ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ» - НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ САНЬЯСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ» - НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ САНЬЯСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Авторы публикации

Рубрика

Образование

Просмотры

129

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (170), Май ‘24

Дата публикации 26.05.2024

Поделиться

Предметом исследования являются методы оценивания предмета «Обучение письменной речи на русском языке». Письменная речь на русском языке - один из важнейших способов улучшить языковые навыки, привить обучающимся умение глубоко мыслить и развивать логическое мышление, а также лучше выражать свои мысли и чувства на русском языке, однако традиционные методы оценки достижений обучающихся уже не могут удовлетворить потребности индивидуального развития студентов. В исследовании применялись такие методы, как обследование, анализ примеров и обобщающий анализ. В данной статье раскрывается цель осуществления инновационного процессного оценивания, исследуются методы оценивания и подходы к процессному оцениванию, анализируются этапы и правила осуществления на примере студентов факультета русского языка Саньяского университета.

Ⅰ. Фон исследования

Факультет русского языка Саньяского университета удостоен званием “специальность с яркой спецификой” в провинции Хайнань и входит в число лучших факультетов среди шестизвездочных частных университетов Китая. Программа основана на нуждах строительства Порта свободной торговли на Хайнане. На факультете активно создается новая модель подготовки специалистов в области гуманитарных наук, совершенствуется система учебных программ и постоянно изучается инновационный путь обучения. Программа была разработана с учетом интеграции международных нововведений в образовании и создании модели профессионального развития кадров: “специализация на русском языке + профессиональная подготовка”, таких как «Русский язык + международная торговля», «Русский язык + туризм» и др. На данное время факультет русского языка сотрудничает с восемью известными ВУЗами русскоязычных стран в рамках программ обмена, программ стажировок, коротких зимних и летних семестров с российскими преподавателями, чтобы подготовить международных русскоязычных специалистов. Настройка учебных планов также тесно связана с целью обучения.

Как один из важных обязательных предметов на старшем курсе университета, в “Обучении письменной речи на русском языке” создание системы оценивания является одним из важных учебных заданий. Тем более традиционные способы оценивания в основном основываются только на письменном экзамене в конце семестра. Традиционный способ написания, с уделением внимания грамматике и словарному запасу, уже не удовлетворяет индивидуальных потребностей современных студентов и требования к подготовке высококвалифицированных кадров-русистов. Поэтому, чтобы лучше развить умения письменной речи студентов, нам необходимо процессное оценивание.

 

Ⅱ. Цель осуществления процессного оценивания

1. Первая цель процессного оценивания заключается в развитии умений письменной речи студентов. Путем процессного оценивания можно стимулировать всеобъемлющее улучшение понимания и творческих способностей к письменной речи на русском языке студентами, и повышение мотивации студентов к обучению.

2. Вторая цель процессного оценивания заключается в повышении умений выразительности студентов в письменной форме, поощрении развития межкультурного общения и навыков написания, и в помощи студентам в усвоении умений написания письменных работ, связанных с различными темами и стилями, и в повышении способностей точно и свободно выражать свои мысли.

3. Третья цель процессного оценивания заключается в стимулировании развития умения мыслить самостоятельно и творческого мышления студентов. Путем предоставления разнообразных письменных заданий можно поощрять самостоятельное мышление и творческий потенциал студентов.

 

Ⅲ. Подходы к процессному оцениванию

Традиционные способы оценивания, как правило, сосредоточены только на уровне овладения студентами знаниями, игнорируя их навыки написания и применения на практике. Цель предмета “Обучение развития письменной речи на русском языке” - дать студентам возможность применить полученные в процессе обучения знания, умения и навыки. С такой целью в процессе обучения следует разработать сценарии, позволяющие студентам применять полученные теоретические знания в решении конкретных практических задач, так что при разработке формы экзамена следует в полной мере учитывать активность и процесс написания студента, а также и результаты выполнения письменных работ.  Можно регулярно организовать студентов на практику, как посещение поста, работа которого связана с письменной речью, проведение обследования на месте. Кроме того, студенты могут снимать видео, в которых записываются студенческая жизнь, красивые пейзажи и т.д., писать сценарий для видеороликов. Виртуальные экспериментальные платформы или онлайн-платформы обучения также могут использоваться для моделирования реальных письменных заданий, позволяя студентам практиковаться в виртуальной реальности. Еще можно приводить тематический анализ: применение практических письменных работ для анализа и обсуждения, что позволяет студентам сочетать полученные знания с фактическими случаями. 

1. Можно использовать следующие способы для гибкой настройки форм оценки: 

(1) Письменные задания: письменные задания на практические темы, студенты должны использовать полученные знания для письменного выражения.  Это не только проверяет способность студентов к написанию, но и развивает практические навыки студентов в процессе обучения для их дальнейшего применения и реализации. 

(2) Устное выражение: организовать на уроке момент устного выражения, требующее от студентов устного выражения в соответствии с заданной темой, и одновременно создать видео с смешанными чувствами, воодушевить студентов принять участие в государственных, провинциальных и городских конкурсах, чтобы повысить чувство выполненного долга, стимулировать интерес к изучению русского языка, иметь возможность постоянно улучшать выразительные и мыслительные навыки студентов. 

(3) Задания проекта: через форму командной работы студенты должны выполнить некоторые практические прикладные проекты, такие как мероприятия, связанные с письменной речью, творческие конкурсы «Писательский талант», проведенные как парный или командный (3-4 человека) на русском языке и т.д. Это не только развивает способность студентов работать в команде, но и развивает их письменную речь.

2. Выбор соответствующих учебных пособий

Очень важно для развития у студентов прочного письменного базиса письма на русском языке выбрать репрезентативные учебные материалы и содержание обучения.

3. Разнообразные письменные задания

Для развития у студентов способности к пониманию и применению различных форм написания можно разработать комплекс упражнений и заданий по обучению письму и письменной речи на различные темы в разных стилях, включая, но не ограничиваясь, написание рассказов, эссе, обиходно-деловых писем и других[1, С. 54].

(1) Творческое задание: предоставить студентам определенную тему или ситуацию и попросить их написать практическое письмо, например, коммерческие письма, сообщения, тексты для выступления и т.д. Такие задания помогут развить навыки написания у студентов и позволят им применить свои знания грамматики, словарного запаса, составления предложений на практике.

(2) Отслеживание процесса написания в режиме реального времени: задать студентам непосредственные задания на уроке, например, дать им краткие отрывки из статей и попросить их дописать или переписать их в назначенное время. Это поможет развить у студентов навык быстрого реагирования и умение работать при высоком напряжении.

(3) Совместное написание: поделить студентов на определенные группы и распределить задания. Студенты будут сотрудничать в группах для выполнения заданий по написанию, при этом каждый студент берет и отвечает за свою определенную часть, и взаимодействует с другими членами группы, в конечном итоге объединяя свои части в одно целую письменную работу. Такой подход способствует развитию у студентов навыков сотрудничать, а также предоставляет возможность для взаимного обучения и обмена знаниями между студентами.

(4) Создание мультимедийных письменных работ: требовать от студентов написать на русском языке и использовать различные мультимедийные элементы, такие как изображения, аудио, видео и т.д., для создания мультимедийного проекта, такого как блог, плакат, презентация слайдов и т.д., что поможет повысить творческие способности студентов и сделает письменные работы более интересными и увлекательными.

(5) Анализ и имитация литературных произведений: написание статей — это искусство, которое требует творчества, навыков и пристального внимания к деталям. Путем анализа стилей и мастерства написания статей стимулировать студентов к имитации поможет развитию письменной речи и творческого потенциала.

4. Постоянная практика и повторное исправление

Под инструкцией преподавателей стимулируется повторная письменная практика, даются предложения и мнения, что поможет студентам улучшить свои навыки написания и выразительные способности.

5. Демонстрация лучших работ студентов

В процессе обучения следует поощрять студентов для презентации и оценивания между собой своих работ. При этом предоставляются возможности обмена опытом и обучения друг друга, стимулируется интерес к учебе и повышается уровень письменной речи.

6. Разнообразие критериев оценивания письменных работ

Помимо традиционных критериев оценивания, таких как по уровню усвоения грамматических, орфографических, структурных знаний и т. д., также можно добавить такие, как свободное выражение своих мыслей, точность выражения, последовательность текстов и т.д. Благодаря разнообразию критериев оценивания можно более всесторонне оценить умения и навыки письма, а также редактуру студентов.

Эти инновационные методы оценивания могут стимулировать интерес и мотивацию студентов к обучению, повысить их навыки письма и навыки применения полученных знаний на практике. Вместе с этим вышеуказанные способы могут развить у студентов инновационное мышление и командный дух в коллективе.

 

Ⅳ. Методы оценивания

1. Предоставление персонализированной обратной связи 

Традиционные методы оценивания часто дают только общую оценку, недостаточно конкретной персонализированной обратной связи, чтобы помочь студентам добиться целенаправленного развития, так что во время оценивания должна быть предоставлена персонализированная обратная связь, чтобы помочь студентам улучшить свои навыки письма. 

2. Тщательное редактирование

После детальной проверки домашней работы студента преподаватель дает ему подробную письменную или устную обратную связь, указывая на плюсы и минусы в работе и предлагая конкретные предложения исправления. 

3. Целенаправленная инструкция

Следует разработать персонализированную инструкцию, исходя из индивидуальных различий и проблем с написанием, например, рекомендация соответствующих вспомогательных материалов, предоставление дополнительных учебных материалов и т.д. Цель заключается в улучшении своих навыков письма.

4. Очередной семинар по обратной связи

Регулярно проводя эффективные семинары по обратной связи, на которых проводятся личные обсуждения и обмен мнением со студентами, отвечаем на их вопросы. Проанализировав результаты обратной связи, добиваемся цели помочь студентам в улучшении своих навыков письма.

5. Самооценка и взаимная оценка

Самооценка и взаимная оценка часто используются вместе - ожидается, что таким образом обе практики будут усиливать влияние друг на друга. Студентам рекомендуется самооценивание своего письма, позволяя им размышлять о своих преимуществах и недостатках.  Вместе с этим студенты также могут быть организованы для проведения взаимной оценки для получения конструктивной обратной связи.

6. Процессное оценивание

Используем процессное оценивание, учитывая усилие и активность студентов в процессе написания, включая такие моменты, как качество выполнения упражнений на уроке, качество выполнения домашних заданий, уровень понимания и применения письменной речи и т.д.

7. Обобщенная оценка

В конце семестра будет предоставлена обобщенная оценка студентам с учетом их качества выполнения различных письменных заданий, а также уровня усвоения грамматики, лексики, структуры предложений, содержания письма и других моментов для оценивания письменных навыков студентов.

 

Ⅴ. Этапы и правила осуществления

1. Этап разработки конкретного целесообразного содержания предмета

На основе способностей студентов и особенностей данного предмета разработать целесообразное содержание и задания, а также осуществить их в соответствии с прогрессом обучения. рационально распределить план и время учебного процесса. Таким образом можно обеспечить студентов достаточным временем для подготовки к уроку, эффективным обучением на уроке и самостоятельным закреплением знаний после урока, а также следует своевременно корректировать и давать обратную связь на основе результатов обучения. Конкретно осуществить следующими способами:

(1) Определение цели обучения для совпадения потребностей с навыками студентов

Представлена цель обучения. Например, студенты желают улучшить навыки письма на русском языке, расширить словарный запас, довести навык употребления той или иной грамматики до автоматизма и т.д. Основываясь на этом, при разработке содержания обучения следует включить различные темы и стили, соответствующие учебным целям. Можно выбрать такие задания, как частное неофициальное письмо, резюме, отчеты, повествование, описание, рассуждение и т.д., и объяснить их с примерами, используя учебные материалы.

(2) Расчленение содержания обучения

Следует расчленить на разделы содержание обучения на соответствующие задания, чтобы стимулировать участие и взаимодействие студентов. Это может включать упражнения по словарному запасу, объяснение грамматических правил, инструкцию по письму, имитацию письма, демонстрацию и коррекцию написанного и т.д., чтобы помочь студентам постепенно улучшить свои навыки письма.

(3) Различия в способностях и интересах студентов

Различия в способностях и интересах студентов тоже занимают важное место. В соответствии с особенностями студентов в процессе обучения следует предоставить индивидуальную инструкцию. Например, студентам, которые прогрессируют в разы быстрее других, можно предложить более сложные задания, которые содержат в себе вызов, воодушевляют на их осуществление. А студентам, которые обычно медленнее прогрессируют, особенно в развитии навыков устной речи, можно предложить дополнительную инструкцию и упражнения, чтобы помочь им лучше понять и усвоить знания.

(4) Использование различных форм оценивания деятельности студентов

Представлены возможные критерии оценивания их знаний, умений и навыков, которые могут быть использованы в процессе обучения. Показаны такие подходы к оцениванию знаний студентов, как письменные задания, устное выражение, групповые дискуссии, презентация лучших работ и др., таким образом, мы оцениваем навыки письменной речи студентов и их прогресс. Путем анализа результатов оценок своевременно узнаем о прогрессе студентов и используем эту информацию в качестве справочного материала и для корректировки последующего обучения.

(5) Взаимодействия преподавателя и студентов, взаимодействия студентов и студентов

Во время проведения учебных занятий проводятся взаимодействия преподавателя и студентов, а также взаимодействия студентов и студентов с целью вовлечения студентов в активизацию учебной деятельности. В ходе урока после ответа студентов на вопросы своевременно привести положительную обратную связь и поощрение. В то же время предоставляются возможности обмениваться опытом и впечатлениями между студентами, чтобы поощрять их взаимное обучение и обмен опытом, взаимное обучение дает студентам возможность стать активными участниками собственного обучения, развивая чувство сопричастности и ответственности за свои успехи.

(6) Подходящие учебные материалы для помощи студентам

В соответствии с уровнем обучения и различиями в самостоятельной учебной способности предоставляются соответствующие учебные материалы. Например: студенты с низким уровнем учебной способности должны усвоить такие элементарные знания в учебнике, как основные типы письма, структура для написания разных типов статей, и после этого начинают писать по образцам; средние студенты, кроме тщательного усвоения обязательных знаний в учебнике, должны знать ключевые знания в дополнительных материалах, и писать статьи на различные темы; а студентам-хорошистам и отличникам предоставляются задания на расширение учебных материалов, соответствующих онлайн-курсов для изучения. Они используют свои лингвистические навыки для написания более сложных текстов. Вышеуказанная уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний, позволяет студентам эффективно учиться. Кроме того, студенты используют Интернет-ресурсы для расширения кругозора и повышения навыков письма.

2. Этап представления необходимой инструкции и обратной связи

Обратная связь — это любая реакция преподавателя на поведение или учебные успехи студента. Ее цель заключается в улучшении успеваемости студента. Преподаватели должны своевременно предоставлять рекомендации и обратную связь по выполнению письменных заданий, чтобы помочь студентам улучшить свои навыки письма и выразительности.

3. Этап представления обратной связи по итогам оценки

В процессе обучения преподаватели регулярно записывают ошибки и успехи студентов. Для каждого студента нужно отвести страницу в блокноте или специальный файл на компьютере. После каждого занятия потратить несколько минут, чтобы записать их удачные изящные фразы, мудрые мысли о жизни, мнения по теме, глубокие вопросы, конечно и пропущенные ошибки и т.д. Датированные комментарии помогут преподавателям в будущем давать более аргументированную без эмоциональной окраски обратную связь[2, С. 46]. На основе результатов оценивания своевременно предоставляется помощь студентам в понятии своих недостатков и в определении направления для улучшения.

 

Ⅵ. Выводы

Путем использования различных форм и видов контроля знаний студентов, предоставления индивидуальной обратной связи, использовании сценариев для выполнения совместного письменного задания можно эффективно повысить практичность и эффективность предмета “Обучение письменной речи на русском языке” в ВУЗах. Это поспособствует развитию у студентов навыков письма и умения применять полученные знания на практике, а также улучшению их способности к самовыражению в практической деятельности. В то же время это может стимулировать интерес и мотивацию студентов к обучению, повысить эффективность обучения. Процессное оценивание предмета “Обучение письменной речи на русском языке” должно активно продвигаться в вузах.

Список литературы

  1. Ли Шань. Практика и размышления об оценке процесса на основе развития прикладных способностей // Талант. 2020. №3. С. 54-55
  2. Лу Яо. Анализ эффективности оценки преподавателя и оценки ученика путем метода оценивания “Архивный файл” и его просвещение // Teacher. 2023. №8. С. 45-47
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее