ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНО-ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНО-ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

13

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (26), август ‘21

Дата публикации 09.08.2021

Поделиться

В статье представлены результаты теоретического анализа аспектов спортивно-танцевальной деятельности на примере спортивных бальных танцев. Исследование литературы по теме психологии спорта и спортивных танцев показало, что спортивно-танцевальная деятельность имеет ряд общих и специфических аспектов, отличающих танцевальный спорт от других видов. К общим аспектам относится связь с интенсивными физическими и психическими нагрузками и борьба за высшие достижения. К специфическим аспектам танцевальной деятельности можно отнести: формирование эстетической культуры спортивной деятельности; процесс творческого самовыражения в спортивной деятельности; психологическая устойчивость к неопределенности и стрессоустойчивость в специфических условиях соревновательной деятельности; высокая самоорганизация и психологическая готовность; дифференцированность функциональных ролей если речь идет о парном танцевальном спорте.

В современном мире спортивная деятельность призвана не только развивать физические способности человека, повышать его выносливость и общую жизнестойкость, но и развивать духовные и моральные ценности, а также повышать психологическую готовность к достижению высоких результатов. Спортивная деятельность, несущая танцевальный характер наиболее эффективно справляется с поставленными задачами, поскольку специфика данного спорта подразумевает полное ментальное погружение в процессе освоения тех или иных физических элементов спортивной хореографии. Такая деятельность, направленная на гармоничное взаимодействие физического развития и духовного роста, наиболее способствует всестороннему развитию личности.

Спортивные бальные танцы – как особый вид танцевального спорта, тесно сопряжены с процессом активного самовыражения, что влечет за собой образование особых психологических факторов, сопутствующих данной спортивной деятельности [1]. Не смотря на особый, специфический для танцевального спорта характеристики такие как: эстетика исполнения, смысловая и эмоциональная наполненность хореографии, танцевальный спорт обладает и рядом общих аспектов, присущих всем видам спорта [2, 3]:

1) при занятиях спортом объектом сознания и деятельности человека является он сам, его движения, чувства, эмоции;

2) спортивная деятельность связана с интенсивными физическими и психическими нагрузками;

3) спорту присуща борьба за высшие достижения – соревнование, которое предполагает не столько участие, сколько победу.

Спортивные танцы сопряжены с процессом активного физического и психического напряжения как в процессе подготовки, так и в процессе выступления, что в соответствии с п.12, 2 статьи закона «О физической культуре и спорте Российской Федерации» определяет танцевальную деятельность как полноценный вид спорта.

Родионов А.В. отмечает наличие объективных и субъективных условий спортивной деятельности. Так к первым относится процесс тренировки и подготовки спортсменов в условиях определенной внешней среды и условий тренировок как таковых, а ко вторым – свойства личности спортсменов, индивидуальные психические процессы, свойства нервной системы, особенности мотивации [2].

Однако, будучи полноценным видом спорта, танцевальный спорт зачастую включает в себя неспецифические черты. На пример, спортивные бальные танцы, как и фигурное катание – парные виды спорта, включающие в свою структуру элементы активного взаимодействия между партнерами, участниками танцевальной хореографии, а также особый эстетический элемент, включающий в себя взаимодействие и исполнение фигур под музыку, в соответствие особой ритмике.

Для спортивных бальных танцев характерно наличие разнообразных тренировок, их видов и форм: групповые – на физическую выносливость, тренировку вестибулярного аппарата, психомоторную рефлексию, индивидуальные – психологическую погруженность в процесс, эмоциональную наполненность, смысловой компонент хореографии, и парные – развитие взаимодействия в паре, нормализация диадных отношений [1].

Изучением вопросов танцевального спорта занимались такие авторы как Н.В. Рубштейн, А.Н. Лысакова, М.В. Радионов. Ими был проведен масштабный анализ различных аспектов психологии танцевального спорта. Ключевой интерес представляют особенности индивидуально-личностных характеристик спортсменов танцевального профиля.

Так на примере спортивных бальных танцев авторы отмечают особую роль психологической подготовки спортсменов, поскольку высокий уровень межличностного взаимодействия диктует необходимость построения особых диадных отношений, а успех в профессиональной деятельность во многом зависит от сплоченности и умения наладить контакт между партнерами.

Ключевой вклад в психологическую подготовку спортсменов к тренировочной и соревновательной деятельности вносит тренер, закрепленный за парой спортсменов. В его обязанности входит разъяснение психологических особенностей взаимодействия и танцевального спорта в целом, уточнение особенностей взаимодействия партнеров друг с другом, обучение самоконтролю, рефлексии приемам стрессоустойчивости и способам преодоления тревоги, а также формирование предстартовой готовности [1].

Однако так же особое воздействие на психологическое состояние спортсменов могут оказывать родители, сообщество или группа, любые внешние субъекты процесса, имеющие психологическое значения для спортсмена. Таким образом в обязанности ведущего тренера входит нормализация отношений между спортсменами и значимым окружением [1, 4].

Психологическая специфика соревновательной деятельности в спортивных бальных танцах, помимо внутренних, психологических, так же обусловлена несколькими внешними факторами: наличие танцевальной площадки, наличие судейства, открытого или закрытого, фактор неопределенности, связанный с музыкальным сопровождением, а также наличие специфических ярких костюмов. Все вместе данные факторы нуждаются в активной коррекции восприятия спортсменами, и могут как повысить результативность выступления, так и существенно снизить желаемые результаты, в случае неготовности преодолевать фактор неопределенности и повышенной стрессовой нагрузки [1].

Радионов М.В. на основе анализа научно-методической литературы, а также на основе мнений экспертов, тренеров и хореографов пришел к мнению о высокой значимости формирования эстетической культуры у спортсменов танцоров, а также наличии в структуре мотивации особого подхода к самовыражению, творческого и художественного самораскрытия спортсменов [2].

По мнению Родионова, преобладание психической устойчивости над эмоциональной возбудимостью, а также способность к мобилизации, низкая тревожность и высокая самооценка, и уверенность в себе являются ключевыми факторами самоорганизации эффективного спортсмена танцевального профиля [2, 5, 6].

Так же было установлено что в таких видах спорта, как спортивные бальные танцы, эффективность спортсменов тем выше, чем более четко структурированы и дифференцированы функциональные роли и обязанности каждого спортсмена, поскольку общая эффективность определяется взаимодействием между партнерами. Таким образом психологическая сплоченность становится одним из важнейших факторов успешности спортивной танцевальной деятельности [4, 7, 8].

Таким образом можно говорить о том, что помимо общих психологических особенностей спортивной деятельности, спортивно-танцевальная деятельность включает в себя:

1) Влияние значимого окружения на психологическое состояние спортсмена

2) Формирование эстетической культуры спортивной деятельности

3) Процесс творческого самовыражения в спортивной деятельности

4) Психологическая устойчивость к неопределенности и стрессоустойчивость

5) Высокая самоорганизация и психологическая готовность

6) Дифференцированность функциональных ролей

Список литературы

  1. Рубштейн, Н.В. Что нужно знать, чтобы стать первым. Психология танцевального спорта / Н.В. Рубштейн. – М., 2002. – 138с.
  2. Родионов, А.В. Практическая психология физической культуры и спорта / А.В. Родионов. – Махачкала: Юпитер, 2002. – 386с.
  3. Рудик, П.А. Психология / П.А. Рудик. – М.: ФиС, 1976. – 239с.
  4. Загайнов, Р.М. Психолог в команде / Р.М. Загайнов. – М.: ФиС, 1984. – 144с.
  5. Лысакова, А.Н. Психологические особенности спортивно-танцевальной деятельности/ А.Н.Лысакова, М.С. Новицкая // Вестн. ГУУ. Психология. – 2014. – № 2. – С. 254-257.
  6. Сопов, В.Ф. Психическая саморегуляция в физической культуре и реабилитации / В.Ф. Сопов // Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты. - Самара, 2002. - С. 68-95.
  7. Родионов, A.B. Психология спорта высших достижений / A.B. Родионов // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. – С. 308-320.
  8. Рудик, П.А. Психология воли спортсмена / П.А. Рудик. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 182с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее