ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАН ЕС В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАН ЕС В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Энергетика

Просмотры

73

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (169), Май ‘24

Дата публикации 18.05.2024

Поделиться

В данной статье рассматриваются изменения, которые произошли в подходе стран ЕС к обеспечению энергетической безопасности в связи с началом Специальной Военной Операции на Украине и последовавшими санкциями, которые привели к реструктуризации торговых отношений между Россией и Европейским Союзом, завязанных, в первую очередь, на торговле энергоносителями.

Начало Специальной Военной Операции на Украине в феврале 2022 года, безусловно, стало самым шокирующим событием для мировой экономики после эпидемии COVID-19. В первую очередь, влияние СВО выражается в санкциях стран ЕС и США против России. В их число также входят санкции на российские нефть и газ импортируемые странами Европы. До начала СВО Россия была главным поставщиком энергоносителей для ряда европейских стран. Так, например, Германия импортировала около 555 тысяч баррелей в день в 2021 году, в то время как для Нидерландов этот показатель составлял 414 тысяч за тот же период.[1]

Для России страны ЕС также имели важное значение в качестве точки назначения для экспортируемых нефти и газа, поскольку они составляли от 45 до 50% от всего экспорта газа, нефти и нефтепродуктов. Однако, спустя практически год после вступления санкций в силу доля ЕС в структуре экспорта энергоносителей упала до 28%, а к концу 2023 года она понизилась до 4-5%.[2]

Для РФ доходы от экспорта нефти и газа критически необходимы для финансирования боевых действий на Украине. Они также составляют очень значительную часть бюджета. В связи с этим Россия оперативно изменила страновую структуру экспорта энергоносителей, благодаря чему на данный момент практически половина от экспортируемых нефти и газа отправляется в Китай, значительная часть также приходится на Индию.

За счёт этой реструктуризации Россия смогла адаптироваться к изменившимся реалиям. Перед странами ЕС стояла похожая проблема, однако им было необходимо обеспечить не доход от экспорта, а энергетическую безопасность за счёт пересмотра страновой структуры импорта энергоносителей.

В мае 2022 года Европейская Комиссия представила REPowerEU - план, призванный сделать ЕС независимым от российских энергоносителей к 2030 году. План предусматривает ряд мер по быстрому снижению зависимости от российского ископаемого топлива и ускорению перехода к "зеленой экономике". Планируемые меры включают экономию энергии, ускорение перехода на возобновляемые источники энергии и сотрудничество с международными партнерами в поиске альтернативных путей для импорта.

Наиболее близкой альтернативой России в качестве партнера для закупки энергоносителей можно назвать Саудовскую Аравию. Действительно, с момента приведения в действие санкций на российскую нефть страны ЕС стали искать более активного сотрудничества с королевством в сфере энергетики. Так, в июле 2022 года, в ходе официального визита Мохаммеда бин Салмана в Грецию, был подписан меморандум о взаимопонимании и кооперации в различных сферах, касающихся энергетического сектора. Данный меморандум сосредоточен на вопросах возобновляемой энергии, электросетях, а также торговле энергоносителями.  Похожий меморандум был также подписан между Саудовской Аравией и Францией в феврале 2023 года. [3]

Однако, Саудовская Аравия всё равно не является идеальным партнёром для ЕС с точки зрения проводимой в государстве политики в отношении прав и свобод человека. Если страны ЕС продолжат наращивать торговлю с королевством, то они будут спонсировать политический режим, который не соответствует их взглядам. Помимо этого, для большей диверсификации необходимы и другие партнёры с сопоставимыми производственными мощностями.

На сегодняшний день главным экспортёром нефти и газа в страны ЕС является США. Несмотря на технологический прорыв на стыке нулевых и десятых годов, позволивший выполнять добычу сланцевой нефти и газа в промышленных масштабах и превративший США в одного из крупнейших экспортёров энергоносителей в мире, им было крайне тяжело соперничать с российскими нефтью и газом на европейском рынке по логистическим причинам. Однако, после введения санкций и сокращения поставок со стороны России, поставки американских энергоносителей в страны ЕС резко возросли и обошли показатели России и Катара. Тем не менее, это нельзя назвать бесшовной заменой, поскольку нельзя игнорировать логистический фактор, соответственно, энергоносители из США обходятся европейцам дороже чем из РФ до начала СВО.[4]

Ещё одним потенциальным партнёром для дальнейшего усиления сотрудничества в энергетической сфере является Норвегия. Даже до начала СВО Норвегия экспортировала большое количество нефти и газа в страны Европейского Союза, однако, начиная с 2022 года Норвегия увеличила производство и экспорт энергоносителей практически в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. Поскольку подавляющая часть норвежских нефти и газа добывается на морских месторождениях производственные издержки также достаточно высоки, однако с логистической точки зрения это более привлекательный вариант чем США.[5]

Даже при том условии, что на сегодняшний день структуру импорта энергоносителей ЕС можно назвать более диверсифицированной, в то время как в числе ведущих партнёров находятся США и Норвегия, политически стабильные страны, поддерживающие ценности продвигаемые Европейским Союзом, финальной точкой в достижении энергетической безопасности является полная независимость от внешних акторов. В случае со странами ЕС этот результат может быть достигнут только за счёт возобновляемых источников энергии. Развитие данного подвида источника энергии также продвигается в рамках политики ЕС в отношении климата. На сегодняшний день страны ЕС находятся в процессе перехода на возобновляемые источники энергии. У некоторых это получается быстрее чем у других, например, в Австрии, Швеции и Дании доля возобновляемых источников энергии достигла 35%, хотя согласно одной из директив ЕС в отношении возобновляемых источников энергии перед участниками стоит задача обеспечить долю в 30% к 2030 году.[6] Можно говорить о том, что, если такие темпы сохранятся и в дальнейшем, страны ЕС станут гораздо ближе к обеспечению полной энергетической безопасности в ближайшие десятилетия.  

 

[1] How much oil does the European Union import from Russia? [Электронный ресурс] // Reuters. May 2022. URL: https://www.reuters.com/world/europe/how-much-oil-does-european-union-import-russia-2022-04-06/ (дата обращения 18.05.2024)

[2] Новак: Россия в этом году поставит в Европу не более 4—5% своей нефти (27 декабря 2023) [Электронный ресурс] // RT. URL: https://russian.rt.com/business/news/1251390-rossiya-neft-postavki (дата обращения 18.05.2024)

[3] Delivorias A. EU energy partnerships: Saudi Arabia // European Parliamentary Research Service. September 2023. pg. 8

[4] Cooban A. US has replaced Russia as Europe’s top crude oil supplier [Электронный ресурс] // CNN. March 2023. URL:https://edition.cnn.com/2023/03/28/energy/eu-us-oil-imports-overtake-russia/index.html#:~:text=The%20United%20States%20is%20now,January%202022%2C%20according%20to%20Eurostat (дата обращения 18.05.2024)

[5] Exports of Oil and Gas [Электронный ресурс] // Norwegian Petroleum. URL: https://www.norskpetroleum.no/en/production-and-exports/exports-of-oil-and-gas/ (дата обращения 18.05.2024)

[6] Kaczmarczyk B., Lis K. Renewable Energy Management in European Union Member States // Energies. 2023. pg. 12. DOI: 10.3390/en16165863

Список литературы

  1. Новак: Россия в этом году поставит в Европу не более 4—5% своей нефти (27 декабря 2023) [Электронный ресурс] // RT. URL: https://russian.rt.com/business/news/1251390-rossiya-neft-postavki (дата обращения 18.05.2024)
  2. Cooban A. US has replaced Russia as Europe’s top crude oil supplier [Электронный ресурс] // CNN. March 2023. URL: https://edition.cnn.com/2023/03/28/energy/eu-us-oil-imports-overtake-russia/index.html#:~:text=The%20United%20States%20is%20now,January%202022%2C%20according%20to%20Eurostat (дата обращения 18.05.2024)
  3. Delivorias A. EU energy partnerships: Saudi Arabia // European Parliamentary Research Service. September 2023. pg. 8
  4. Exports of Oil and Gas [Электронный ресурс] // Norwegian Petroleum. URL: https://www.norskpetroleum.no/en/production-and-exports/exports-of-oil-and-gas/ (дата обращения 18.05.2024)
  5. How much oil does the European Union import from Russia? [Электронный ресурс] // Reuters. May 2022. URL: https://www.reuters.com/world/europe/how-much-oil-does-european-union-import-russia-2022-04-06/ (дата обращения 18.05.2024)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее