ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФЕХТОВАНИЕМ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ СТУДЕНТОВ

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФЕХТОВАНИЕМ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ СТУДЕНТОВ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

220

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (170), Май ‘24

Дата публикации 22.05.2024

Поделиться

В статье рассмотрено влияние занятий фехтованием на психологическую подготовку студентов, выявлены конкретные психологические изменения, вызванные тренировками по этому виду спорта, а также проведена оценка целесообразности занятий данным видом активности в контексте улучшения психологической подготовки студентов. Использован экспериментальный подход с участием экспериментальной группы студентов, занимающихся фехтованием, и контрольной группы, не участвующей в тренировках. Применялись анкетирование для сбора данных о психологических характеристиках, наблюдение для отслеживания динамики и статистические методы анализа. Выявлено положительное влияние занятий фехтованием на психологическую подготовку студентов.

В современном обществе студенты сталкиваются с разнообразными вызовами, связанными с учебой, социальными ожиданиями и личным развитием. Стрессы, требующие высокой концентрации внимания, эмоциональной устойчивости и способности к управлению эмоциями, становятся неотъемлемой частью их жизни. В связи с этим, внимание научного и практического сообщества все больше привлекает потенциальное влияние различных форм физической активности на психологическую подготовку студентов. Одним из таких видов активности является фехтование [4].

Занятия фехтованием представляют собой не только физическую тренировку, но и уникальную комбинацию стратегического мышления, реакции на изменяющиеся ситуации и контроля над собой [1]. Поэтому исследование их воздействия на психологические аспекты студенческой жизни становится актуальной задачей.

Хотя ряд предшествующих исследований уже обращал внимание на связь между занятиями фехтованием и психологическими аспектами, существует необходимость в более глубоком и системном анализе данной проблемы. Работы таких авторов, как Попова (2019) и Резниченко (2009), отмечают положительное влияние занятий фехтованием на концентрацию внимания и управление стрессом. Однако, работа Булочко (2013) выделяется своим ограниченным подходом к оценке воздействия фехтования на психологические аспекты.

Проблема заключается в нехватке системных исследований, учитывающих все аспекты влияния занятий фехтованием на психологическую подготовку студентов.

Для решения данной проблемы возникла необходимость в проведении дополнительных исследований, цель которых – позволить выявить конкретные психологические изменения, вызванные занятиями фехтованием, а также дать оценку эффективности фехтования в контексте улучшения психологической подготовки студентов.

В этих целях был произведён набор участников эксперимента, которые были информированы о целях исследования, их правах, а также о возможных рисках.

Для сбора первичных данных о психологических характеристиках участников были использованы анкеты. Они были разработаны на основе предшествующих исследований и включили в себя вопросы о стрессе, уровне концентрации внимания, управлении эмоциями и других психологических параметров.

Перед началом занятия и после его окончания было проведено анкетирование для оценки изменений в психологической подготовке участников.

Уровень стресса оценивался по шкале от 1 до 10, где 1 — отсутствие стресса, а 10 — максимальный уровень стресса.

Экспериментальным методом было исследовано непосредственное влияние занятий фехтованием на психологическую подготовку учащихся. Участники исследования были случайным образом разделены на две группы:

  1. Экспериментальную, которая занималась фехтованием;
  2. Контрольную, которая не принимала участие в данном виде деятельности.

Экспериментальная группа участвовала в специально разработанных занятиях по фехтованию, тогда как контрольная группа продолжала вести обычный образ жизни, не посещая занятия по фехтованию.

Тренировки проходили под руководством опытных инструкторов по фехтованию в специально оборудованных залах.

Для отслеживания динамики изменения психологических показателей на занятиях фехтованием использовался метод наблюдения. Исследователи внимательно наблюдали за поведением и реакциями участников во время тренировок и фиксировали любые изменения в их психологическом состоянии, такие как повышение концентрации, снижение уровня стресса или улучшение эмоциональной регуляции.

Полученные данные были обработаны с использованием методов статистического анализа.

Методом сравнительного анализа также были определены статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группами, что позволило определить степень влияния занятий фехтованием на психологическую подготовку студентов.

Весь процесс исследования был тщательно задокументирован, чтобы обеспечить возможность последующего анализа и интерпретации полученных результатов для выявления статистически значимых различий между группами и обоснования выводов о влиянии фехтования на психологическую подготовку студентов.

Изменение уровня стресса у участников экспериментальной и контрольной групп отражено в таблице:

Таблица 1

Изменение уровня стресса у участников экспериментальной и контрольной групп

Участник

Группа

Уровень стресса до

Уровень стресса после

1

Экспериментальная

6

4

2

Экспериментальная

7

3

3

Экспериментальная

5

2

4

Экспериментальная

8

4

5

Экспериментальная

6

3

6

Контрольная

7

7

7

Контрольная

6

6

8

Контрольная

5

5

9

Контрольная

8

8

10

Контрольная

7

7

11

Экспериментальная

6

3

12

Экспериментальная

8

4

13

Экспериментальная

5

2

14

Экспериментальная

7

3

15

Экспериментальная

6

4

16

Контрольная

7

7

17

Контрольная

6

6

18

Контрольная

5

5

19

Контрольная

8

8

20

Контрольная

7

7

 

Данная таблица демонстрирует изменение уровня стресса у участников двух групп. Данные могут быть использованы для статистического анализа и выявления различий между группами.

После проведения эксперимента и анализа собранных данных были получены следующие результаты:

  1. Уровень стресса: Участники экспериментальной группы, занимающиеся фехтованием, показали статистически значимое снижение уровня стресса после проведения тренировок по сравнению с контрольной группой, которая не занималась фехтованием. Средний уровень стресса у участников экспериментальной группы снизился на 3 пункта по шкале от 1 до 10, в то время как в контрольной группе изменения были незначительными.
  2. Концентрация внимания: Участники экспериментальной группы также проявили улучшение в концентрации внимания по сравнению с контрольной группой. После занятий фехтованием они демонстрировали более высокий уровень концентрации и более эффективное управление вниманием на задачи, требующие повышенной концентрации.
  3. Управление эмоциями: Результаты также указывают на положительное влияние занятий фехтованием на управление эмоциями. Участники экспериментальной группы сообщали о более эффективных стратегиях регуляции эмоций и снижении негативных эмоциональных реакций в стрессовых ситуациях.  

Таблица 2

Оценка среднего уровня стресса участников экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце эксперимента

Группа

Средний уровень стресса до

Средний уровень стресса после

Экспериментальная

6

3

Контрольная

7

7

 

Данная таблица показывает, что уровень стресса снизился у студентов, занимающихся фехтованием (средний уровень с 6 до 3), в то время как уровень стресса в контрольной группе остался на том же уровне (средний уровень 7).

Полученные результаты подтверждают гипотезу о положительном влиянии занятий фехтованием на психологическую подготовку студентов. Уменьшение уровня стресса, улучшение концентрации внимания и более эффективное управление эмоциями участниками экспериментальной группы говорят о том, что фехтование может быть эффективным инструментом для снижения психологических нагрузок и улучшения психологического благополучия студентов.

Однако, следует отметить, что результаты исследования могут быть ограничены выбором методологии и характеристиками выборки. Дальнейшие исследования могут включать более разнообразные группы студентов различных возрастов и культурных контекстов, а также более длительные исследовательские периоды для более точной оценки долгосрочных эффектов занятий фехтованием.

На основе результатов данного исследования можно рекомендовать включение занятий фехтованием в практику учебных заведений в качестве средства улучшения психологической подготовки студентов [2, 3]. Дополнительно, возможно проведение более глубоких исследований, направленных на выявление механизмов, лежащих в основе влияния фехтования на психологические аспекты, а также оценка долгосрочных эффектов этого вида активности на психическое здоровье и общее благополучие студентов.

Таким образом, в ходе данного исследования было выявлено, что занятия фехтованием оказывают положительное влияние на психологическую подготовку студентов. Участники экспериментальной группы, занимающиеся фехтованием, демонстрировали снижение уровня стресса, улучшение концентрации внимания и более эффективное управление эмоциями по сравнению с контрольной группой.

Эти результаты подтверждают значимость занятий фехтованием в контексте повышения психологического благополучия студентов. Исходя из этого, мы можем рекомендовать включение занятий фехтованием в практику учебных заведений в качестве дополнительной формы физической активности, способствующей улучшению психологической подготовки и общего благополучия студентов.

Однако, несмотря на полученные положительные результаты, следует учитывать ограничения данного исследования. Например, выборка может быть недостаточно представительной, и дальнейшие исследования с более разнообразными группами студентов могут быть полезны для подтверждения и расширения наших результатов.

Также важно учитывать, что эффекты занятий фехтованием могут зависеть от индивидуальных особенностей студентов и контекста проведения тренировок. Поэтому дальнейшие исследования, учитывающие различные факторы, могут дать более глубокое понимание механизмов воздействия фехтования на психологическую подготовку.

В целом, результаты данного исследования представляют собой важный вклад в понимание роли физической активности, такой как фехтование, в улучшении психологического благополучия студентов, и могут быть использованы для разработки программ поддержки здоровья и благополучия в образовательных учреждениях.

Список литературы

  1. Булочко К. Т. Фехтование. – Рипол Классик, 2013
  2. Попова Н. В., Долгов А. Я. Современные подходы к организации физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2019. – №. 2. – С. 69-76
  3. Резниченко С. В. Воспитательная работа со студентами в процессе занятий фехтованием и ее психолого-педагогическая оценка // Механизмы гарантии качества образования: системы, технологии, инновации: тезисы докладов Международной научно-практической конференции.− Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009.− 307 с. ISBN 978-5-7568-0794-3. – 2009. – С. 218
  4. Речкалова О. Л. Особенности психологической подготовки в различных видах спорта. – 2014
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее