Возрождение военно-патриотического воспитания молодежи в современной россии

Возрождение военно-патриотического воспитания молодежи в современной россии

В статье рассмотрены основные этапы, направления военно-патриотического воспитания в России. Особое внимание авторы уделили государственным программам, реализованным для восстановления патриотического воспитания молодежи с 2001 по 2020.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (26), август ‘21

Поделиться

Современное развитие государства и государственности в России определяет необходимость возрождения военно-патриотического воспитания молодежи. С точки зрения истории развития современной России, вопросам защиты государства всегда уделялось достаточно большое внимание. Для того, чтобы говорить о возрождении военно-патриотического воспитания молодежи, необходимо представить исторический экскурс, отражающий основные этапы трансформации военно-патриотического воспитания в России.

Еще в советское время основными направлениями военно-патриотического воспитания молодежи выступали:

1. мобилизация молодежи для восстановления народного хозяйства;

2. идейно-политическое воспитание;

3. физическая подготовка;

4. проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Активное участие в военно-патриотическом воспитании принимали образовательные учреждения общего и средне-специального образования, высшие учебные заведения, партийные руководители на уровне районов, городов, крупных промышленных объединений.  В качестве центрального ядра военно-патриотического воспитания молодежи в советский период выступала идеология постоянного обращения к подвигу советского народа в период Великой Отечественной войны. Для того, чтобы приблизить молодых людей к этому историческому событию, регулярно проводили мероприятия с участием участников боевых действий, ветеранов. Таким образом, в глазах молодежи всегда был живой пример, олицетворяющий величие совершенного подвига.

Особое внимание необходимо уделить работе ДОСААФ и военно-учебных учреждений (военных училищ). В работе этих учреждений сочетались несколько важных направлений развития молодежи:

1. умственное;

2. нравственное;

3. военная подготовка.  

Советский период можно охарактеризовать как самый яркий период развития военно-патриотического воспитания.

После распада Советского союза работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи ушла на задний план. В период 1980-2000х годов государство практически не участвовало в военно-патриотическом воспитании, и вся работа и деятельность продолжалась только благодаря инициативе военных клубов и общественных организаций. Нужно отметить, что указанный перерыв является критичным, так как за этот промежуток времени формируются мышление и взгляды целого поколения.

В начале 2000-х годов на государственном уровне произошла переоценка ценности военно-патриотического воспитания молодежи и началась работа по возрождению этого направления. В период 2001-2020 годов в России были реализованы четыре государственные программы патриотического воспитания граждан. 

Первой программой, направленной на возрождение военно-патриотического воспитания, стала государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». Практическое отсутствие мероприятий по патриотическому воспитанию привело к падению привлекательности военной и государственной службы, в общественном сознании активно развивалось равнодушие, индивидуализм, неуважительное отношение как к государству, так и к обществу.  Ключевыми задачами программы выступало:

1. формирование механизма, который обеспечит восстановление и создание государственной системы патриотического воспитания;

2. формирование нормативно-правового и организационно-методического обеспечения механизмов патриотического воспитания [1].

Рассматриваемая программа стала основой, благодаря которому произошли дальнейшие позитивные изменения по возрождению военно-патриотического воспитания в России.

Следующий этап возрождения военно-патриотического воспитания связан с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». Основной задачей реализации указанной государственной программы выступало создание системы патриотического воспитания, которая не была в полной мере сформирована на территории России [2]. Помимо этого, особое внимание было уделено разработке нормативно-правового обеспечения и разработке мероприятий, направленных на повышение качества работы каждого элемента системы патриотического воспитания.

Необходимо отметить, что в государственной программе особым субъектом влияния выступила молодежь, как новое, подрастающее поколение. По результатам реализации программы были сделаны выводы о создании основы системы патриотического воспитания, требующей дальнейшего развития. В результате принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». Основные цели государственной программы:

1. повышение значимости государственных и общественных структур в формировании у граждан и молодежи патриотического сознания;

2. совершенствование нормативно-правового, информационного и методического обеспечения системы патриотического воспитания;

3. формирование позитивного отношения молодежи к военной службе;

4. повышение профессионализма участников системы патриотического воспитания [3].

По результатам программы было выявлено, что одной из эффективных мер по развитию военно-патриотического воспитания выступает работа оборонно-спортивных лагерей для молодежи допризывного возраста. По состоянию на 2014 год их общая численность составила 2 000. Также по результатам реализации программы было отмечено увеличение количества общественных организаций до 4 780 единиц.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» была создана на основании опыта прошлых программ и являлась продолжением государственной работы по возрождению военно-патриотического воспитания граждан, в том числе молодежи. Основными направлениями программы выступало:

1. научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан;

2. улучшение инструментов патриотического воспитания;

3. совершенствование военно-патриотического воспитания детей и молодежи;

4. развитие информационного обеспечения [4].

По результатам реализации государственной программы были сделаны выводы о необходимости развития дополнительного образования детей и молодежи, как одного из перспективных направлений [5].  

В 2021 году принят Федеральный проект «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование». Срок реализации Федерального проекта запланирован в период 2021 – 2024 годов [5]. Целевые показатели Федерального проекта отражают высокий уровень вовлеченности граждан в разработанные мероприятия:

1. создание патриотического движения «Я горжусь» с участием ассоциации студенческих патриотических клубов;

2. вовлечение более 3 миллионов детей в деятельность общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;

3. показ не менее 25 миллионов онлайн-уроков, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи;

4. вовлечение не менее 600 тысяч детей в деятельность Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия»;

5. вовлечение не менее 500 тысяч участников для участия во Всероссийских конкурсах «Большая перемена» [6].

Таким образом, планомерное возрождение военно-патриотического воспитания занимает несколько десятилетий и только к 2020-м годам система патриотического воспитания является практически сформированной. Но при этом, существующие механизмы требуют постоянной доработки и трансформации. Цифровизация, которая характерна для современного этапа, определяет необходимость трансформации привычных мероприятий в новый формат. Современная молодежь более активно воспринимает цифровую информацию, поэтому в качестве одного из основных инструментов возрождения военно-патриотического воспитания молодежи, необходимо использовать современные информационные технологии (презентации, интерактивные игры, онлайн-уроки и другое). Помимо этого, важным элементом в военно-патриотическом воспитании является символика и ее эстетическое воплощение. Через символы у молодежи формируются образы, которые закрепляются в памяти и воссоздают ассоциации. Активными участниками военно-патриотического воспитания молодежи, как было отмечено ранее, выступают образовательные учреждения и общественные объединения. Для того, чтобы система военно-патриотического воспитания молодежи была эффективной, необходимо использование модели «воспитание через взаимодействие», а не «воспитание через воздействие». Современная молодежь более позитивно воспринимает внешнее влияние в случаях, когда они могут быть активными участниками процесса и дать обратную связь, которую не оставят без внимания.

Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что исторический развал системы военно-патриотического воспитания и дальнейший пересмотр важности и значимости военно-патриотического воспитания, стали основой для функционирования современной системы патриотического воспитания в России. Возрождение системы военно-патриотического воспитания является длительным и сложным процессом, требующим постоянной корректировки и трансформации, отвечающим требованиям современной молодежи. Использование новых моделей и подходов к военно-патриотическому воспитанию молодежи позволит сформировать лояльное к государству общество со сформированным патриотическим сознанием.

Список литературы

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» [Электронный ресурс],-Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901781482 (дата обращения 06.08.2021)
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» [Электронный ресурс],-Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901941206 (дата обращения 06.08.2021)
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 05 октября 2010 года №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» [Электронный ресурс],-Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902239462 (дата обращения 07.08.2021)
  4. Перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям [Электронный ресурс],-Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62618/print (дата обращения 06.08.2021)
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» [Электронный ресурс],-Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420327349 (дата обращения 07.08.2021)
  6. Информация о Федеральном проекте «Патриотическое воспитание» на 2021 – 2024 годы [Электронный ресурс],-Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения 07.08.2021)

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary