«Физическая культура играет значительную роль в жизни как отдельного человека, так и общества в целом» [4, с.87]. Каждый молодой человек в России знаком со слоганом: «В здоровом теле здоровый дух», и это действительно так, в эру стремительно развивающихся технологий точность исследований перманентно растет, а их результаты показывают, что регулярные физические упражнения оказывают значительное влияние на организм человека не только на физические показатели, но и на психологические. Особую роль в популяризации и обеспечении возможности занятий спортом и физическими упражнениями среди молодого поколения выступают высшие учебные заведения (далее – ВУЗ). Именно их установленные подходы и стандарты к ведению дисциплины «Физическая культура» определяют вовлеченность в нее, а также здоровье студентов. Цель данного исследования – проанализировать, как регулярные занятия физической культурой влияют на психологическое состояние студентов.
Физическая культура, как многоаспектное и междисциплинарное явление, представляет собой совокупность различных видов двигательной активности, направленных на поддержание и улучшение соматического и психического здоровья индивида, что, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности и увеличению адаптивного потенциала организма. В рамках ВУЗов физическая культура приобретает особое значение, поскольку ее интеграция в образовательный процесс способствует не только физическому развитию студентов, но и формированию устойчивых навыков саморегуляции, которые являются критически важными в условиях академических и социальных стрессов, перманентно окружающих студентов.
«Психологическое здоровье – необходимое условие полноценной жизнедеятельности человека в социуме и тесно связанное с нравственным развитием человека, что определяет единство телесного и психического индивида» [3, с.53]. Систематическое участие студентов в занятиях физической культуры приводит к активации анаболических процессов, что позитивно сказывается на гомеостазе и общем функциональном состоянии организма, включая сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Занятия спортом стимулируют гипоталамо-гипофизарно-адреналовую систему, что способствует повышению уровня кортизола и катехоламинов в крови, где данные аспекты фундаментальным образом способствуют нейропластичности мозга, улучшая когнитивные функции и повышая уровень эндогенных нейротрофических факторов BDNF (обучение, память) и GDNF (сохранность дофаминовых нейронов). Таким образом, регулярная физическая активность способствует синтезу эндорфинов и энкефалинов в мозге, что, в свою очередь, оказывает мощное анальгетическое и антидепрессивное воздействие на центральную нервную систему, приводя к улучшению настроения и уменьшению уровня стресса, а также стимулирует метаболизм глюкозы и липидов, что является профилактикой метаболического синдрома и других хронических заболеваний организма.
Рассматривая роль физической культуры в контексте регулирования психологического здоровья, видится важным упомянуть ее значимость в развитии социальной компетентности и эмоционального интеллекта студентов – аспектов, необходимых современному индивиду. Введение обязательных и факультативных курсов физической активности, участие студентов в спортивных мероприятиях способствует созданию среды, благоприятной для межличностного взаимодействия и формирования командного духа (чувства коллективизма), что является важным компонентом успешной адаптации к академической и профессиональной деятельности, а также повышает уровень окситоцина, который приводит к снижению чувства одиночества и изоляции. В целом, такой подход командных занятий физической культурой способствует регулированию уровня кортизола и других стрессовых гормонов, что, в свою очередь, улучшает психоэмоциональное состояние студентов и способствует профилактике выгорания и депрессивных состояний [1, 2,5].
В целом, мы установили, что физическая культура в ВУЗах играет многогранную роль, обеспечивая не только физиологическое и психическое благополучие студентов, но и способствуя их всестороннему развитию и успешной адаптации в условиях современного мира, требующего высокой степени саморегуляции и устойчивости к стрессовым факторам – навыкам, необходимым как в академической среде, так и в жизни после выпуска. Большую роль в обеспечении информированности о пользе физических упражнений и формировании позитивного отношения к дисциплине «Физическая культура» играют вузы, а именно их подходы и стандарты в отношении организации данного направления. Поэтому следует разрабатывать новые технологии, а также применять активно имеющиеся, такие как мониторинг здоровья студентов (трекеры, умные часы) и психометрические инструменты (тесты, опросники и др.). Решениями в повышении уровня вовлеченности студентов могут выступать цифровые интерактивные платформы, включающие в себя направления геймификации, где за выполненные упражнения студент получает дополнительные баллы или стимулы различного характера. Еще одной стратегией должно стать организация и развитие регулярных информационных кампаний, научно-практических семинаров, мастер-классов и других мероприятий, которые направлены на формирование осознанного отношения к физической культуре – понимания ее важности для себя, своего здоровья и профессионального развития в целом.
Список литературы
- Бережная Е. С., Аниканова В. А. Влияние спорта и физических нагрузок на психологическое здоровье человека //Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – №. 1. – С. 334-337
- Губанов И. С., Молоканов А. А., Жиренко Д. И. Влияние физической культуры и спорта на здоровье студента // Модернизационный потенциал образования и науки как социальных институтов: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 ноября. – 2020. – №. 2020. – С. 122
- Елохова Ю. А., Сумина В. В. Физическое воспитание в вузе и его влияние на психологическое здоровье студентов //Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы. – 2020. – С. 53-56
- Зыков А. В., Чудайкин А. М. Влияние физической культуры на качество жизни //Педагогический журнал Башкортостана. – 2021. – С. 86-95