Основная задача, стоящая перед аэропортовым предприятием – эффективное обслуживание пассажиров, багажа и грузов и почты. От организации их отправки и приема напрямую зависит не только впечатление пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, но и пропускная способность, а следовательно и операционная прибыль.
Автоматизированные системы управления операционной деятельностью аэропорта выполняют следующие функции:
- Управление рейсами: обеспечение контроля и оперативного внесения изменений в рейсы, разделение и объединение оборотных рейсов, управление запасными, возвратными и отменёнными рейсами, автоматическое заполнение временных метрик и коммерческой загрузки по рейсам (рисунок 1).
- Аналитика (BI): отражение данных по динамике ключевых показателей аэропорта в графическом виде и возможность их просмотра и сравнения за любой интересующий период (рисунок 2).
Рисунок 2. Модуль аналитики
- Мобильные приложения (рисунок 3): предоставление сотрудникам и руководству возможности оперативного управления и получения информации о состоянии обслуживания, а также предоставление пассажирам актуальной информации по рейсам и функций оплаты парковки, бизнес-залов и гостиницы.
- Модуль «НСИ» (AODB): поддержание в целостном и актуальном состоянии всей нормативно-справочной информации, необходимой для работы аэропорта, и предоставление оперативного доступа к ней всем ответственным сотрудникам (рисунок 4).
- Модуль «Диспетчерский центр» (рисунок 5): контроль и оперативное внесение изменений в рейсы суточного плана полётов, автоматическое назначение электронных шаблонов ТГО и динамический пересчёт временных параметров задач с учётом задержек и раннего прибытия рейсов.
Эти системы также направлены на ускорение процессов, снижение человеческого фактора посредством автоматизации, оптимизацию стандартов и бизнес-процессов, выявление скрытых резервов времени и ресурсов, контроль эффективности использования ресурсов, сокращение времени необходимого для обслуживания рейсов, накопление данных для анализа и минимизацию возможности задержки рейсов, что позволяет оптимизировать работу аэропорта по обслуживанию пассажиров, багажа, грузов и почты и увеличить прибыль.
В России данные системы используются в аэропортах московского авиационного узла, аэропортах, Красноярска, Казани, Владивостока, Санкт-Петербурга (Пулково):
“Представители ВВСС отмечают, что внедрение новой системы стало фундаментом для дальнейшего цифрового развития Пулково. Платформа обеспечила возможность для использования актуальных и перспективных технологий — анализа и обработки данных и машинного обучения.”
Таким образом, использование систем операционной деятельностью позволяет эффективно обеспечивать оперативное и долгосрочное планирование, управлять объемными данными, человеческими и машинными ресурсами, контролировать расписание, понижать уровень человеческого фактора, а также оптимизировать работу аэропорта и бизнес-процессы в целом.
Список литературы
- Функционирование аэропорта [Электронный ресурс]: учебник/ авт.-сост. - Томас Р. Куинн, Роберт B. Пэк: [сайт]. – Режим доступа: https://vk.com/doc247409661_610575600?hash=sfCJTWkyk8KcvVGKSUP41fi0iRZgC9e0GpyVI1V9MnD&dl=z8wyU35dSugoEZga0ukqEaEPvW9ZvRzWztPGobfF3oP
- Назарова, О.Н. Управление рисками на воздушном транспорте: Учебное пособие / О. Н. Назарова, А. А. Шагарова - М.: УИГА, 2019
- Сидоркин, А.И. Правовое обеспечение транспортной безопасности России. Монография. / А.И. Сидоркин, А.И. Землин, Корякин В.М. - М.: ЮИ РУТ (МИИТ), 2021. - 120 c.