МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

95

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (26), август ‘21

Дата публикации 10.08.2021

Поделиться

В статье представлен анализ профессиональной литературы по вопросам спортивной психологии. Приводятся мнения и взгляды различных авторов на проблематику психологической готовности спортсменов к соревновательной деятельности, а также выделяются ключевые факторы психологической готовности к соревнованиям, требующие особого внимания к развитию у профессиональных спортсменов. Исходя из анализа теоретических источников была разработана общая модель психологической готовности спортсменов к соревновательной деятельности, включающая в себя пять блоков: эмоционально-волевой; мотивационный; личностный; когнитивный; блок деятельностно-значимых качеств.

В современном мире спорт, как массовое явление не стоит на месте, и с процессом усовершенствования человеком своих возможностей повышает и требования, предъявляемые для людей занимающихся профессиональной спортивной деятельность. Развитие профессиональной спортивной среды диктует для профессиональных спортсменов условия постоянного повышения своих навыков. В таких жестких условиях непрерывных тренировок и возросшими требованиями к спортсменам на соревнованиях, требуется проведение особых психолого-педагогических мероприятий, направленных на общее улучшение психологического состояния спортсменов готовых показывать высокие результаты своей деятельности. 
Помимо многих факторов, предъявляемых конкретными видами спорта, спортсменам требуется уделять особое внимание развитию психологических качеств и постоянно повышать уровень психологической готовности к спортивным соревнованиям.
Важным вопросом научных изысканий многих исследователей в области спорта является вопрос о том, какие именно психологические качества нужно развивать для успешного участия в соревновательной деятельности и эффективного достижения состояния психологической готовности.
Целью нашего исследования является определение, на основе теоретического анализа профессиональной литературы, ключевых факторов психологической готовности спортсменов к соревнованиям и формулировка модели психологической готовности спортсменов к соревновательной деятельности.
В отечественной научной литературе не сложился единый подход к пониманию психологической готовности к соревнованиям. Изучением психологической готовности спортсменов занимались такие ученые как: Алексеев А.В, А.Д. Бутовский, А.А. Бабаян, И.П. Волкова, Е.П. Ильин, Л.М. Попов, И.М. Пучков, А.Ц. Пуни, П.Н. Устин и др. 
В своей работе Душков Б.А., Смирнов Б.А., Королев А.В. определяют, что психологическая готовность к профессиональной деятельности может быть сформулирована как целостное образование, представленное следующими характеристиками: 
1)    интерес к деятельности
2)    потребность в достижении результата
3)    понимание функциональных обязанностей, задачи профессиональной деятельности (познавательные характеристики личности)
4)    чувство профессиональной и социальной ответственности
5)    уверенность в успехе
6)    самоконтроль
7)    сосредоточенность на выполнении задачи (эмоционально-волевые характеристики) [2].
Из этого следует что в формировании профессиональной психологической готовности, важную роль играют свойства личности конкретного спортсмена.
По Б.Ф. Ломову структура модель психологической готовности включает в себя следующие блоки: 
a)    профессиональная «Я-концепция»;
b)    мотивация;
c)    личностные свойства и качества;
d)    деятельностно-значимые свойства и качества
В данном случае деятельностно-значимые качества формируются в рамках содержания будущей профессиональной деятельности и у представителей разных направлений подготовки могут иметь разную выраженность. В месте с тем, профессиональная «Я-концепция», мотивация и личностные качества являются универсальными относительно выбранных специальностей [1].
А.Д. Бутовский, один из первых отечественных специалистов в теории спорта, подчеркивая роль конкуренции в спорте писал: «Всякая работа, поставленная в условия состязания, развивает очень ценные для жизни душевные качества: настойчивость, упорство в достижении цели, мужество, находчивость, уверенность в своих силах и умение им пользоваться» [3].
Несмотря на расхождения в терминологическом понимании, различные авторы имеют схожие мнения относительно содержания понятия психологической готовности спортсменов. Е.П. Ильин дает наиболее емкое определение и говорит о том, что: «психологическая готовность к соревнованиям – это устойчивое длящееся несколько дней состояние, отражающее возникновение цели, направляющей сознание спортсмена на достижение высокого результата, и готовность бороться с любыми трудностями на предстоящих соревнованиях» [4].
А.Ц. Пуни определяет данное состояние как: «психическое состояние спортсмена, которое харак¬теризуется уверенностью в себе, стремлением бороться до конца и желанием победить, значительной эмоцио¬нальной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроениями и чувствами, способностью моби¬лизовать все силы для достижения цели» [5].
А.А. Бабаян к содержанию психологической готовности спортсменов относит такие личностные качества как: целеполагание, уверенность в успехе, хорошая саморегуляция, а так же волевые качества, такие как решительность, самообладание,  выдержка, целеустремленность, терпеливость и упорство [6].
По А.Б. Ильину и С.М. Гордону такие качества как: «смелость, эмоциональная устойчивость, общительность, психологическая гибкость, демонстративность, доминантность и оптимизм»  оказывают положительное влияние на психологическую готовность, в то время как: «депрессия, чувство вины, невротичность, напряженность возбудимость и пессимизм» оказывают негативное влияние [7].
Дружинин В.Н. определяет психологическую готовность как психическое состояние [8], а Левитов Н.Д. как целостное проявление свойств личности, включающее познавательный, эмоциональный и мотивационный компоненты [9]. Так же Левитов Н.Д. определяя готовность к работе как психическое состояние, подчеркивал, что кроме «общей и длительной готовности к работе существует готовность как временное состояние, которое может быть названо также предстартовым состоянием» [10].
Е.П. Ильин отмечает особую роль процессов мобилизации спортсмена на высокий результат [10]. По Егорову А.С. существует два вида установок: первая – подразумевает абсолютное выполнение поставленной задачи при наличии препятствующих факторов; вторая – выполнение задачи при благоприятных условиях. При первой установке наличие шансов на успех отметили 80 % спортсменов, при второй – только 12 %, трудности рассматривали как сигнал к мобилизации соответственно 90 и 16 %, имели предстартовое состояние боевой готовности 70 и 0 %, выполнили задачу 75 и 16 % [11]. 
В то же время, Ильин Е.П. так же отмечает, что процесс чрезмерной мобилизации может оказать противоположное воздействие и привести к поражению, поскольку сильное перевозбуждение спортсмена в предстартовый  период может привести к потере контроля. В данном случае при мотивировании спортсменов сила мотива должна быть оптимальной [10].
Особое место в изучении спортивной психологии является определение психофизиологической природы чувства готовности. Как пишет Е.П. Ильин: «Для большинства спортсменов оно является интегральным чувством, в котором отдельные признаки хотя и существуют, а при необходимости могут быть выделены путем анализа своих ощущений, но не обязательно находят отражение в сознании» [4]. Изменение дыхания, пульса, температуры тела, повышение мышечного тонуса являются ведущими признаками готовности к действию. При этом в различных видах спорта такое состояние определяется и ощущается субъективно и видоспецифично [4; 10].
Среди общих мотивов, побуждающих человека к занятию спортом таких как: стремление к физическому развитию, укрепление здоровье, досуг и самореализация, познавательный интерес и др., американский психолог Б.Дж. Кретти выделяет мотив стремления к стрессу и его преодолению. Он отмечает, что желание преодолевать препятствия, изменять обстоятельства и добиваться, успеха подвергая себя воздействию стресса, является мощным мотивом спортивной деятельности [24].
Весомый вклад в изучение процессов мотивации спортсменов внес Р.А. Пилоян. Он предлагает рассматривать мотивацию не только с позиции процессов, побуждающих человека к деятельности, но и с точки зрения результатов этой деятельности, позволяющих оценить всю глубину существующего мотива. Он говорит о том, что мотивация, как целостная структура, направляющая человека на овладение конкретным видом деятельности, является продуктом соотнесения потребностей человека с возможностями и с особенностями конкретной деятельности, дающие положительный результат. 
Виру А.А. обращает внимание, что в формировании предстартовой установки важным моментом является вера в победу. В проведенном исследовании у опрошенных баскетболистов была выявлена боязнь проиграть, парализующая спортсменов перед игрой. По мнению 50 % опрошенных основой успеха действительно является вера в победу. Однако так же он приводит другие данные, которые говорят о том, что в 33% случаев, боязнь проиграть мотивирует и побуждает мобилизоваться. Так же часть опрошенных, более успешных баскетболистов отмечали, что успех игры зависит от уверенности в свои силы, а не от веры в победу [12].
В своей статье «Проблемы психического стресса в спорте высоких достижений» Рудаков А.Л. отмечает, что проблема психического стресса в современном спорте занимает особое место, поскольку  деятельность ведется в условиях ярко выраженного стресса. Такие установки формируют неэффективные программы поведения, что является внутренним стресс-фактором. Развитие стрессоустойчивости, преодоление иррациональных установок, развитие способов саморегуляции, позволяют спортсменам формировать оптимальный уровень готовности к соревновательной деятельности и показывать высокие результаты [13].
Исходя из анализа теоретического материала, нами была разработана модель психологической готовности к спортивной деятельности. Данная модель включает в себя следующие блоки: 
1)    эмоционально-волевой: в него входят такие компоненты:  решительность, самообладание,  выдержка, целеустремленность, терпеливость, упорство и способность к саморегуляции, эмоциональная устойчивость, способность к мобилизации;
2)    мотивационный: стремление к самореализации, мотивация к достижению успеха, стремление к достижению высокого результата;
3)    личностный: ответственность, вера в победу, уверенность в себе и адекватная самооценка, профессиональная «Я-концепция», стрессоустойчивость
4)    когнитивный: позитивные установки, оптимизм
5)    блок деятельностно-значимых свойств и качеств: устойчивость, переключаемость, избирательность внимания.
Таким образом, можно говорить о том, что проблема психологической готовности к соревнованиям как предмет научных исследований достаточно разработана, а анализ научной литературы по теме позволяет выделить ключевые компоненты психологической готовности к спортивной деятельности для осуществления эмпирических исследований.

Список литературы

  1. Попов, Л.М. Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности / Л.М. Попов, И.М. Пучкова // Образование и саморазвитие. – 2015. – № 1 (43). – С. 53–58.
  2. Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности / Б.А. Душков, Б.А. Смирнов, А.В. Королев/ Под ред. Б.А. Душкова. – М.: Акад. Проект: Фонд «Мир», 2005. – 84с.
  3. Бутовский, А. Д. Воспитание и телесные упражнения в английских школах / А.Д. Бутовский // Собр. соч.: в 4 т. – К.: Олимп. лит., 2009. – Т. 1. 277–334с.
  4. Ильин, Е.П. Состояние наивысшей готовности и работоспособности спортсмена / Е.П. Ильин, под ред. И. П. Волкова //Спортивная психология в трудах отечественных специалистов СПб.:Питер, 2002. 253-260с.
  5. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 288с.
  6. Бабаян, А.А. Некоторые особенности соревновательной психической надежности у юных тяжелоатлетов / А.А. Бабаян. Республиканскоая научно-методическая конференция. Ереван, 1979. С.73-74
  7. Гордон, С.М. Оценка личности спортсменов разных специализаций и квалификаций (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств/ С.М. Гордон, А.Б. Ильин //Теория и практика физической культуры. – 2003. N2. – С. 24-26.
  8. Психология / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656с.
  9. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов – М.: Просвещение, 1964. – 342с.
  10. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПБ.: Питер, 2008. – 352 с.
  11. Егоров, А. С. Психологическая характеристика трудностей и их преодоления в беге на длинные, сверхдлинные дистанции и в спортивной ходьбе / А.С. Егоров // Проблемы психологии спорта. М.: ФиС, 1962 – 351с.
  12. Виру, А.А. Проблемы психологии спорта / А.А. Виру. М.: ФиС, 1962. – С. 26
  13. Рудаков, А.Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте: монография / А.Л. Рудаков. – Красноярск, 20011. – 190с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее