Физическая культура дает возможность смягчать и справляться с большим количеством патологий в здоровье. Также она гарантирует развитие двигательного аппарата, улучшает здоровье человека и повышает работоспособность всего человеческого, так как конкретно движение создает прямую взаимосвязь детей с окружающим миром [1, c.53].
Оздоровительная физическая культура представляет собой разновидность физической культуры, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Ее задачей является общее оздоровление, повышение иммунитета, сознание оптимального фона для жизнедеятельности человека. В системе оздоровительной физической культуры (ОФК) выделяют следующие виды:
– гигиеническую;
– оздоровительно-рекреативную;
– оздоровительно-реабилитационную;
– спортивно-реабилитационную [5, c.147].
В оздоровительной физической культуре можно выделить как минимум три аспекта: деятельностный, предметно-ценностный и результативный. Деятельностный аспект представляет собой, организованную двигательную активность, направленную на достижение максимально возможного оздоровительного эффекта с использованием физических комплексов упражнений. Предметно-ценностный аспект представлен материальными и духовными ценностями, созданными для обеспечения эффективной оздоровительной физкультурной деятельности. Результативный аспект характеризуется совокупностью полезных результатов оздоровительной физической культуры.
Важным видом физической культуры является адаптивная физическая культура.
Адаптивная физическая культура (АФК) – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, сконцентрированных на реабилитацию и приспособление к естественной социальной среде людей с ограниченным потенциалом, преодоление психологических барьеров, мешающих жить полноценной жизнью, а также осознанию необходимости своего личного вклада в общественное формирование общества. Адаптивная физическая культура представляет собой деятельность, которая приносит социально и индивидуально важные результаты по созданию всестороннему развитию человека с отклонениями в состоянии здоровья, к общественной жизни [4, c.86].
Основной целью АФК является улучшение и гармонизация всех сторон и свойств человека с отклонениями (например: физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических и т. и.), реабилитация и социализация его личности с поддержкой физических упражнений и медицинских факторов.
Основные задачи адаптивной физической культуры:
– коррекция двигательных функций;
– развитие физических качеств, работа с осанкой;
– решение образовательных задач: обучение навыкам, умениям, знаниям;
– воспитательные задачи: прививание свойств личности, помощь в самопознании [2, c.144].
Адаптивная физкультура направлена на максимальное развитие жизнеспособности ребенка, у которого есть проблемы со здоровьем. Зная об общих закономерностях и особенностях формирования двигательной и умственной сферы у учащихся с различными отклонениями, можно разработать грамотную программу, включающую эффективные педагогические средства и методы коррекции двигательных и психологических нарушений.
Адаптивная физическая культура и спорт для людей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно развиты в настоящее время и тому есть ряд причин:
– отсутствие социально-экономических условий для решения этой проблемы;
– недопонимание многими государственными, политическими и общественными деятелями России, и в первую очередь руководителями спортивных организаций, важности решения этой проблемы;
– развитие физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья не значится среди приоритетных задач физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций;
– полное отсутствие элементарных условий для вовлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья в занятия физической культурой и спортом, и прежде всего возможность личного передвижения, а также передвижения в общественном транспорте, нерешённость проблем в градодорожном строительстве, отсутствие специализированных или адаптированных спортивных сооружений, оборудования, инвентаря и др.;
– отсутствие профессиональных организаторов, инструкторов и тренеров со специальной подготовкой;
– низкая мотивация к занятиям физической культурой и спортом у самих лиц с ограниченными возможностями здоровья [3, c.248].
Практически не существует видов заболеваний (за исключением острых стадий), при которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными. Эффект от них будет зависеть от правильного подбора упражнений, определения нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и других факторов. Решение перечисленных и еще целого ряда других проблем адаптивного спорта возможно только при объединении усилий научных и практических работников физической культуры, медицины, образования, социального обеспечения [6, c.165].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что оздоровительная и адаптивная физическая культура занимает значимую роль в создании приемлемых условий для жизнедеятельности, восстановления и укрепления психологического и физического состояния, успешной реабилитации, интеграции в общество, решение социально-трудовых задач, а также восстановление у людей с ограниченными возможностями, оптимальных условий жизни в целом. В настоящее время решение данных задач является первостепенным в государствах.
Список литературы
- Григорьева, В. С. Совершенствование и развитие оздоровительной и адаптивной физической культуры / В. С. Григорьева, В. Б. Пагиев // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2020. – № 4. – С. 52-54
- Миннигулова, Э. И. Проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры на современном этапе / Э. И. Миннигулова, И. Ф. Ибрагимов // Вопросы педагогики. – 2021. – № 12-2. – С. 142-146
- Мироненко, Е. Н. Оздоровительная и адаптивная физическая культура / Е. Н. Мироненко // Проблемы и перспективы развития науки и образования в ХХI веке: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2022. – С. 247-250
- Рейль, О. А. Актуальные проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры / О. А. Рейль, Т. Н. Поборончук // Актуальные вопросы организации волонтерской деятельности в рамках подготовки к Универсиаде 2019: лингвопереводческий, психолого-педагогический, организационно-управленческий и социальный аспекты: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2019. – С. 85-87
- Сагимбаева, А. М. Научно-методические аспекты оздоровительной и адаптивной физической культуры / А. М. Сагимбаева, Я. П. Мелихов, А. А. Ляшенко // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: XV Международная научно-практическая конференция. – Уфа: ФГБОУ ВО "Уфимский государственный авиационный технический университет", 2021. – С. 147
- Шабельникова, А. Г. Психолого-педагогические аспекты оздоровительной и адаптивной физической культуры / А. Г. Шабельникова // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: Сборник материалов XXV Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2022. – С. 164-166