ЦИФРОВАЯ ЛОГИСТИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПАНИИ

ЦИФРОВАЯ ЛОГИСТИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПАНИИ

Авторы публикации

Рубрика

Логистика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (167), Май ‘24

Дата публикации 04.05.2024

Поделиться

Статья посвящена актуальной теме цифровой логистики, которая является ключевым аспектом современных технологий в области управления цепями поставок. Обсуждаются основные принципы цифровой логистики, рассматриваются современные сервисы и решения, которые помогают оптимизировать процессы складирования, транспортировки и управления запасами. Доказаны преимущества и выгоды цифровой логистики для компаний, включая повышение их эффективности, снижение издержек и улучшение обслуживания клиентов. Рассмотрены преимущества и применение технологии «блокчейн».

Введение

Логистика — одна из самых динамичных отраслей в России. Так, в третьем квартале 2023 года транспортная отрасль наряду с рекламой и машиностроением вошла в топ самых быстрорастущих отраслей малого и среднего бизнеса. Обороты компаний выросли на 13%, число новых зарегистрированных фирм-грузоперевозчиков превысило количество ликвидированных компаний в 1,9 раза по сравнению с третьим кварталом 2022 года.

Инвесторы на бирже проявляют значительный интерес к отрасли. Очевидным примером служит компания Globaltruck, чьи акции за год продемонстрировали наибольший рост в рейтинге «РБК 100». С октября 2022 года по сентябрь 2023 года бумаги этого перевозчика выросли в цене на 2605%. Этот резкий подъем связан с переориентацией дальних грузоперевозок на Восток и увеличением товарооборота со странами восточного региона. Кроме того, цифровая трансформация играет важную роль в развитии логистики, привлекая многих игроков и обещая перспективы дальнейшего роста. Резкий подъем в логистике и рост числа перевозчиков аналитики связывают с переориентацией дальних грузоперевозок на Восток и увеличением товарооборота со странами восточного региона. Однако есть и еще одна важная причина развития логистики — цифровая трансформация, которая идет в отрасли последние несколько лет.

Зарубежные инвесторы также будут заинтересованы в акциях компаний, специализирующихся на цифровой логистике. Поскольку цифровая логистика позволяет сократить издержки транспортных и торговых фирм, интерес к возможным IPO таких компаний будет высоким. На мировом уровне около 50 крупных компаний занимаются цифровой логистикой, среди которых самый старый и известный Flexport из США с капитализацией более $8 млрд. Оценку в миллиарды долларов также получили логистические стартапы из различных стран, включая Германию, Францию, Бразилию, Турцию, Швецию, Испанию, Китай и США. Это создает хорошие перспективы для местных компаний во многих странах.

Цифровая логистика

Цифровая логистика — это IT-надстройка над обычными грузоперевозками, включающая в себя перевозку груза выделенным автотранспортом (FTL). В этом сегменте грузоперевозок, грузовик загружается товаром одного клиента. Согласно данным Strategy Partners, FTL составляет 88% всей индустрии автомобильных грузоперевозок. Исследование компании Kept оценивает российский рынок FTL к концу 2022 года в 3,5 трлн рублей. Этот сегмент играет важную роль в эффективной и надежной доставке грузов, обслуживая различные отрасли, такие как производство, розничная торговля и электронная коммерция.

Сегмент FTL в разы превосходит по размерам другие секторы автомобильных перевозок. Тем не менее, уровень проникновения цифровых решений в этом сегменте пока остается относительно невысоким, считают эксперты группы компаний “Монополия”.

Например, в США проникновение онлайн-платформ составляет 2–5%, в то время как в Китае это значение достигает 11%. Разница объясняется разной степенью концентрации рынка. В США крупные компании доминируют среди перевозчиков, и в среднем на одного перевозчика приходится 26 грузовиков. В Китае среднее количество грузовиков на перевозчика составляет четыре. В России точно определить это значение сложнее, но, судя по известным данным, мы значительно ближе к китайским показателям. Низкая концентрация рынка способствует большей неэффективности, что позволяет цифровым платформам быстрее захватывать индустрию.

На российском рынке FTL пока недостаточно цифровых решений. Процент их проникновения составляет всего 0,5% в денежном выражении. Однако, по прогнозам экспертов из Kept, в течение следующих пяти лет этот показатель может увеличиться до 5–10%, что в 10–20 раз больше.

Виды цифровых сервисов в грузоперевозках

Существующие на российском рынке FTL цифровые компании можно разделить на три категории.

  • Доски объявлений с подписной моделью работы. Как правило, в данном случае грузовладельцы и экспедиторы размещают заказы на перевозку, а перевозчики видят контактные данные и связываются с грузовладельцем для обсуждения деталей перевозки конкретного груза. Это можно сравнить с сервисами объявлений, которые предоставляют пространство для поиска контрагентов
  • Системы управления перевозками. Эти сервисы представляют собой набор инструментов для оптимизации процесса перевозки. Они помогают отслеживать грузы, управлять загрузкой автопарка, контролировать бюджет, анализировать данные, вести документооборот и отслеживать груз. Такие сервисы способны объединить в себе широкий спектр услуг для грузоотправителей и транспортных компаний.
  • Логистические платформы-маркетплейсы с транзакционной моделью работы. Такие платформы выполняют роль связующего звена между грузовладельцами и грузоперевозчиками, обеспечивая совершение транзакций. За это они получают комиссию с каждой сделки. Часто такие платформы предоставляют широкий набор дополнительных услуг и сервисов — от топливных до финансовых.

Грузоотправителям и грузоперевозчикам часто удобно сотрудничать с универсальными игроками второго и третьего типа, так как они решают широкий спектр задач. На платформе грузоперевозчики любого размера могут принимать заказы через онлайн-витрину, через которую проходят все грузы. С помощью алгоритмов сопоставления и динамического ценообразования заявки распределяются между наиболее подходящими исполнителями. Кроме того, грузоперевозчик на всем пути взаимодействия с платформой получает технические сервисы, необходимые для транспортировки груза из пункта А в пункт В: топливо, сервисные центры, стоянки и гостиницы для водителей. Дополнительно грузоперевозчик имеет доступ к специализированным банковским и страховым продуктам, мобильным приложениям, программам лояльности с бонусами и кэшбэком.

 

Как платформы решают проблемы отрасли

Использование цифровых платформ может решить некоторые проблемы рынка автомобильных грузоперевозок, уверены эксперты. За счёт использования IT-продуктов можно «обелить рынок». Представители онлайн-платформ отмечают, что тщательно проверяют каждого перевозчика и отправителя и не допускают компании, которые не хотят работать честно.

С помощью перехода на цифровую логистику можно убрать дисбаланс между крупными и мелкими компаниями на рынке [3]. В реалиях рынка мелкие перевозчики не могут получить доступ к заказам крупных грузовладельцев - зачастую последние не допускают их к участию в тендерах. Цифровые платформы позволяют перевозчикам, имеющим одну фуру, брать такие же заказы, как и крупных компаний.

Эксперты отмечают, что перевозчики сталкиваются с различными проблемами такими как: низкая рентабельность бизнеса, растущие цены на топливо, запчасти и новые транспортные средства. Из-за этих проблем компаниям довольно тяжело развиваться.

Также существует проблема, связанная с задержкой платежей. Перевозчики получают деньги только через 1-2 месяца после осуществления перевозки. Решением данной проблемы является использование финансовых сервисов.

Управляющий директор группы компаний «Монополия» сообщает: «Мы интегрируем в свою цифровую платформу ряд специализированных финтех-продуктов и сервисов. Например, обеспечиваем мгновенную оплату за перевозку после погрузки — по сути еще до того, как перевозка начата, или перечисляем средства на заправку топливом также после погрузки».

Ускорение платежей в данном случае связано с тем, что платформа авансирует оператора за свой счет. В результате оплата за доставку поступает в течение одного рабочего дня вместо одного месяца.

 

Результаты и тренды цифровизации FTL

На российском рынке полных грузоперевозок (FTL) наблюдается увеличение интереса к цифровым решениям. Весной 2023 года количество размещенных заявок на платформе “Монополия. Онлайн” увеличилось на 137%, а выполненных заявок на вывоз грузов — на 41% по сравнению с весной прошлого года.

Оборот компании “Биржа грузоперевозок ATI.SU” в 2023 году превысил 3 миллиарда рублей, а прибыль по сравнению с предыдущим годом увеличилась в 1,5 раза. В декабре 2023 года была достигнута отметка в 100 тысяч платных участников системы. Всего в системе зарегистрировано почти 400 тысяч участников, включая юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Если учесть физических лиц, то общее число участников увеличится в три раза.

Группа компаний "Монополия" значительно расширила свой активный портфель за счет приобретения компании Globaltruck. В 2023 году "Монополия" и Globaltruck совместно получили выручку от грузоперевозок свыше 38 миллиардов рублей, а также еще 20 миллиардов рублей от топливного процессинга.

 

Аутсорсинг логистических услуг

Для многих компаний в сфере производства и розничной торговли становится все более необходимым использование услуг аутсорсинга логистики. Третьи стороны берут на себя выполнение всех логистических процессов, что позволяет заказчику сосредоточиться на увеличении объемов продаж, развитии бизнеса и улучшении маркетинга. Поставщики услуг 3PL осуществляют складской учет, инвентаризацию, подготовку отчетности, обработку заказов, отправку и доставку товаров. Такой подход позволяет эффективно использовать ресурсы для развития бизнеса, учитывая, что внедрение современных логистических технологий требует значительных инвестиций.

На данный момент существует 5 подходов [2, c.207] в логистическом сервисе, которые также называются Party Logistic:

1PL (First Party Logistic) — Автономная логистика. Данная технология была разработана в 70-80 годы XX века и предполагает, что все логистические процессы выполняются самим грузовладельцем.

2PL (Second Party Logistic) — Традиционная логистика. Это форма частичного аутсорсинга, при которой компания поручает выполнение определенных логистических функций, таких как планирование, складирование и организация логистических цепей, внешней транспортной компании из-за отсутствия собственного транспортного парка.

3PL (Third Party Logistic) — Комплексный логистический аутсорсинг.

3PL — это система, при которой компания передает основную часть или даже все внешние логистические операции другой компании, которая будет этим заниматься. В рамках услуг такой компании входят: транспортировка, складирование, упаковка и экспедирование товаров. Обычно 3PL используют подрядные компании, специализирующиеся на логистике и грузоперевозках.

4PL (Fourt Party Logistic) — интегрированный логистический аутсорсинг. 4PL представляет собой форму интегрированного логистического аутсорсинга, где компания-производитель делегирует все логистические задачи другой компании. Эта компания берет на себя планирование и организацию цепочек поставок, а также управление логистическими процессами предприятия. Среди компаний, которые пользуются услугами 4PL, можно назвать такие гиганты как Toshiba, Sony, Ford и другие крупные организации.

5PL (Fifth Party Logistic) — «виртуальная логистика». Когда компания, специализирующаяся на 4PL, расширяет свои возможности до предоставления услуг сетевого бизнеса, она становится 5PL организацией. Компании, использующие мировые информационно-технологические платформы, способны предоставить полный спектр услуг. Примерами таких компаний являются Amazon, eBay, Aliexpress.

Многие считают, что на данный момент 5PL компаний не существует, и это всего лишь совершенствование 4PL системы.

В настоящее время в Европе значительные средства направляются на развитие IT-технологий и логистики, что приведет к созданию единой логистической информационной сети в Евросоюзе через 20–30 лет. Это способствует развитию 5PL компаний.

В странах СНГ, включая Россию, большинство организаций используют 3PL логистику, но с развитием информационных технологий многие из них начинают внедрять функции 3PL-провайдера для повышения эффективности логистических операций.

 

Блокчейн

Особо важно отметить потенциал использования технологии блокчейн в развитии логистической инфраструктуры. Благодаря технологии блокчейн компании могут снизить расходы за счет автоматизации, упрощения платежей и обеспечения прозрачности на всех этапах цепочки поставок.

Мировые лидеры активно внедряют технологию блокчейн [1, c.38] для контроля качества поставок, транспортировки материалов и товаров, а также для организации торговли. Эти технологии способствуют обеспечению прозрачности в процессе производства, упаковки и доставки.

Основные преимущества использования технологии блокчейн в логистике включают:

  • возможность снижения стоимости логистики,
  • предотвращение подделки данных (документы, такие как коносаменты, расписки или сертификаты соответствия, остаются неизменными в системе),
  • быстрое выявление звена перевозки, где была допущена ошибка, сокращение потерь для бизнеса.

Широкое применение технологии блокчейн в логистике обеспечит безопасность данных, защиту хранилища документов от взлома и исключит возможность изменения информации о транспортировке. Такая система может значительно сократить задержки в доставке и уменьшить риск мошенничества, что приведет к экономии миллиардов долларов для всех участников логистической цепи. По данным Всемирной Торговой Организации, устранение препятствий в международной цепи поставок товаров может увеличить мировой ВВП на 4,7% и объем перевозок на 14,5%.

Развитие технологии блокчейн позволяет избежать необходимости использования бумажной документации, поскольку информацию о каждом этапе логистического процесса можно записывать с помощью смартфона. Процесс легализации этой процедуры находится в компетенции бизнес-сектора и государственных органов.

Применение технологии блокчейн и интернета вещей при доставке трубопроводной арматуры из Великого Новгорода на платформу «Приразломная» в Печорском море стало инновационным проектом в логистике материально-технических ресурсов.

Российская компания «Газпром нефть» осуществила этот проект, установив радиочастотные метки (RFID) и датчик спутникового позиционирования (GPS) на запорную арматуру. На этапе отгрузки с завода-производителя в г. Великом Новгороде после считывания RFID-меток был сформирован документ с информацией о поставке.

GPS-датчик обеспечил возможность отслеживать перемещение груза до базы хранения в городе Мурманске, его скорость, количество остановок и продолжительность пребывания в пути. Вся информация, полученная с устройства, была записана в смарт-контракт и сохранена в блокчейн, где каждая операция создавала новый блок.

Эта схема подходит для реализации концепции Интернета вещей, поскольку централизованные технологии для IoT неэффективны из-за сложности, масштабируемости и низкой безопасности.

 

Заключение

Благодаря цифровой трансформации индустрия профессиональных операторов грузоперевозок становится более интересной для производственных компаний. Цифровизация делает сотрудничество прозрачнее, упрощает документооборот, повышает качество доставки грузов. В результате производители и ретейл все чаще оказываются более заинтересованными в том, чтобы обратиться к профессиональным операторам грузоперевозок, вместо того чтобы содержать собственные логистические службы внутри компаний.

Также необходимо отметить, что технология блокчейн имеет огромный потенциал для преобразования логистики. Ее преимущества в обеспечении безопасности, прозрачности и децентрализации позволят компаниям значительно увеличить прибыль и эффективность различных бизнес-процессов.

Список литературы

  1. Глушко, В. А. Информационные системы в логистике и проблемы их эффективного применения / В. А. Глушко, Д. А. Исламова // Молодой ученый. 2019. № 2 (240). С. 207-209
  2. Отрасль стремительного роста: в чем феномен цифровой логистики. [Электронный ресурс] – URL: https://trends-rbc-ru.turbopages.org/trends.rbc.ru/s/trends/industry/cmrm/658294209a79475a12cba098 (дата обращения 01.05.2024)
  3. Бочегов М. А. Влияние современных IT на развитие логистики / М. А. Бочегов, Т. О. Савченко // Проблемы науки. 2022. № 1. С. 35-39
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary