В последнее десятилетие значительно возросло число детей с особенностями в развитии. По данным всемирной организации здравоохранения ежедневно в мире рождается 24,5 тыс. детей с инвалидностью. В России при суточной рождаемости примерно 5 тыс. детей, 50% имеют разного характера психические отклонения. По итогам 2020 года, примерно 2% населения обладает диагнозом ЗПР [1].
Обратимся к понятию «задержка психического развития». ЗПР представляет собой вариант психического дизонтогенеза, относящегося к различным по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и особенностям динамики состояния легкой интеллектуальной недостаточности, который занимает промежуточное положение между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью и имеющие тенденцию к положительной динамике при хорошо организованной реабилитационной работе [4].
В связи с возрастанием числа людей с данной особенностью психического развития наиболее актуальной становится проблема поиска путей повышения эффективности целенаправленного обучения и воспитания детей данной категории[3].
Вопросом изучения развития внимания детей с ЗПР занимаются различные специалисты. Работа в данном направлении позволяет реализовать главную задачу педагогической психологии — исследовать условия, факторы и средства совершенствования внимания в условиях развивающего воздействия с учётом возрастных особенностей.
Федеральные проекты, которые действуют на основе Национального проекта «Образование» также нацелены на решение проблем по формированию условий для развития внимания детей с ЗПР. В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в более чем 50% коррекционных школ (около 900 образовательных организаций) пройдет модернизация инфраструктуры.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусматривает создание условий, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями получать качественное доступное дополнительное образование.
Воспитание и обучение детей с диагнозом ЗПР может осуществляться в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий.
Стоит отметить, что для детей с задержкой психического развития характерна ярко выраженная невнимательность, которая выражается в малой устойчивости, трудности распределения, замедленном переключении, малом объёме усваиваемой информации [1]. Также для отдельных возрастных категорий учащихся с ЗПР характерна слабость произвольного внимания, которая проявляется в частой смене объектов внимания и в невозможности длительного сосредоточения на каком-то одном объекте.
Все исследователи отмечают, что внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Привлечь внимание детей младшего школьного возраста можно только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно [3].
Внимание представляет собой особое свойство человеческой психики, которое не может существовать самостоятельно от мышления, восприятия, работы памяти, движения. Формы проявления внимания весьма многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность и так далее [2].
Специалист Н.А. Цыпина, занимающаяся изучением особенностей развития детей с задержкой психического развития, выявила их специфические особенности.
Общий запас знаний и представлений об окружающем мире у детей узок и ограничен. Активный и пассивный словарный запас беден, дети испытывают трудности при звуковом анализе слов. Вследствие высокой истощаемости отмечается низкая работоспособность. Внимание неустойчивое, присутствуют трудности сосредоточения. Гораздо легче выполняются задания, требующие включения наглядно-действенного мышления по сравнению со словесно-логическим [2].
Для всех детей с задержкой психического развития характерна по-разному выраженная эмоциональная неустойчивость, несформированность произвольного внимания, повышенная истощаемость и другие отклонения в регуляции произвольных форм деятельности, обеспечивающей нормальное протекание познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления). Важно подчеркнуть, что применение стимулирующей и организующей помощи повышает эффективность решения интеллектуальных заданий.
Дети с задержкой психического развития слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «тёплых» отношений часто не бывает, эмоции поверхностны и неустойчивы. Свои особенности имеет и двигательная сфера. Дети с задержкой психического развития обнаруживают
отставание в двигательном развитии. Основные нарушения касаются мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
По утверждению С.Я. Рубинштейна «В игре, как в фокусе собираются, проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». Не для кого не секрет, что игра является естественной формой организации образовательного процесса детей. Существуют разнообразные методы работы с данной категорией обучающихся.
В данной статье особое внимание будет уделено дидактическим играм, так как они в наибольшей мере направлены на коррекцию познавательной сферы [1].
Рассмотрим подробнее, что представляют собой дидактические игры. Дидактическая игра – это вид учебных занятий, которые организуются в виде учебных игр и реализуют ряд принципов игрового, активного обучения отличительной фиксированной структурой игровой деятельности и системой оценивания. Стоит отметить, что данный вид организации деятельности является одним из методов активного обучения.
По утверждению А.П. Усова и В.Н. Аванесова для дидактической игры присущи две функции в процессе обучения.
1) Совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
2) Усваивание новых знаний и умений разного содержания.
Одним из примеров дидактической игры, направленной для работы с детьми с ЗПР, является:
«Запрещённое движение».
Данная игра предполагает взаимодействие с ребёнком по следующему алгоритму. Важно объяснить правила игры, педагог заранее договаривается с обучающимся о том, какое движение является запрещенным. Затем, перед ребенком стоит задача повторить за учителем разные движения, кроме запрещённого. Анализ результатов по итогам проведения такого рода игр демонстрирует положительные результаты в развитии познавательной сферы воспитанников с ЗПР.
В современной психолого-педагогической литературе представлено большое количество вариантов дидактических игр, которые направлены на активизацию познавательного интереса учащихся с ЗПР.
Таким образом, проанализировав материалы педагогов и психологов, специализирующихся в данной области, мы пришли к выводу о том, что регулярное использование на коррекционно-развивающих занятиях дидактических игр способствует более эффективному усвоению учебного материала по всем разделам программы, развивает не только внимание, но и память, мышление, речь обучающихся. Подбор дидактических игр стоит производить в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями конкретной личности. Все психические процессы взаимосвязаны друг с другом, что свидетельствует об обеспечении формирования всех психических функций ребёнка посредством использования дидактических игр.
Список литературы
- Карпова Г.А., Артемьева Т.Л. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: учебное пособие. Екатеринбург, 1995. - 154с.
- Кисова В.В., Семенов А.В. Эмпирический анализ состояния системы образования детей с задержкой психического развития в россии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-6. – С. 1127-1132.
- Переслени Л.И., Шохин П.В. Особенности внимания и восприятия. / Обучение детей с задержкой психического развития. - М.: Просвещение. - 1981. - С.10-14.
- Шилова, Н. Т. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений / Н. Т. Шилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31995/ (дата обращения: 22.06.2021).