Автоматизированные системы управления учебным процессом (АСУУП) представляют собой программные продукты, которые помогают автоматизировать различные аспекты образовательного процесса в учебных заведениях. Они могут включать в себя функции по планированию учебных планов, учету посещаемости студентов, электронному документообороту, оцениванию знаний и многие другие.
АСУУП широко используются во многих высших учебных России. Это помогает упростить и оптимизировать управление учебным процессом, повысить эффективность работы преподавателей и студентов, а также обеспечить более качественное образование.
Вид системы, который подходит лучше всего для управления учебным процессом, может зависеть от конкретных потребностей и особенностей каждого учебного заведения. Однако обычно для управления учебным процессом используются комплексные АСУУП, которые объединяют в себе различные модули и функции для полного покрытия всех аспектов образовательного процесса. Такие системы обеспечивают более эффективное управление и контроль за учебным процессом и позволяют значительно сократить рутинные административные задачи.
Создание и внедрение автоматизированных систем управления учебным заведением проводятся во многих вузах России. ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» было проведено исследование использования информационных систем в российских вузах для автоматизации основных направлений деятельности: административно-управленческой, финансово-хозяйственной, учебной и научно-исследовательской – и составлен список вузов, наиболее эффективно внедряющих автоматизированные системы управления. В рамках данного исследования были проанализированы информационные системы учебных заведений, которые финансируются из различных источников — федеральных, региональных и муниципальных бюджетов. Для проведения анализа использовались данные из публичных интернет-ресурсов, таких как веб-сайты университетов, сайты компаний-разработчиков ПО, а также сайты конференций и семинаров, где представлена информация о внедрении программных продуктов. Данные, полученные из сторонних для вузов источников, проверены на сайтах вузов.
Университеты демонстрируют высокие результаты в области цифровизации библиотек, организации учебного процесса и управления персоналом. Однако использование информационных систем для дистанционного обучения и электронного документооборота требует улучшения. Наименьшие показатели наблюдаются в применении информационных систем для управления научно-исследовательской деятельностью и стратегического управления вузами.
Рисунок 1 – Использование информационных систем в вузах (сводные данные)
Рейтинг с учетом географии групп вузов показал, что самых высоких результатов добились московские и петербургские вузы.
Рисунок 2 – Рейтинг групп вузов по федеральным округам и двум субъектам РФ
Очень хорошие показатели у приволжских и сибирских вузов. Данные исследования, проведенные в университетах Центрального федерального округа, за исключением результатов московских университетов, показали наименьшие показатели. Существенные различия в использовании информационных систем выявлены в зависимости от специализации.
Рисунок 3 – Рейтинг групп вузов по профессиональным направлениям
Степень информатизации напрямую зависит от численности студентов и от бюджета вуза. При небольшом количестве студентов (до 500 человек) и низких бюджетных расходах, не превышающих 500 млн руб. в год, уровень информатизации вуза существенно ниже, чем в вузах с численностью студентов свыше 10 000 человек и уровнем бюджетных расходов более 10 000 млн руб. в год.
Полученные данные позволяют сделать заключение относительно общего уровня применения информационных систем в автоматизации работы университета: если представить, что 100% означает полную автоматизацию всех аспектов работы всех университетов., то общий усредненный уровень автоматизации примерно равен 40%.
Один из компонентов государственных программ заключается в проведении анализа текущего уровня цифровизации университетов и прочих образовательных учреждений. Последнее исследование было осуществлено органом образования России с 4 по 19 июля 2023 года.
В исследовании приняло участие 389 образовательных организаций высшего образования и 217 научных организаций, что составляет 31% и 13% от числа всех подведомственных Минобрнауки России организаций соответственно.
Итоги исследования цифровизации вузов и научных организаций
- ERP (управление ресурсами предприятия) систему внедрили – 11% организаций.
- LMS (система управления обучением) систему – 25%.
- CRM-систему – 15%.
- Цифровизация административных подразделений выполнена в 51% организаций.
- Оснащение системами ВКС – в 52%.
- Каналы социальных сетей и веб-сайтов эффективно работают в 53% организаций.
- Доля организаций с доступом к облачным ресурсам – 38%.
- Доля организаций, внедривших политику централизованного управления данными – 23%.
Источник: проект стратегического направления цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования
Цифровая трансформация на уровне ВУЗа
Администрация университетов транслирует более конкретные задачи и проблемы цифровизации. Одной из ключевых проблем является отсутствие руководящих указаний и стратегий развития. Это приводит к ситуации, когда каждое учебное заведение самостоятельно определяет основные области для цифровизации, что впоследствии требует сложных технологических процессов по интеграции и модернизации других элементов.
Наиболее значимые проблемы цифровизации
- Отсутствие готовых платформенных решений для цифровизации вузов.
- Дефицит цифровых кадров в университетах.
- Киберугрозы.
- Проблемы внедрения российских решений при замене иностранных продуктов.
1С: Университет как комплексное решения
Один из всесторонних подходов к цифровой трансформации представлен программным продуктом 1С: Университет. Этот инструмент способен автоматизировать различные операции, включая прием студентов, финансовое управление, образовательный процесс, административно-хозяйственную работу и другие аспекты.
Исследование Министерства образования показывает, что 11% внедрений ERP систем сталкиваются с трудностями. Помимо затрат на лицензии, внедрение требует привлечения опытных специалистов и инвестиций в обновление инфраструктуры.
Опыт применения 1С: Университет активно обсуждается на различных мероприятиях, включая круглые столы и конференции. Например, в ноябре 2023 года состоялся круглый стол на тему "Цифровизация современного учебного заведения" в Калининградском государственном техническом университете.
Наравне с проблемами внедрения комплексных систем обсуждались успешные кейсы. Например, создание на базе одной из подсистем 1С:Университет автоматизированной приемной кампании.
Таким образом цифровизация образования имеет ряд плюсов, которые оказывают положительное влияние на учебный процесс:
1. Доступность обучения: Цифровые технологии позволяют обеспечить доступ к образованию в любом месте и в любое время, что особенно важно для людей, находящихся в отдаленных районах или с ограниченными возможностями.
2. Интерактивность и адаптивность: Цифровые платформы позволяют создавать интерактивные учебные материалы и использовать адаптивные методики обучения, учитывающие индивидуальные потребности каждого студента.
3. Расширение возможностей обучения: С помощью цифровых технологий можно создавать виртуальные лаборатории, симуляции и другие образовательные ресурсы, которые расширяют возможности обучения и делают его более интересным и эффективным.
4. Мгновенный доступ к информации: Ученики и преподаватели могут быстро получать доступ к актуальной информации, ресурсам и обучающим материалам в онлайн-режиме.
5. Сокращение бумажной работы: Цифровизация образования позволяет сократить использование бумажных документов, что способствует экологической устойчивости и экономии ресурсов.
6. Улучшение коммуникации: Цифровые технологии облегчают коммуникацию между студентами, преподавателями и администрацией учебного заведения, что способствует более эффективной работе всей образовательной системы.
Эти плюсы цифровизации образования способствуют современному и эффективному обучению, а также повышают доступность и качество образования для всех. Однако, всегда стоит помнить про безопасность.
Список литературы
- СНГ на пути к открытым образовательным ресурсам : аналитич. обзор. – М. : Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011
- Столяров, Д.Ю. Использование автоматизированных систем управления в деятельности учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации (аналитический обзор) / Д.Ю. Столяров ; под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2009
- 1С: Университет – О решении – Возможности [Элекстронный ресурс]. – Режим доступа: https://solutions.1c.ru/catalog/university/features
- Антонова, Д. А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д. А. Антонова, Е. В. Оспенникова, Е. В. Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2018
- Бабин, Е. Н. Цифровизация университета: построение интегрированной информационной среды / Е. Н. Бабин // Университетское образование: практика и анализ. – 2018
- Ларионова, В. А. Цифровая трансформация университетов: заметки о глобальной конференции по технологиям в образовании Edcrunch Ural / В. А. Ларионова, А. А. Карасик // Университетское управление: практика и анализ. – 2019
- Галактика Управление вузом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://galaktika-it.ru/spb/guv