Введение
Качество жизни общества зависит прежде всего от уровня образованности. Хоть, и многие люди относятся к данному мнению категорично. Так, особо важное значение имеет один из видов образования − дополнительный. Так как без определенного уровня образования, наличия необходимых компетенций невозможно достичь высокой должности, от которой напрямую зависит качество жизни. Согласно статье 76 № 273 ФЗ «Об образовании», Дополнительное профессиональное образование (ДПО) направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [1]. Основу ДПО как раз-таки и составляет приобретение новых знаний, которых требует научно-технический прогресс.
История ДПО
Формирование системы дополнительного профессионального образования в высшей школе имеет длительную историю. Процесс становления и развития системы дополнительного профессионального образования в России есть результат историко-культурного развития образования под воздействием ряда доминирующих факторов (исторических, социально-экономических, политических, педагогических), который следует рассматривать на историческом фоне становления и развития научно-педагогических идей, концепций, теорий, педагогических течений, соответствующих разным периодам развития истории педагогики и образования. С целью определения дальнейших перспектив развития изучаемой системы проведен историко-ретроспективный анализ особенностей и условий становления и развития системы дополнительного профессионального образования в высшей школе на историческом фоне развития научно-педагогических идей, концепций, теорий, педагогических течений [2]. Анализируя ДПО необходимо выявить этапы его становления для раскрытия основных характеристик и выделения перспективных направлений прогресса. На самом деле, огромное количество деятелей образования рассматривали процесс развития ДПО по-своему. Наиболее корректное описание этапов предоставила Т.Г. Мухина в своих трудах «История и перспективы развития дополнительного профессионального образования в России». В таблице 1 представлены основные этапы развития ДПО.
Таблица 1
Этапы становления ДПО
№ |
Периоды |
Краткая характеристика периода |
1 |
|
формирования предпосылок и отдельных элементов будущей системы дополнительного профессионального образования: открытие институтов последипломного образования; внешкольное профессиональное образование взрослых, формальные и неформальные виды дополнительного образования преподавательского состава вуза и др. |
2 |
1917-1940-е гг. |
становление системы повышение квалификации и переподготовки кадров как элементов дополнительного профессионального образования, обусловленное социально-экономическими и идеологическими условиями; формирование самостоятельных форм, методов обучения и управления |
3 |
1941 -до начала 1960-х гг. ХХ в. |
внедрение в систему повышения квалификации и переподготовки новых форм обучения, ориентированных на обеспечение связи обучения с производством; расширение специальностей в области дополнительного высшего образования в основном за счет отраслей оборонной промышленности |
4 |
1960-е до сер.1980-х. гг. ХХ в |
совершенствование системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли; развертывание сети структурных подразделений вузов, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку специалистов |
5 |
вторая половина 1980-90-е. гг. |
выделение самостоятельной институциональной основы «системы дополнительного профессионального образования», обогащение методов, принципов и форм образования; направленность процесса обучения на творческое развитие личности в условиях непрерывного образования |
6 |
нач. ХХI вв. – по настоящее время |
реформирование дополнительного профессионального образования в единое образовательное пространство в условиях интеграции России |
Непрерывное образование
Практика показывает, что обучение по дополнительным профессиональным программам, постоянно существующий на предприятии – принцип хозяйственной деятельности. Само существование любой организации напрямую зависит от уровня образованности персонала в целом.
При этом, на сегодняшний день объем информации постоянно имеет развитие, то есть объем знаний с каждым разом увеличивается на основании прогресса науки и техники, обширным применением инновационных технологий. Буквально сегодня новая информация актуальна, но уже через пару лет данная информация приобретет устаревший вид. В связи с этим система образования должна быть непрерывной.
Непрерывное образование (или образование в течение всей жизни) - это концепция, согласно которой процесс обучения и получения новых знаний, навыков и квалификаций не ограничивается каким-то одним периодом жизни человека, а продолжается на протяжении всей его жизни.
Основные аспекты непрерывного образования:
1. Обучение на всех этапах жизни: от дошкольного возраста до периода после выхода на пенсию. Это подразумевает развитие возможностей для получения образования в любом возрасте.
2. Разнообразие форм обучения: формальное (в учебных заведениях), неформальное (курсы, тренинги, семинары) и информальное (самообразование, обучение на рабочем месте).
3. Междисциплинарность: обучение может охватывать различные области знаний и навыков, связанных с профессиональной деятельностью, личными интересами и общим развитием.
4. Адаптивность: образовательные программы должны быть гибкими и адаптироваться к потребностям обучающихся, рынка труда и общества.
5. Самомотивация: успех непрерывного образования зависит от внутренней мотивации человека к постоянному саморазвитию и обучению.
Преимущества непрерывного образования:
- повышение конкурентоспособности на рынке труда за счет постоянного обновления знаний и навыков;
- адаптация к быстро меняющемуся миру и новым требованиям профессий;
- личностный рост и саморазвитие;
- активное долголетие и сохранение интеллектуальной активности в пожилом возрасте;
- социальная интеграция и развитие толерантности;
Для реализации принципов непрерывного образования необходимо создавать соответствующую инфраструктуру, включающую систему образовательных учреждений, онлайн-курсы, программы повышения квалификации, а также развивать культуру обучения в течение всей жизни. Многие страны и международные организации признают важность непрерывного образования и предпринимают различные инициативы для его развития и популяризации.
Заключение
В современном быстро меняющемся мире требования к профессиональным навыкам постоянно эволюционируют. ДПО позволяет специалистам различных областей постоянно обновлять свои знания, осваивать новые технологии и тенденции, повышать квалификацию. Это обеспечивает их конкурентоспособность на рынке труда и возможность адаптироваться к изменяющимся условиям.
Список литературы
- Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ : официальный сайт. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615/ (Дата обращения: 28.08.2023). – Текст: электронный
- Мухина, Т. Г. Становление и развитие дополнительного профессионального образования (на материале Нижегородского региона): монография / Т.Г. Мухина. – Н. Новгород.: Изд-во ООО «Принт ЕС», 2011. – 184 с.
- Роль дополнительного профессионального образования в подготовке конкурентоспособных специалистов для регионального рынка труда / М.М. Абрагимович. Образование и наука № 10, 2013. 139-153 с. – Текст: непосредственный
- Мониторинг дополнительного профессионального образования в России: научный доклад / Д.М. Логинов, Т.Л. Клячко. Москва.: Изд-во «Дело» РАНХиГС, 2021. – 74 с. – Текст: непосредственный
- Дополнительное профессиональное образование. – URL: https://journal.sovcombank.ru/umnii-potrebitel/kakie-vidi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-bivayut-i-kak-ego-poluchit - (дата обращения 15.08.2023). – Текст: электронный