ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

2

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (168), Май ‘24

Дата публикации 13.05.2024

Поделиться

В данной статье рассмотрена и проанализирована общественная опасность преступлений, которые направлены против государственной власти, а также интересов государственной власти. Выявлена проблема в области борьбы с преступлениями данной категории и предложен вариант ее решения.

Общественная опасность - один из основных признаков преступления и одно из центральных понятий уголовного права. На первый взгляд кажется, что «общественная опасность» решит все проблемы. На самом деле эта уверенность исчезает, как только стоит перейти к ее непосредственному рассмотрению. Общественная опасность существует как связь деяния с определенной системой общественных отношений. Если деяние посягает на социальные ценности общества, оно является антиценностным и на языке уголовного права обозначается как общественная опасность.

Преступления против государственной власти, интересов государственной власти есть общественно опасные противоправные деяния, которые посягают на нормальную деятельность аппарата публичной власти и управления, которые были совершенны должностными лицами с использованием своего служебного положения, а в отдельных случаях согласно уголовному законодательству – иными специальными субъектами.

Преступления против государственной власти, интересов государственной власти регламентированы главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В систему данных преступлений сходит:

  • Преступления должностных лиц;
  • Преступления иных лиц.

Социальная опасность преступлений данной категории прежде всего содержится не только в подрыве авторитета власти и управления любого уровня, но и подрыве доверия к ним со стороны населения России и других стран в целом[1].

 

Общественная опасность рассматриваемой категории преступлений заключается в том, что они наносят серьезный ущерб нормальному функционированию государства и представляет серьезную социальную опасность для государственной деятельности. Причиной такого ущерба всегда является нарушение личных и общественных прав. Общественная опасность деяния и наличие в его основе состава общественного правонарушения определяются масштабами, характером, способом и обстоятельствами посягательства. Например, расходование бюджетных средств без соблюдения условий их получения является признаком состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации. Для привлечения должностного лица к уголовной ответственности за участие в корпоративной деятельности (ст. 289 УК РФ) недостаточно того, что нарушивший федеральный закон чиновник фактически занимался корпоративной деятельностью, лично или через уполномоченное лицо. Такое поведение должно быть связано с использованием своих служебных полномочий для получения выгоды или преимущества организацией, которая, по его мнению, является коммерчески успешной. Дисциплинарным проступком является принятие должностным лицом денег, ценностей или иных материальных благ от физического или юридического лица. Согласно статье 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, получение товара за совершение действий, входящих в сферу публичных полномочий, обычно является взяточничеством.

 

Кроме того, общественная опасность преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, заключается в том, что при нарушении должностными лицами нормального функционирования государственных и муниципальных органов, работа властных структур полностью подрывается, что, безусловно, сказывается на негативном отношении общества к работе государственных структур. Общество не желает сотрудничать с такими чиновниками, формируется пренебрежительное отношение к законодательным актам. В итоге все эти факторы тормозят развитие государства и создают серьезные проблемы при переходе к правовому государству в нашей стране.

 

Учитывая серьезность рассматриваемых преступлений, включая коррупцию, организованную преступность, отмывание денег и другие преступления, угрожающие государственной и общественной безопасности России, правовое регулирование и борьба с такими преступлениями должны быть более интенсивными и предусматривать адресные и достаточно суровые меры наказания.

 

Стоит выделить самые основные проблемы преступлений против государственной власти, интересов государственной власти:

- Угроза национальной безопасности. Преступления против государственной власти могут иметь серьезные последствия для национальной безопасности. Например, шпионаж, утечка государственных секретов и террористические акты, направленные против государственных учреждений, могут нанести значительный ущерб государству и его гражданам. Эти преступления также могут привести к развитию организованной преступности и международного терроризма.

- Нарушение общественной стабильности. Преступления против государственной власти могут стать причиной социальной нестабильности и социальных конфликтов. Когда граждане узнают, что государственные чиновники несут ответственность за преступные деяния, может возникнуть недоверие и недовольство обществом. Это может привести к массовым протестам, гражданским беспорядкам и даже революционным ситуациям.

- Ущерб экономической сфере. Преступления против государственного сектора могут нанести огромный ущерб экономике страны. Коррупция и мошенничество в сфере государственных закупок, налоговые махинации и другие виды преступной деятельности могут привести к потере государственных средств, сокращению инвестиций и развитию теневой экономики. В результате экономический рост может замедлиться, а условия жизни людей - ухудшиться.

 

Преступления против государственной власти или государственных интересов представляют собой серьезную общественную опасность. Они подрывают верховенство закона, угрожают национальной безопасности, нарушают социальную стабильность и наносят ущерб экономике. Для борьбы с этими преступлениями необходимо укреплять правоохранительные органы, повышать прозрачность и ответственность должностных лиц, развивать правосознание и правовую культуру населения. Только так можно обеспечить стабильность и безопасность государства и народа.

Список литературы

  1. Минакова И.Г. Об объекте преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления // Северокавказский юридический вестник. №1 - Ростов-на-Дону, 2022. – 14 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее