Цифровизация (или диджитализация) банка – это система мер, направленных на углубление сотрудничества с финтех-стартапами с целью достижения долгосрочных целей развития, связанных с внедрением инновационных методов работы, новых банковских продуктов и услуг для увеличения и расширения клиентской базы и повышения конкурентоспособности банка [2, с.31].
К основным тенденциям цифровизации банков целесообразно отнести:
- цифрация бэк-офисных операций и операционных процессов – позволяет снизить затраты и удешевить продукты, ускорить их запуск и модификацию, а также улучшить клиентский опыт и облегчить соответствие законодательным требованиям.
- автоматизация операционных процессов – помогает быстрее выявлять «аномалии», снижать потери от мошеннических операций и экономить.
- развитие технологий электронных платежей – вынуждает банки инвестировать в цифровизацию корпоративной платежной системы.
- использование предиктивной аналитики – позволяет более точно выполнять кредитный скоринг и более эффективно управлять рисками, снижая затраты и повышая доходность кредитования.
- переход на облачные технологии.
Таблица 1
Преимущества и недостатки цифрового банкинга в России [1; 4; 10]
Преимущества |
Недостатки |
Для клиентов: -доступ к банковским операциям в режиме 24/7, что позволяет существенно сэкономить время; -повышение уровня секретности сделок в связи с отсутствием вмешательства персонала банка; -более широкий ассортимент инновационных продуктов и услуг по сравнению с традиционными банками; -экономия на банковских комиссиях; -более высокие процентные ставки по депозитам; -устранение географических ограничений; -возможность контролировать свои расходы и доходы. |
-высокая стоимость цифровой трансформации; -устаревшее законодательство; -отсутствие опыта и технологических знаний у членов правления и сотрудников банка в финтех-отрасли; -отсутствие у половины банков цифровых стратегий развития; -недоверие клиентов к банковским учреждениям; -необходимость обеспечения безопасности и конфиденциальности; -зависимость от технологий; -слабый уровень инфраструктуры ИКТ в ряде регионов РФ; -высокий уровень бедности населения; -для достижения ощутимого успеха может потребоваться некоторое время; -возможность Интернет-мошенничества; -сокращение рабочих мест. |
Для банковских учреждений: -рост производительности труда и повышение качества работы; -сокращение времени вывода новых банковских продуктов на рынок; -повышение лояльности клиентов и возможность установления быстрой обратной связи с клиентами; -расширение клиентской базы, особенно за счет появления молодых клиентов; -улучшение операционной деятельности и повышение эффективности оперативного управления банком. |
Проанализировано, что в России наиболее инновационными банками являются Сбербанк, ВТБ 24, Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа-Банк. Также определено, что использование цифровых технологий в банковской деятельности сегодня имеет важное значение в отечественных банках, более того, большинство банков разрабатывают и внедряют собственные стратегии развития финансовых технологий, что будет обеспечивать формирование новых цифровых бизнес-моделей банков, что в свою очередь будет способствовать достижению высокой результативности как денежной, так и социально-экономической деятельности на глобальном уровне. Поэтому необходимо обеспечить поддержку процессов функционирования и цифровой трансформации банковской системы в условиях становления и развития цифровой экономики на законодательном уровне.
Таким образом, приоритетными направлениями цифровой трансформации банковского сектора должно быть:
- дальнейшее внедрение цифрового банкинга;
- удаленная идентификация;
- развитие платежно-расчетного сектора;
- широкомасштабное внедрение инновационных технологий, использующих новый уровень организации внутренних бизнес-процессов банков, включая технологии обработки большого объема данных и искусственного интеллекта.
Для успешного развития цифровизации банковского сектора необходимо сосредоточиться на некоторых функционирующих компонентах:
1) внедрение эффективной цифровой инфраструктуры, обеспечивающей новое качество и покрытие широкополосным Интернетом территории страны;
2) формирование эффективной системы удаленной идентификации, защиты персональных данных клиентов, то есть внедрение эффективной «мягкой инфраструктуры»;
3) защита интеллектуальной собственности и развитие высококвалифицированного человеческого капитала, который отвечает требованиям, которые формируют новые технологии по обладанию специфическими навыками и компетенциями для полноценной интеграции в цифровое пространство;
4) соответствующее «цифровое» законодательство, которое должно определить цифровые права граждан, определить принципы цифровизации, обеспечить принятие плана мер по устранению законодательных, институциональных, налоговых барьеров и стимулированию цифровизации банковской сферы.
Список литературы
- Рябичева О.И. Цифровизация розничных банковских услуг в Российской Федерации на современном этапе / О.И. Рябичева. // Журнал прикладных исследований. – 2021. – №6. – С. 896-904
- Солтаханов А.У. Развитие цифровых технологий в финансовых и кредитных организациях / А.У. Солтаханов, Д.С. Захарова. // Транспортное дело России. – 2021. – № 1. – С. 54–57
- Альфа-Банк: официальный сайт. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://alfabank.ru/ (дата обращения 20.02.2023)
- АО «Российский сельскохозяйственный банк» официальный сайт. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.rshb.ru/ (дата обращения 20.02.2023)
- ВТБ онлайн: официальный сайт. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://online.vtb.ru/login (дата обращения 20.02.2023)
- Газпромбанк: официальный сайт. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.gazprombank.ru/ (дата обращения 20.02.2023)
- Сбербанк онлайн: официальный сайт. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://online.sberbank.ru/ (дата обращения 20.02.2023)