Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

В статье автором представлен опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроке физической культуры в техникуме. Цель здоровьесберегающих образовательныхтехнологий – становление осознанного отношения подростков к здоровью и жизничеловека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизнии безопасного поведения.

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (4), Февраль ‘21

Поделиться

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке. Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.Забота о сохранении здоровья обучающихся - важнейшая обязанность образовательной организации, отдельного преподавателя и самого подростка.

В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении является одной из главных и актуальных задач всей системы образования.

В данной статье представлен опыт использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в техникуме.Это создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Педагогическую деятельность необходимо строить таким образом,чтобы здоровьесбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом.

Именно в подростковом возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности, а в образовательном учебном заведении среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - совокупность приемов, форм, методов организации обучения обучающихся без ущерба для их здоровья. Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить студентувозможность сохранения здоровья за период обучения в техникуме,сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученныезнания в повседневной жизни.

Сохранение и укрепление здоровья студентов является актуальной задачей, стоящей перед современной образовательной организацией, и предметом первоочереднойважности, так как оно определяет будущее нашей страны. Каждое образовательная организация, наряду с решением педагогических задач, должно соотносить учебную нагрузку иметоды преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями студентов, содействовать охране и укреплению их здоровья. Только комплексная и системная работа в техникуме, направленная на создание условий для сохранения и укрепления здоровья студентов, может дать свои положительные результаты. У этой работы есть несколько направлений:

- организация учебного процесса таким образом, чтобы он не вредил здоровью;

- использование методик, соответствующих возрасту и возможностям студентов;

- правильная организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы;

- специальная работа по формированию ценностей здоровья и ЗОЖ.

Какими бы ни были условия работы и возможности преподавателей физической культуры, цель у всех одна - помочь студентам адаптироваться в напряженном режиме работы техникума, способствовать нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, а главное - сохранить и укрепить здоровье студентов.

Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:

1. укрепления здоровья - комплекса таких факторов, как работоспособность, психолого-социальная комфортность, устойчивость к заболеваниям;

2. раскрытия и совершенствования индивидуальных двигательных способностей; вооружение обучающихся специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, обеспечивающими им социальную свободу во взрослой жизни.

Прививать и поддерживать интерес к дисциплине, формировать физическую культуру обучающихся, здоровый образ жизни, добиваться позитивной динамики учебных достижений в области физической культуры и положительных изменений в состоянии их здоровья мне помогает выстроенная система, дающая стабильные положительные результаты. Данная система состоит из 4 блоков:

1. блок: учебные занятия, направленные на получение физкультурного образования (приобретение знаний, умений, навыков), развитие координации (физического потенциала);

2. блок: спортивные секции, ориентированные на реализацию желания совершенствовать наклонности в избранном виде спорта;

3. блок: спортивные соревнования, которые определяют физический потенциал в условиях максимальной интенсивности;

4. блок: физкультурно-массовые мероприятия (предусматриваются спортивные праздники, дни здоровья).

На занятии физической культуры не может быть мелочей. Все, что происходит в ходе занятия, отражается на студентах: заинтересовывает их, побуждает к творческой деятельности.

Как показывает педагогический опыт, многие обучающиеся часто необъективно оценивают свои знания и умения. Повезло тому, кто физически крепок от природы. А как быть тем, кому не дано врожденной силы, других физических качеств и потому трудно справляться с установленными программой учебными нормативами? Ведь и им хочется выглядеть в глазах сверстников обычными, здоровыми подростками.

Студенты одного возраста неодинаковы по показателям роста, веса, функциональным, психическим и двигательным особенностям. В решении этой проблемы помогает индивидуально-дифференцированный подход (основное средство оздоровительно-развивающей работы с обучающимися) для распределения студентов одного возраста на группы по 2 критериям: по уровню физической и технической подготовленности. В работе с группами использую упражнения, которые отличаются по сложности.

Систему тестов разделяю на 2 блока. Первый блок определяет показатели физической подготовленности. Определяю ее посредством выполнения следующих упражнений: подтягивание на перекладине, прыжки со скакалкой, поднимание туловища, из положения «лежа на спине, руки за головой» и др. Второй блок выявляет состояние функциональных систем. Составная часть модели диагностики физического здоровья - медицинский осмотр.

По итогам тестов и состоянию здоровья распределяю обучающихся каждой группы на 3 группы: слабую, среднюю, сильную. Из обучающихся, относящихся к слабой и средней группе, создаю группы общей физической подготовки. Такое деление дает возможность осуществлять дифференцированное обучение обучающихся на уроке.

Для того чтобы занятия физкультурой были результативными, нужно правильно выбирать нагрузкуи контролировать ее. В этом помогает умение определять свой индивидуальный тренировочный пульс (ИТП). Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, для достижения оздоровительного эффекта занятия следует проводить при частоте пульса, составляющей 65-90% максимально допустимой ЧСС для данного возраста (это и будет ваш ИТП). Частота сердечных сокращений определяется по формуле: 220 минус ваш возраст. Далее рассчитываются предельно допустимые границы ЧСС.

Например: 220-15=205

65% от 205 - это 130 уд./мин.

90% от 205 - это 180 уд./мин.

ЧСС=130-180 уд./мин. - ИТП.

Знание студентами ИТП особенно важно на занятиях круговой тренировки, в ходе которых они во время отдыха могут определить пульс и подкорректировать нагрузку, изменив, например, количество повторений упражнений или темп их выполнения.

Улучшение показателей тестирования, даже незначительное, в пределах уровня (например, студент выполнил тест «подтягивание на высокой перекладине» 5 раза, а через 2 недели - 6 раз), оцениваю на «пять». Так создается ситуация успеха, которая вызывает положительные эмоции, а это пусковой механизм стремления студента к совершенствованию своего физического здоровья.

Принципами построения занятий по физической культуре могут быть дифференциация занятий по характеру нагрузок, проведение занятий на основе интереса учащихся, разнообразие выбора направленности занятий.

Результативность:

- стойкое повышение уровня физического здоровья студентов во всех группах;

- положительные изменения в психической сфере личности: появляются целеустремленность, оптимизм, уверенность, стремление к самосовершенствованию, умение организовать себя для достижения поставленной цели;

- обучающиеся гораздо успешнее справляются с программным материалом на уроках физической культуры;

- успешная сдача контрольных нормативов по физической подготовке 79% студентов;

- увеличение числа учащихся техникума, занимающихся в спортивных секциях;

- уменьшение пропусков уроков без уважительной причины;

- осознанное выполнение физических упражнений.

Анализ работы показывает, что состояние здоровья студентов остается стабильным, конечно, кардинальных изменений в уровне здоровья каждого студента не прослеживается, но диагностика по хроническим заболеваниям такова, что у студентов реже наблюдаются обострения, следовательно, они меньше пропускают учебные занятия.

Отметим, что по некоторым видам заболеваний имеется положительная динамика, уменьшилось количество заболевших, что является следствием целенаправленной системной работы техникума, применения правильно выбранных и используемых форм и приемов здоровьесбережения.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, совершенствование физического состояниячерез двигательную активность помогают стать сильнее духом, поднимают их над своими слабостями, формируют гармонично развитую личность,что является первостепенной задачей любого педагога.

Список литературы

  1. Агишева Т.И. Здоровье современных подростков и здоровьесберегающие технологии в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.allbest.ru/dip/.
  2. Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе [Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  3. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности [Текст]. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Глобус», 2009.
  4. Морозов, М.А. Здоровый человек и его окружение. Здоровьесберегающие технологии [Текст]. Учебное пособие / М.А. Морозов. - М.: Лань, 2016. – 278 c.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary