Содержанием любого гражданско-правового договора, в том числе и договора перевозки пассажира являются его условия.
Основные обязанности перевозчика определены в ст. 786 ГК РФ, в соответствии с которым перевозчик обязан доставить пассажира до пункта назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу.
Принимая во внимание тот факт, что перевозка по своей сути является услугой, то данное обстоятельство накладывает на перевозчика дополнительное обязательство, а именно, доставить пассажира надлежащим образом при условиях, отвечающих требованиям безопасности, а также при условиях комфортности. Первое условия должно быть предоставлено всем пассажирам в равных условиях. Более комфортные условия могут быть предоставлены за отдельную плату. Помимо прочего, могут быть также льготные условия – проезд по более низким ценам, при условии, что пассажир относится к той или иной категории субъектов – ветеран Великой отечественной войны, участник Специальной военной операции и т.п.
Перевозка пассажира предполагает, что физическое лицо будет размещено на определенном месте во время поездки. Данное место заранее определяется, и как правило, указывается в документе которое выдается пассажиру. Анализ всех законов, регулирующих отношения, связанные с перевозкой пассажиров показал, что всех случаях действует следующее правило. Если перевозчик не может предоставить пассажиру место на транспорте, которые было заранее определено, то он обязан при согласии пассажира предоставить другое равнозначное место, либо место более высокой категории (место в I классе самолета, например), не взимая при этом дополнительную плату. Такое правило, в частности закреплено в ст. 84 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ».
Оказание услуг сервисного обслуживания также входит в обязанности перевозчика. В частности, пассажиры самолетов имеют право бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.
Что касается обязанности обеспечить безопасные условия перевозки, то она во многих случаях возникает до того, как пассажир входит в транспортное средство и продолжает действовать даже после прибытия пассажира к пункту назначения, если речь идет, например, об авиационном, железнодорожном транспорте. Так, объекты железнодорожной, авиационной инфраструктуры – вокзалы, станции, аэропорты должны отвечать требованиям безопасности, быть огороженными. Кроме того, должны быть обеспечены предупредительные надписи, голосовое предупреждение о тех, или иных угрозах (предупреждение о террористических угрозах). Такие правила содержаться, например, в ст. 182 Кодекса торгового мореплавания РФ.
Обязанность обеспечить безопасность выражается в страховании жизни и здоровья пассажиров. Так, в соответствии со ст. 133 Воздушного кодекса РФ, перевозчик подлежит страхованию риска своей гражданской ответственности перед пассажиром за причинение вреда жизни и здоровью в процессе воздушной перевозки.
Однако при этом страховым законодательством не признается возможность страхования ответственности перевозчика в отношении причинения морального вреда. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», к страховому риску по обязательному страхованию не относится наступление гражданской ответственности вследствие причинения морального вреда.
В обязанности перевозчика также входит обеспечение перевозки не только пассажира, но и его вещей – ручной клади (перевозка на железнодорожном транспорте, каютного багажа (при морских перевозках). Так, в соответствии с п. 2 ст. 106 Воздушного кодекса РФ, пассажир имеет право на бесплатный провоз ручной клади.
Подзаконными актами могут быть установлены допустимый вес подобного багажа. Так, если пассажир едет на поезде, то размер ручной клади не должен превышать 36 кг.
При этом, поскольку данный багаж фактически остается во владении пассажира, то перевозчик не может нести ответственность за их сохранность. Ответственность перевозчика может наступить лишь в том случае, когда он прямыми незаконными действиями повредил имущество пассажира [1, c. 37].
Что касается обязанностей пассажира, то основной его обязанностью является оплата услуг по договору. Данная обязанность фактически осуществляется при приобретении билета, то есть, с момента заключения договора. Отсутствие билета, иных документов, подтверждающих оплату (проездной билет), автоматически свидетельствует о недобросовестности пассажира и его попытке не оплачивать данную услугу, даже если он действительно потерял билет.
Известны печальные практики, когда кондуктора троллейбусов высаживали безбилетных детей по пути следования маршрутов. В связи с тем, что создавалась реальная угроза их жизни и здоровью, государство предпринимает попытки искоренить данное негативное явление.
Следующей обязанностью пассажира является соблюдение общественного порядка в ходе осуществления перевозки. Нарушение пассажиром правил поведения внутри судна может повлечь за собой односторонний отказ перевозчика от исполнения своих обязанностей, что, например, предусмотрено п. 6 ч. 1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ. Данное обстоятельство влечет негативные последствия в том числе и для остальных пассажиров [2, c. 74].
В связи с участившимися случаями неподобающего поведения пассажиров на морских и воздушных судах, законодатель ужесточил ответственность, вплоть до уголовного наказания. Так, грубое нарушение общественного порядка на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования может повлечь за собой уголовную ответственность по п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ.
Помимо прочего в силу того, что пассажир по исследуемому договора является, помимо прочего, потребителем, то Закон о защите прав потребителей наделяет его дополнительными правами.
Так, в соответствии со ст. 2 Закона о защите прав потребителей, потребитель имеет право на получение услуги, соответствующей обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
Потребитель, помимо прочего, имеет право на получение информации об оказываемой услуге. В рамках исследуемой темы, это означает, например, что перевозчик должен информировать о причинах остановки транспорта, обо всех заранее определенных остановках, о времени прибытия, юридическую информацию и прочее [3, c. 107].
Далее, если потребитель поставил в известность перевозчика о целях оказания услуги, то перевозчик обязан оказать соответствующую услугу, либо же проинформировать о невозможности его оказания до заключения договора перевозки пассажира. Следует обратить внимание, что правоприменительная практика пошла дальше и многие организации, оказывающие услуги автомобильной перевозки пассажиров предоставляют, помимо прочего, информацию о водителях такси (имя, фотография водителя, водительских стаж и т.п.).
Таким образом, основными обязанностями перевозчика по договору перевозки пассажиров являются: доставление пассажира и его багажа до пункта назначения, при условиях, отвечающих требованиям безопасности, а также при условиях комфортности, а также оказание услуг сервисного обслуживания в ходе перевозки. Обязанностями пассажира являются оплата услуг по перевозке и соблюдение общественного порядка в ходе осуществления перевозки. Поскольку договор перевозки пассажира является взаимообязывающим, то права перевозчика являются обязанностями для пассажира, и наоборот, права пассажира являются обязанностями для перевозчика.
Список литературы
- Махиборода М.Н. Современный подход к пониманию правовой природы договора перевозки // Государственная служба и кадры. N 3. 2021. С. 36-39
- Скучаев А.А. Развитие правовой модели регулирования пассажирских перевозок воздушным транспортом // Юридическая наука, N 2, 2023, С. 73-78
- Зурабишвили Л.К. Форма и содержание договора перевозки грузов и пассажиров // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, N 9-2 (84). 2023. С. 102-104