СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

Авторы публикации

Рубрика

Экономическая безопасность

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (168), Май ‘24

Дата публикации 13.05.2024

Поделиться

Статья рассматривает проблему продовольственной безопасности в России, выделяя положительные и негативные стороны текущего состояния. Автор указывает на готовность правительства субсидировать продовольственную сферу, наличие ресурсов для преобразований и стимулирование инноваций. Одновременно автор отмечает проблемы импортозависимости, несвоевременного реформирования системы и противоречий, возникающих в процессе развития отечественной продовольственной сферы. Автор предлагает улучшать нормативно-регулятивную базу, создавать собственную ресурсную базу, совершенствовать механизмы наказаний и разрабатывать государственные программы стимулирования. Также необходимо улучшить транспортную сеть и создать орган срочного реагирования на мировые события.

На данный момент процесс решения проблем продовольственной безопасности России находится на достаточно противоречивом уровне.

Существует ряд положительных сторон:

1. готовность правительства субсидировать продовольственную сферу;
2. достаточный объём ресурсов для проведения преобразований;
3. стимулирование инновационной сферы продовольственной сферы.

Одновременно с этим присутствует достаточное количество нерешённых проблем и угроз, которые отрицательно сказываются на состоянии продовольственной безопасности страны:

1. большая импортозависимость продовольственной сферы;
2. несвоевременное реформирования продовольственной системы;
3. противоречия продовольственной безопасности, возникающие по мере развития продовольственной сферы России.

Прежде всего проблема самого существования угроз и проблем лежит в несовершенстве нормативно-регулятивной продовольственной базы страны. Большая тенденция экономических и политических событий в мире приводит к устарению принятых нормативных документов, что приводит к дисбалансу продовольственной безопасности РФ. Возникновение новых угроз продовольственной безопасности нейтрализует/уменьшает положительный эффект от достижений отечественной сельскохозяйственной и пищевой промышленности. В связи с этим необходимо провести совершенствование нормативно-регулятивной базы пищевой промышленности и сельского хозяйства.

Государственное вмешательство также требуется в проблему импортозависимости продовольственной сферы страны. Для её решения необходимо создать самостоятельную ресурсную базу сельского хозяйства, увеличить темпы технологического развития данной отрасли. Экспорт страны активно сдерживает отсутствие грамотной системы внутри сырьевой базы. Нехватка хранилищ и порча товара приводят к денежным и сырьевым потерям.

На данный момент РФ активно импортирует семена для выращивания сельскохозяйственных культур, продукцию сельскохозяйственного машиностроения, товары, производство которых невозможно в условиях российских климатических условий.

 

Рисунок 1. Динамика внутренних затрат на исследования и разработки, в млрд. руб.

 

Прежде всего Россия вынуждена покупать на мировом рынке из-за инновационной и технологической отсталости[1], увеличение инвестиций в технологии и инновации позволит стране отказаться от импорта ряда товаров (детали для машиностроения, семена) и перейти к их экспорту. Постепенно динамика внутренних затрат на инновации растёт, однако, этого недостаточно для полноценного отказа от импорта наукоёмких товаров из-за низких темпов роста самих затрат.

Для поддержки динамики роста рационализации производства необходимо закончить процесс обновления парка техники. Устаревшее оборудование, не отвечающее мировым технологическим нормам, ведёт к потере рационализации производства и как следствие ослаблению продовольственной безопасности.

Таблица 1.

Производство основных видов сельхоз. техники, в тыс. шт.

Вид техники

2016

2017

2018

2021

Тракторы

6,3

7,3

-

7,3

Сеятельные аппараты

-

8,7

8,9

-

Комбаины зерновые

6,1

7,6

4,6

-

Культиваторы

50,6

49,5

35,4

32,7

 

Темпов производства новых машин явно не хватает для скорого обновления парка техники АПК [2].

Отрасль нуждается в разработке государственной программы стимулирования процесса обновления АПК, а также в случае снижения темпов инвестиций, следует разработать механизм субсидирования в период плохого инвестиционного климата данной программы.

Необходимо совершенствование механизма наказаний для производителей пищевой продукции и торговых сетей за нарушение регламентов ГОСТА для стимулирования роста качества и

конкурентоспособности пищевой, сельскохозяйственной продукции. Прежде всего от нарушений регламента ГОСТА страдает население страны, уровень платёжеспособности которого находится на достаточно удручающем уровне.

Население становится менее платёжеспособным, в результате понижается уровень инвестиций сельского хозяйства и пищевой промышленности со стороны населения РФ, пустое место занимают иностранные инвестиции, отнимая долю владения в компаниях российского происхождения, что создаёт угрозу продовольственной безопасности. Для исправления ситуации необходимо поднять уровень платёжеспособности населения. Данное меры будут возможным при развитии сферы услуг, повышение уровня и качества образования, совершенствование механизмов банковской системы, ускорение темпов диверсификации экономики РФ, уход от зависимости поставок углеводородов, понижение ставки налогов, повышение пенсионных выплат. Проведение данного ряда мер существенно улучшит положение населения, что непременно повысит уровень продовольственной безопасности страны.

Существенной проблемой для продовольственной безопасности РФ является неспособность самостоятельного сельскохозяйственного производства северных регионов страны (Мурманская обл., Респ. Карелия, Дальний Восток, Сибирь). Для минимизации рисков и давления проблемы необходимо провести улучшение транспортной сети для обеспечения высокого уровня связи данных регионов с крупнейшими регионами производителями продовольственной продукции. Так же необходимо разработать механизмы контроля материально-сырьевой базы данных регионов для стабилизации продовольственной безопасности в случае возникновения ЧС.

Существует острая необходимость для создания органа срочного реагирования на мировые политические и экономические события в рамках национальной безопасности РФ. Главная задача органа- анализ показателей продовольственной безопасности, анализ существующих нормативно-регулятивных документов для нахождения противоречий и устаревших регулятивных положений. Это необходимо для своевременного реагирования на внутренние и внешние события на продовольственном рынке.

 


[1] Источник: База статистики Росстат [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/14477

[2] Источник: рассчитано автором на основе данных статистического сборника Росстат «Сельское хозяйство 2019»

Список литературы

  1. Федеральная служба государственной статистики РФ «Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России.»// [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy
  2. Федеральная служба государственной статистики РФ // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
  3. Ковтун Н.// «Какие отрасли российской промышленности добились успехов на волне импортозамещения.»// Научная статья [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2016/03/09/Ni_cest_ni_poehat_ni
  4. Ватолкина Н.Ш., Горбунова И.В.// Импортозамещение: зарубежный опыт, инструменты и эффекты // Учебное пособие // [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/importozamescheniezarubezhnyy-opyt-instrumenty-i-effekty
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary