ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА АВИАЦИОНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА АВИАЦИОНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Авторы публикации

Рубрика

Электротехника

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (167), Май ‘24

Дата публикации 06.05.2024

Поделиться

В представленной статье рассматривается авиационный электропривод, дается определение данного понятия, описание основных элементов и оценка использования этого устройства в авиационной отрасли.

Прогресс не стоит на месте – системное устройство воздушных судов развивается чуть ли не каждый день. На современных самолетах множество различных механизмов, для работы которых необходимо достаточное количество энергии. Ее источниками служат гидравлические, пневматические и электрические приводы. В статье мы наиболее подробно познакомимся с последним типом средства. Электрический привод является совокупностью устройств, которые преобразовывают электрическую энергии в механическую, приводят рабочий механизм в движение и управляют последующим режимом его работы. Основные элементы системы можно увидеть на рисунке 1, где:

  • ИЭ – источник энергии – на воздушном судне это бортовая сеть;
  • УУ – управляющие устройства – например, регуляторы тока, мощности; преобразователи энергии; контактные и бесконтактные коммутаторы;
  • ПЭ – преобразователь электрической энергии в механическую;
  • СП – системы передачи полученной энергии к исполнительному механизму и аппаратуре упра­вления – редукторы или винтовые передачи;
  • ИМ – исполнительный механизм – закрылки, элероны, тримеры и др.;
  • ДОС – датчик обратной связи – нужен для ограничения движения в предельных положениях исполнительного механизма у нерегулируемых электроприводов (не содержат регу­лирующие устройства, осуществляемые управление частотой вращения или скоростью линейного пере­мещения исполнительного механизма).

Рисунок 1. Основные элементы электропривода

По способу преобразования энергии выделяют два основных типа приводов: электромагнитный и электродвигательный.

Электромагнитный привод преобразует энергию за счет магнитного поля. Его главные элементы – электрическая катушка, сердечник и защелка. Принцип работы основан на взаимодействии электрического тока и магнитного поля. Ток, проходя через катушку, создает магнитное поле, которое воздействует на сердечник и приводит его в движение. Пока ток подается на катушку, защелка фиксирует сердечник в определенном положении. Механизм управляет, например, выключателями, применяется в системах управления пневматическими устройствами.

Электродвигательный привод преобразует энергию с помощью физического явления индукции. Есть два основных типа, разделяемых по типу питания переменным или постоянным током. Наибольшее распространение получили асинхронные двигатели переменного тока, где движение ротора осуществляется с меньшей скоростью, чем вращение переменного магнитного поля, создаваемого обмотками на статоре. Этот вид привода надежный, сравнительно недорогой и долговечный. В двигателях постоянного тока движение якоря осуществляется синхронно с магнитным полем. Регулирование скорости вращения выходного вала выделяет этот вид электродвигателя среди других.

Авиационный электропривод имеет ряд отличий от электропривода общего назначения. Вот некоторые из них:

  • из-за повышенных частот вращения электродвигателя и специальных материалов устройству свойственна малая масса и габариты;
  • выбор мощности электродвигателей, необходимой для передвижения исполнительных механизмов, с учетом высотных условий, в которых охлаждение хуже, чем на земле;
  • наличие редуктора с большим передаточным отношением.

Электропривод получил широкое распространение благодаря ряду преимуществ:

  • отсутствие сложных узлов и деталей для передачи движения от приводного устройства (электродвигатель или электромагнит) к исполнительному механизму;
  • возможность легкого централизованного и дистанционного управления;
  • надежность и простота эксплуатации.

Например, несколько лет назад российский инженер создал электромеханический привод стабилизатора для гражданских воздушных судов. До этого в работе стабилизатора применяется гидравлический привод, но этот подход дорогостоящий и затрачивает большой человеческий ресурс.

Таким образом, авиационный электропривод активно используется в самолетостроении и по сей день, хотя с момента своего создания не претерпевал значительных конструктивных изменений, что еще раз доказывает его прочность и легкость использования.

Список литературы

  1. Системы электроснабжения самолётов: учебное пособие /С.В. Мрыкин. - Самара: Издательство Самарского университета, 2023. - 64 с.: ил.
  2. Электромеханический привод для МС-21: применение новейшей технологии РФ: [Электронный ресурс]. URL: https://sdelanounas.ru/blogs/103116/
  3. Самолетный электропривод – Авиация и самолеты: [Электронный ресурс]. URL: http://aviair.ru/samoletniy-electroprivod/
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary