Современное научно-техническое развитие характеризуется высокими темпами, что непосредственно влияет на разработку различных автоматизированных систем, позволяющих ускорить процесс обработки информации.
В настоящее время информационное поле является одним из средств принятия быстрых и правильных решений, оно стало использоваться во многих направлениях деятельности государственных органов. Особое значение информационное обеспечение играет для органов внутренних дел. Специалистами IT-технологий разрабатываются различные базы данных для подразделений ведомства, повышающие эффективность их деятельности, при этом стоит учитывать, что разработка и внедрение таких программ должна иметь повышенную степень защиты. Все применяемые программы предназначены исключительно для служебного пользования.
Необходимость использования научных информационно-технических сервисов в деятельности органов внутренних дел, включая и такие подразделения, как патрульно-постовая служба, позволяющих быстро обрабатывать необходимые данные, определена ФЗ «О полиции» от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ.
В соответствии с развитием науки, позволяющей внедрять в различные сферы деятельности правоохранительных органов современные технические инструменты для обработки информации, в таких различных подразделениях, однако большая их часть приходится на криминалистические, оперативные, следственные отделы, а также ДПС. Как правило, такие базы данных содержат сведения о лицах, имеющих административные наказания и уголовную ответственность, а также находящиеся в розыске как лица, совершившие преступление или без вести пропавшие, именуются они как автоматизированные рабочие места.
Рассматривая информационно-техническое обеспечение патрульно-постовых служб, стоит отметить, что они сводятся к минимуму. Как правило, большое внимание по обеспечению и возможностями владения необходимой информации в ходе несения службы уделяется нарядам, осуществляющим патрулирование на железнодорожных вокзалах и аэропортах. В целях предоставления оперативной информации для таких подразделений разработаны специальные информационные системы. Их применение позволяет установить и задержать лиц, пытающихся незаконно выехать за пределы региона или страны, находящихся в региональном или федеральном розыске. Одним из примеров таких баз данных можно привести используемые в Краснодарском крае «Краснодар-1 и 2», а также «Кейс-М».
Рассматривая назначение программы «Кейс-КМ», стоит отметить, что ее суть заключается в выявлении лиц, объявленных в розыск через осуществление проверки удостоверяющих личность документов, подаваемых лицом, пытающимся покинуть страну или город. Такая база данных действует по принципу сканирования паспорта, осуществляемого в потоке проходящих регистрацию граждан. Однако для обеспечения ее полного функционала требуется подключение к базе данных органов внутренних дел, именуемой ЕИТКС.
База данных, используемая патрульно-постовыми нарядами, также содержится и в таком мобильном устройстве, как «Терминал-ТМ-5». Его преимущество заключается в том, что он способен функционировать при помехах интернет-сети. Своей задачностью он способен:
- Установить факт нахождения лица в розыске.
- Установить факт подделки документов, удостоверяющих личность, либо факт их пропажи и незаконного использования третьими лицами.
- Предоставить иные сведения оперативного характера, которые будут способствовать предотвращению совершения противоправных действий со стороны граждан.
Осуществляя несение службы, сотрудники патрульно-постовых нарядов нередко задерживают правонарушителей, составляют на них административные протоколы. Данные сведения также вносятся в соответствующую информационную ведомственную базу, что говорит о наличии взаимодействия информации, получаемой между службами органами внутренних дел.
Разнообразие технических средств позволяет осуществлять контроль за общественным порядком посредством камер видеонаблюдений, которые образуют в своем роде информационную сеть, охватывающую наиболее важные участки территорий, в том числе, подверженных криминальным проявлениям.
Одним из таких комплексов является «Безопасный город», который установлен в дежурных частях органов внутренних дел и иных подразделениях, что позволяет своевременно предоставлять информацию патрульно-постовым службам.
Стоит отметить, что информационно-технический комплекс «Безопасный город» включает в себя:
- камеры видеонаблюдения, рассредоточенные по общественным местам (рынки, развлекательные и спортивные комплексы, парки и т.д.), а также наиболее значимых объектов и местности, обладающей повышенной криминальной опасностью;
- сетью пунктов связи для вызова экстренной помощи;
- системы мониторинга автотранспортных средств патрульно-постовых служб и иного транспорта, в функции которого входит охрана общественного порядка и обеспечения безопасности государства.
Согласно функционалу данного комплекса, он представляет собой видеосеть, накрывающей город, информация от которой поступает на мониторы дежурных частей органов внутренних дел в режиме реального времени. Осуществляемое наблюдение позволяет контролировать оперативную обстановку на участке, а при необходимости, оповещать наряды патрульно-постовой службы о совершаемых нарушениях общественного порядка и необходимости прибытия к месту происшествия.
Используемые базы данных патрульно-постовыми службами, в соответствии с положениями, регламентирующими организацию выполнения поставленных задач ее подразделениями, включают в себя следующие сведения:
- об уголовных деяниях, совершенных в зоне обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности;
- количестве и составах выявленных правонарушениях, за которые предусмотрена административная ответственность;
- численности лиц, задержанных и скрывавшихся от органов следствия и суда.
Учеты подлежат также непосредственно показатели выполнения сотрудниками патрульно-постовой службы поставленных задач.
Однако использование рассмотренных информационных систем требует от сотрудников умениями ее владения, которые в настоящее время относятся к числу профессиональных навыков, образующих профессиональную цифровую компетентность современного полицейского, которая, помимо овладения информационно-техническими ресурсами, требует еще и соблюдения безопасности информационных технологий.
Проведенный анализ баз данных, используемых патрульно-постовыми службами, показал их значение в осуществлении выполнения основных ее задач – охраны общественного порядка и общественной безопасности. Однако данные информационные системы требуют от сотрудников владения определенными познаниями, которые позволяют не только получить, но и обработать полученную информацию, а также применить ее и обеспечить эффективное реагирования в целях предотвращения противоправных действий.
Кроме того, хотелось бы отметить, что в настоящее время, в условиях несения службы при усиленном режиме охраны общественного порядка и общественной безопасности, в целях выявления лиц экстремисткой и террористической направленности, необходимо внедрить базу данных лиц, имеющих гражданство иностранных государств в целях определения законного их пребывания на территории РФ. Данная база данных должна вестись во взаимодействии с Главным управления по вопросам миграции МВД РФ.
Анализ проведенного исследования позволил сделать следующие выводы:
- Потенциал информационных систем, которые возможны к применению в правоохранительной деятельности огромен.
- Создание дополнительных баз данных, которые содержали бы сведения, возможные к использованию патрульно-постовыми службами способствовала повышению эффективности деятельности по охране общественного порядка и общественной безопасности. Особенно актуальным, на наш взгляд, в настоящее время встает вопрос о проверки законного пребывания иностранных граждан на территории РФ, что указывает на необходимость межведомственного информационного взаимодействия.
Список литературы
- Бражников С. А. Деятельность патрульно-постовой службы полиции: теория и практика / С. А. Бражников // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. – 2019. – № 1(3). – С. 39-44
- Ерохина Е. И. Проявления индивидуального стиля в оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции / Е. И. Ерохина // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2022. – № 4. – С. 46-51
- Майко А. Н. Административно-правовой статус патрульно-постовой службы / А. Н. Майко // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2019. – Т. 4, № 11-2. – С. 231-234
- Цимбал В.Н. Некоторые вопросы использования сотрудниками полиции информационных технологий / В.Н. Цимбал // Общество и право. – 2019. - №4. – С.232
- Шегало Д. Д. Совершенствование деятельности патрульно-постовой службы полиции / Д. Д. Шегало // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. – 2019. – № 2(20). – С. 68-72