АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ ГОРОДОВ ДРУЖЕСТВЕННЫХ ДЕТЯМ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ CHILD FRIENDLY CITY И ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ ГОРОДОВ ДРУЖЕСТВЕННЫХ ДЕТЯМ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ CHILD FRIENDLY CITY И ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (168), Май ‘24

Дата публикации 14.05.2024

Поделиться

В статье рассматриваются вопросы комплексного планирования дружественной детям городской среды в рамках концепции Child Friendly City и целей устойчивого развития ООН.

Детский фонд ООН (англ. United Nations International Children’s Emergency Fund, UNICEF) (далее - ЮНИСЕФ) в рамках концепции Child Friendly City и целей устойчивого развития ООН определяет город, дружественный к детям, как комплексное развитие городской среды, направленное на соблюдение прав детей. Это город, где мнения, потребности, приоритеты и права детей являются неотъемлемой частью государственной политики, программ и решений [1.c. 1]. «Города, дружественные к детям» (CFCI) является концепцией, возглавляемой ЮНИСЕФ, которая оказывает поддержку муниципальным органам власти в реализации прав детей на местном уровне, используя Конвенцию ООН о правах ребенка в качестве основы. Концепция была выдвинута в 1996 году ЮНИСЕФ во исполнение резолюции, принятой на второй конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам, с целью сделать города комфортными для жизни для всех людей [2.c. 3].

Благополучие детей является главным показателем здоровой среды обитания, демократического общества и грамотного развития городской среды. Если мы сможем построить город комфортный для детей, у нас будет город комфортный для всех людей [3.c. 2]. Проектирование городов для детей означает не просто строительство детских игровых площадок. Забота о защите прав детей должна быть встроена в повседневную работу разработчиков, урбанистов и городских властей [4.c. 3].

Вопросы урбанистики, ориентированные на детей, сосредоточены на создании среды, в которой приоритет отдается потребностям, благополучию и развитию детей. Эти принципы определяют планирование и развитие городов для обеспечения того, чтобы они были безопасными, доступными, инклюзивными и доставляли детям удовольствие от жизни, игр и обучения.

Можно выделить следующие основные направления в рамках концепции Child Friendly City и целей устойчивого развития ООН, ориентированные на создание города, дружественного детям:

1. Безопасность городской среды. Обеспечение безопасности детей в городе имеет первостепенное значение. Надлежащее освещение, видеонаблюдение и хорошо продуманная планировка усиливают чувство безопасности как у детей, так и у тех, кто за ними ухаживает. Когда дети чувствуют себя в безопасности, они с большей вероятностью будут исследовать окружающую среду и заниматься самостоятельной деятельностью.

2. Безопасность движения. Города, благоприятные для детей, ставят безопасность передвижения во главу угла как основополагающий принцип. Это включает в себя реализацию мер, обеспечивающих безопасные пешеходные дорожки, переходы и тротуары. Стратегии смягчения дорожного движения, такие как снижение скоростного режима и хорошо обозначенные пешеходные переходы, не только предотвращают несчастные случаи, но и прививают детям и их семьям чувство безопасности. Такие проекты поощряют детей исследовать свои окрестности пешком или на велосипеде, способствуя физической активности и чувству независимости.

3. Инфраструктура, благоприятная для детей-пешеходов. Инфраструктура города, благоприятного для детей, проектируется с учетом интересов пешеходов, велосипедистов. Широкие доступные тротуары, выделенные велосипедные дорожки и удобные для пешеходов переходы облегчают детям и их семьям передвижение по городу. Этот дизайн поощряет здоровый образ жизни, уменьшает заторы и продвигает устойчивые варианты транспортировки.

4. Доступ к природе (парки, сады и зеленые насаждения). Детям комфортно в среде, которая предлагает возможности для неструктурированных игр и взаимодействия с природой. Города, благоприятные для детей, понимают важность зеленых насаждений, парков и игровых площадок. Эти районы создают естественную среду для физической активности, творческих игр и социализации. Парки становятся местами общего сбора, где семьи объединяются, дети заводят друзей и воспитывается чувство общности.

5. Многофункциональные кварталы. Создание многофункциональных кварталов, объединяющих жилые, коммерческие и рекреационные пространства, является краеугольным камнем городского дизайна, ориентированного на детей. Наличие школ, спортивных объектов, парков и других удобств в нескольких минутах ходьбы снижает потребность в длительных поездках на работу и воспитывает чувство сопричастности.

6. Создание общественных пространств. Общественные пространства, рассчитанные на людей всех возрастов, становятся сердцем городов, благоприятных для детей. Площади и общественные центры предлагают детям и семьям места для общения, участия в культурных мероприятиях. Эти пространства способствуют социальной интеграции и чувству принадлежности, воспитывая живой дух сообщества.

7. Инфраструктура, ориентированная на ребенка. Города, благоприятные для детей, выходят за рамки эстетики, они сосредоточены на создании инфраструктуры, отвечающей потребностям детей. Скамейки подходящего размера, удобные для детей фонтанчики, общественные туалеты и безопасные зоны ожидания общественного транспорта - все это способствует созданию более инклюзивного и комфортного городского пространства для детей.

8. Инклюзивный дизайн. По-настоящему дружественный к детям город должен быть инклюзивным, удовлетворять потребности всех детей, включая детей с ограниченными возможностями. Безбарьерная среда, пандусы для инвалидных колясок, сенсорные пространства и тактильные вывески гарантируют, что ни один ребенок не останется без внимания, способствуя развитию чувства равенства и сопричастности.

9. Экологическая устойчивость. Города, благоприятные для детей, обеспечивают экологическую устойчивость. Стандарты зеленого строительства, возобновляемые источники энергии, сокращение отходов и стратегии борьбы с загрязнением способствуют созданию более здоровой городской среды для детей и будущих поколений.

10. Соучастие детей в городском проектировании. Вовлечение детей и их семей в процесс городского проектирования дает им возможность формировать собственную среду обитания. Такое вовлечение не только приводит к инновационным дизайнерским решениям, но и прививает чувство сопричастности и гордости за свой город.

Строительство городов, благоприятных для детей, это необходимость для благополучия детей и устойчивого развития общества [4.c. 1].

Таблица 1.

Показатели города, благоприятного для детей

 

Социальные качества

Физические качества

Позитивные

Социальная интеграция

Зеленые зоны

Охрана и безопасность

Медицинские и образовательные учреждения в шаговой доступности

Идентичность сообщества

Общественные места

Чувство солидарности

Свобода передвижения

Возможности

Отсутствие физической опасности

Негативные

Социальная изоляция

Грязные города

Отсутствие доверия к политической системе

Отсутствие медицинских и образовательных учреждений

Межнациональные конфликты

Интенсивное движение транспорта

Страх перед преступностью

Географическая изоляция

Скука

Отсутствие площадок для занятий спортом и игр

 

Дружественная детям городская среда оказывает глубокое влияние на детей, формируя их благополучие. Уделяя приоритетное внимание безопасным и доступным детям общественным зонам, выступая за мобильность маленьких пешеходов и удобную для них инфраструктуру, применяя комплексные принципы проектирования, городские власти действительно уделяют первостепенное внимание потребностям детей. В конечном счете, города, благоприятные для детей, способствуют активному, здоровому и счастливому детству, закладывая фундамент для лучшего будущего для всех.

Список литературы

  1. Конференция ООН по населенным пунктам [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.childfriendlycities.org/what-is-the-child-friendly-cities-initiative – дата обращения: 30.04.2024
  2. Chris Bruntlett «12 ways to make cities more child-friendly» [Электронный ресурс] – режим доступа: https://spacing.ca /national/2014/03/03/twelve-ways-can-make-cities-child-friendly/ – дата обращения: 30.04.2024
  3. Ragini Ravi «Building Child-Friendly Cities: The Important Role of Urban Design» [Электронный ресурс] – режим доступа: https://thedesigngesture. com/building-child-friendly-cities/ – дата обращения: 30.04.2024
  4. Nikita Luke, Rohit Tak, Ariadne Samios, Claudia Adriazola-Steil «Redesigning Safer and Healthier Urban Spaces for Young People» [Электронный ресурс] – режим доступа: https://thecityfix.com/blog/what-makes-a-child-friendly-city-redesigning-safer-and-healthier-urban-spaces-for-young-people-nikita-luke-rohit-tak-ariadne-samios-claudia-adriazola-steil/ – дата обращения: 30.04.2024
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary