и философии.
Система высшего образования в дореволюционной России имела свои особенности. Одна из них - "корпоративность", то есть привилегированный статус учителей и студентов. Преподаватели и студенты имели особые права и льготы, а также специальный образ жизни, отличающийся от остальных слоев общества. Это вызывало определенную негативную реакцию у широких масс населения, которые не имели возможности получить высшее образование.

Кроме того, в системе высшего образования в России существовало строгое деление на государственные и частные университеты. Государственные университеты получали финансирование от государства и имели наибольший престиж. Частные университеты зачастую были конфессиональными и финансировались благотворительными организациями или предпринимателями. Помимо этого, можно добавить домашнее обучение, которое не входило в систему государственного образования, но зачастую регулировалось государством. [2, С. 279; 3, С. 11–12]
Необходимо отметить, что в дореволюционной России большинство университетских преподавателей были иностранными профессорами. Они приезжали в Россию со всего мира и преподавали в университетах, внося свой вклад в развитие науки и образования в стране.
Организация системы высшего образования в дореволюционной России также включала пропаганду и распространение идеологии. Университеты были местом формирования и закладывания определенных убеждений и ценностей. Преподаватели активно пропагандировали идеи монархизма и отстаивали права и привилегии аристократии.

Учебный процесс и жизнь студентов в дореволюционной России оказывались сильно отличными от современных. В то время высшее образование было доступно лишь немногим, обладающим достаточными средствами и принадлежащим благородному классу. Однако, даже для них, учебный процесс был сложным и требовательным. Университеты и академии в то время были небольшими, но крайне престижными учреждениями. Студенты проходили сложный отбор и платили значительные суммы за обучение. Обучение проходило в основном на лекциях и семинарах, где преподаватели давали знания студентам. Обычно, студенты посещали несколько лекций в день, которые длились около двух часов каждая.
Помимо лекций, студенты каждый день получали домашние задания, которые требовалось выполнить до следующей встречи с преподавателями. Эти задания были обязательными и играли большую роль в оценке успеваемости студента. Кроме того, экзамены проводились два раза в год и были крайне строгими. 
Жизнь студентов была довольно сложной. Учеба забирала большую часть времени и сил студентов, поэтому мало было времени на развлечения и отдых. Большинство студентов жило в общежитиях, которые часто находились в самом центре города. Общежития были довольно скромными и комфорта не предоставляли. Студентам приходилось делить комнаты и общественные помещения с другими студентами, что создавало определенные трудности.
В свободное время студенты могли принимать участие в различных студенческих организациях и объединениях. Это позволяло им общаться и обмениваться опытом с коллегами, а также проводить свободное время в более активной и интересной обстановке. 

Вместе с тем, высшее образование в дореволюционной России также имело свои недостатки и ограничения. Оно было доступно только определенным слоям общества – дворянству, купечеству и богатым слоям горожан. Народные массы, составляющие большую часть населения, не имели возможности получить высшую степень образования.
Кроме того, система высшего образования была ориентирована на западные стандарты и идеи, что приводило к формированию элитарного образования, отделенного от национальной культуры и потребностей страны. Это ограничивало возможности для развития научных исследований, связанный с уникальными условиями и проблемами России.

Таким образом, высшее образование в дореволюционной России было важным инструментом прогресса и развития страны, но имело свои ограничения и проблемы. После революции 1917 года система образования была реформирована, и был проведен широкий процесс демократизации и доступности высшего образования для всех слоев населения. Это позволило дать возможность талантливым и способным людям из любой социальной группы получить высшую степень образования и внести свой вклад в развитие страны.

Список литературы

  1. Гусева А.А., Кутько В.В. Исторические аспекты правового регулирования образовательных отношений в России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право». 2018. Т. 43, № 4 - 701–707 c.
  2. Днепров Э.Д. Российская образовательная политика XIX – начала XX в. в зеркале законодательных актов (фрагменты из книги Э.Д. Днепрова) // Вопросы образования. 2015. № 2. - 279–288 с.
  3. Российское законодательство об образовании XIX – начала ХХ в. : сб. документов: [в 3 т.] / ред.-сост. Э.Д. Днепров. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2017. Т. I. - 11–12 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее