В рамках теоретико-методологического основания стоит раскрыть сущность понятия "психологическая готовность к обучению в основной школе". Готовность к обучению представляет собой комплексное образование, включающее в себя ряд взаимосвязанных компонентов. Прежде всего, необходимо отметить личностный компонент, подразумевающий определенный уровень развития произвольности, самоконтроля, мотивации к учебной деятельности. «Познавательный компонент предполагает наличие базовых учебных навыков — счета, чтения, письма, а также развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения». [4,с.135] Немаловажную роль играет эмоционально-волевой компонент готовности к обучению, позволяющий младшему школьнику справляться с тревожностью и стрессовыми ситуациями. Для полноценной психологической готовности к обучению в основной школе крайне важен уровень развития интеллекта ребенка.
Формирование психологической готовности к обучению происходит под влиянием многих факторов, к ним относятся индивидуально-личностные характеристики самого ребенка, а также условия его развития в семье и школьной среде. Особое внимание в рамках нашего исследования будет уделено семейным факторам. Тип семейной структуры, полная или неполная семья, стиль воспитания, эмоциональный климат в семье, степень вовлеченности родителей в процесс обучения и развития ребенка во многом определяют готовность к новому этапу школьного обучения. [1, с.118-119]
Мы исходили из предположения, что существуют особенности психологической готовности к обучению в основной школе у учащихся 4-ых классов из полной и неполной семьи, которые заключаются в различиях уровня развития слуховой и комбинированной кратковременной памяти, уровня сформированности общенаучных, познавательных и регулятивных учебных действий, а также различной мотивации учебной деятельности. Для изучения особенностей психологической готовности к обучению в основной школе у детей из полных и неполных семей была сформирована выборка учащихся 4-х классов одной из общеобразовательных школ города. Общий объем выборки составил шестьдесят человек, которые были разделены на две равные группы в зависимости от семейной структуры. В группу испытуемых из полных семей вошли тридцать детей, воспитывающихся обоими родителями. Группу сравнения составили тридцать детей, проживающих только с одним из родителей.
Для диагностики уровня сформированности психологической готовности применялся комплекс стандартизированных методик, позволяющих оценить ее ключевые компоненты. Использовались проективные техники, опросники самооценки, а также экспертные оценки педагогов. Методический инструментарий прошел необходимую апробацию и показал высокие показатели надежности и валидности. Процедура тестирования осуществлялась в штатном режиме с соблюдением этических норм и требований.
Сбор эмпирических данных сопровождался качественными наблюдениями за поведением детей в ситуации обследования, что позволило получить дополнительную информацию об особенностях их эмоционального реагирования и степени волевой регуляции. Результаты, полученные разными методами, подвергались тщательной обработке с применением методов математической статистики.
В ходе эмпирического исследования были получены многочисленные данные, характеризующие уровень психологической готовности к обучению в основной школе у детей из полных и неполных семей. Результаты психодиагностики, дополненные наблюдениями за поведением испытуемых, позволяют сделать ряд содержательных выводов.
Прежде всего, необходимо отметить, что в группе детей из полных семей в целом наблюдается более высокий уровень сформированности личностного компонента психологической готовности. Они демонстрируют большую произвольность, способность к самоконтролю и регуляции собственных эмоциональных состояний. Кроме того, у них выше учебная мотивация, ориентация на успех в деятельности.
В то же время дети из неполных семей нередко испытывают трудности с концентрацией внимания, им сложнее сдерживать импульсивные реакции. Наблюдения показывают повышенный уровень тревожности, неуверенность в своих силах при столкновении с новыми задачами. [2, с.5]
Что касается познавательного компонента готовности, то здесь выявлены менее значительные различия между группами. Базовые учебные навыки в среднем сформированы примерно на одинаковом уровне. Однако более глубокий анализ указывает на лучшее развитие логического мышления, способности к анализу и обобщению информации у детей из полных семей.
Полученные количественные данные были подвергнуты статистической обработке с применением критерия Стьюдента и непараметрического U-критерия Манна-Уитни. Выявлены достоверные различия в общем уровне психологической готовности и ее отдельных компонентах между группами сравнения. Результаты качественного анализа согласуются с количественными показателями.
Готовность к обучению в основной школе характеризуется значительными изменениями в процессе обучения, которые предъявляют повышенные требования к умственному развитию обучающихся, их работоспособности и мотивационной направленности. По сравнению с начальной школой, эффективность и продуктивность учебной деятельности в основной школе существенно выше.
Психологическая готовность к обучению в основной школе представляет собой сложное интегративное образование, включающее личностные, познавательные и эмоционально-волевые компоненты. Эмпирические данные свидетельствуют о существовании различий в уровне ее сформированности у детей из полных и неполных семей. Дети, воспитывающиеся обоими родителями, в среднем демонстрируют более высокие показатели развития произвольности, самоконтроля, учебной мотивации, а также логического мышления. В то же время у части детей из неполных семей наблюдаются повышенные уровни тревожности, импульсивности, недостаточная сформированность регуляторных механизмов.
При анализе особенностей готовности к обучению у учащихся 4-х классов из полных и неполных семей следует отметить, что наиболее сложная ситуация часто наблюдается у детей из неполных семей. Однако степень готовности зависит не только от состава семьи, но и от общего уровня благополучия отношений внутри нее. Если внутрисемейные и детско-родительские отношения характеризуются высоким уровнем благополучия, детям значительно легче адаптироваться к новым условиям обучения в основной школе. [3,с.155-158]
Специфика адаптации и социализации детей из неполных семей по сравнению с их сверстниками из полных семей часто проявляется в низкой школьной успеваемости, склонности к негативным эмоциональным реакциям, проявлении неуверенности и низкой самооценки. Все эти характеристики, безусловно, оказывают влияние на формирование психологической готовности к обучению в основной школе у учащихся 4-х классов.
Проанализировав особенности готовности к обучению у учащихся 4-ых классов из полной и неполной семьи, следует отметить, что чаще всего сложности возникают у детей из неполных семей. Но, в целом, влияет не только состав семьи на степень готовности, но и общий уровень благополучия отношений в данных семьях. Например, при наличии высокого уровня благополучия внутрисемейных и детско-родительских отношений, детям гораздо легче адаптироваться к новым условиям обучения в основной школе.
Полученные в ходе эмпирического исследования результаты подтверждают значимое влияние семейных факторов на процесс становления психологической готовности к переходу на новую ступень обучения в основной школе. Это налагает определенные обязательства на систему психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка в период завершения начального образования. Необходима разработка и внедрение комплексной программы подготовки к переходу в 5 класс с учетом семейной ситуации. В частности, для детей из неполных семей актуальны специальные тренинги по развитию эмоциональной саморегуляции, повышению самооценки, формированию адекватных копинг-стратегий. Важную роль играет психологическое консультирование для родителей по вопросам воспитания и поддержки ребенка в учебной деятельности.
В перспективе данная проблематика нуждается в дальнейшем углубленном изучении. Представляется целесообразным расширение выборки за счет привлечения испытуемых из разных образовательных учреждений, а также осуществление лонгитюдных исследований для выявления динамики формирования психологической готовности на разных этапах школьного обучения.
Список литературы
- Изучаем риски снижения образовательных результатов учащихся: учебно-методическое пособие для руководителей общеобразовательных организаций / И. Н. Александрова, В. В. Баженова, С. С. Зотова [и др.]; ответственный редактор В. В. Баженова; Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко". - Глазов: ГГПИ, 2021. - 130 с.
- Подготовка педагогов к работе с семьей: учебно-методическое пособие / Министерство образования Кузбасса, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; составители: С. И. Поздеева [и др.]. - Кемерово: Издательство КРИПКИПРО, 2022 (Кемерово). - 103 с.
- Психолого-педагогическая поддержка социализации младших школьников из неполных семей / К. Л. Иванова // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: Материалы VII международной научной конференции, Санкт-Петербург, 09–10 ноября 2017 года / Ответственный редактор М.И. Морозова. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2017. - 225 с.
- Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте: материалы Международной конференции, г. Москва, 13-15 декабря 2019 г. / Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет", Факультет педагогики и психологии, Кафедра психологии; отв. ред. Е. Ю. Бекасова. - Москва: МГПУ, 2020. - 553 с.