СООТНОШЕНИЕ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА И ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

СООТНОШЕНИЕ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА И ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

74

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (167), Май ‘24

Дата публикации 29.04.2024

Поделиться

В статье проводится анализ соотношения договора коммерческой концессии и договора франчайзинга. Автор исследует историю становления и развития данных институтов в России и за рубежом, выявляет сходства и различия между ними. Особое внимание уделяется рассмотрению содержания каждого из договоров, их целям и задачам, а также особенностям правового регулирования. В работе анализируются позиции различных исследователей и практиков относительно вопроса соотношения коммерческой концессии и франчайзинга, приводятся аргументы за и против выделения франчайзинга в отдельную правовую категорию. В заключении автор делает вывод о том, что, несмотря на некоторые различия, договор коммерческой концессии и договор франчайзинга являются близкими по своему содержанию и целям институтами, которые направлены на развитие предпринимательства и распространение успешных бизнес-моделей.

Говоря о соотношении таких правовых механизмов, как франчайзинг и коммерческая концессия, нужно упомянуть о том, что единое мнение, относительно того являются ли данные понятия тождественными или лишь схожими, отсутствует.

Рассмотрим разные взгляды на данный вопрос.

Л.Н. Сенников в своем исследовании говорит о том, что «понятие договора коммерческой концессии в гражданском праве России практически совпадает с широко распространенным в зарубежном законодательстве понятием договора франчайзинга или франшизы».[1]

Е.В. Гелашвили придерживается противоположной точки зрения и в своем исследовании о различии коммерческой концессии и франчайзинга говорит: «Договор франчайзинга отличается от договора коммерческой концессии гораздо более широким комплексом передаваемых по договору прав. В частности, франчайзер (правообладатель) передает другой стороне - франчайзи (пользователю) - комплекс прав на объекты интеллектуальной собственности: право на использование охраняемой коммерческой информации, а также оказывает в ведении предпринимательской деятельности постоянную всестороннюю помощь, в том числе организационную, коммерческую и техническую».[2]

Данную точку зрения можно опровергнуть исходя из того, что в ст. 1027 ГК РФ не закреплены положения о необходимости оказания какой-либо помощи пользователю. Напротив, в ст. 1031 ГК РФ закреплена обязанность правообладателя проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, касающимся осуществления предоставленных по договору прав, а также, если договором не предусмотрено иное, оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие. Таким образом, наблюдается закрепление законодателем минимального объема необходимого содействия пользователю правообладателем. Тем не менее вопросы организационно-коммерческого характера остаются на усмотрение сторон.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод об отсутствии различий между коммерческой концессией и франчайзингом в данном вопросе.

Авторами также высказываются мнения о том, что, несмотря на схожие признаки, общепринятое в международном сообществе понятие коммерческой концессии не является франчайзингом.

В некоторых европейских странах коммерческая концессия используется для обозначения "эксклюзивного договора", что представляет собой соглашение о передаче исключительных прав на распространение товаров третьим лицам.[3] Из этого следует, что в течение срока действия договора право на реализацию данного товара на установленной территории будет принадлежать исключительно контрагенту производителя товара, что обеспечит ему определенную монополию на договорной территории.[4] Исходя из вышеизложенного необходимо отметить отличия правовой природы коммерческой концессии в зарубежных странах от отечественной коммерческой концессии, закрепленной в гл. 54 ГК РФ.

В современном мире бизнеса существует множество способов развития и расширения своего дела. Одним из таких способов является франчайзинг. Франчайзинг — это система отношений, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) право вести бизнес под своим брендом, используя свои технологии и методы работы.

Однако в российском законодательстве термин «франчайзинг» не используется. Вместо него применяется понятие «коммерческая концессия». Согласно статье 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Таким образом, можно сказать, что коммерческая концессия и франчайзинг — это два разных названия одного и того же явления. Однако есть и некоторые отличия.

Во-первых, термин «франчайзинг» более распространён в международной практике, тогда как в России чаще используется термин «коммерческая концессия».

Во-вторых, коммерческая концессия регулируется Гражданским кодексом РФ, а франчайзинг — международными соглашениями и стандартами.

В-третьих, франчайзинг предполагает более тесное сотрудничество между франчайзером и франчайзи, чем коммерческая концессия. Франчайзи получает не только право использовать бренд и технологии франчайзера, но и поддержку в виде обучения, консультаций и помощи в ведении бизнеса.

В целом, можно сказать, что коммерческая концессия и франчайзинг — это два понятия, которые обозначают одно и то же явление. Они используются для описания системы отношений, при которой одна сторона предоставляет другой стороне право вести бизнес под своим брендом, используя свои технологии и методы работы. Однако в России чаще используется термин «коммерческая концессия», а в международной практике — «франчайзинг».

 

[1] Сенников Л.Н. Проблемы правового регулирования отношений промышленной собственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Л.Н. Сенников. М., 2008. 57 с.

[2] Гелашвили Е.В. Договор коммерческой концессии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е.В. Гелашвили. Краснодар, 2007. 22 с.

[3] Сосна С.А. Новое в гражданском праве: франчайзинг / С.А. Сосна // Государство и право. 1997. № 7. С. 25 - 32.

[4] Гражданское и торговое право капиталистических государств. 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Е.А. Васильев. М.: Международные отношения, 1993. 430 с.

Список литературы

  1. ГК РФ Глава 54. Коммерческая концессия
  2. Гражданское и торговое право капиталистических государств. 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Е.А. Васильев. М.: Международные отношения, 1993. 430 с.
  3. Гатиятуллина, Э. М. Франчайзинг как форма развития предпринимательской деятельности в России / Э. М. Гатиятуллина // Отечественная юриспруденция. — 2020. — № 3(42). — С. 24–26
  4. Гелашвили Е.В. Договор коммерческой концессии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е.В. Гелашвили. Краснодар, 2007. 22 с.
  5. Сенников Л.Н. Проблемы правового регулирования отношений промышленной собственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Л.Н. Сенников. М., 2008. 57 с.
  6. Сосна С.А. Новое в гражданском праве: франчайзинг / С.А. Сосна // Государство и право. 1997. № 7. С. 25 - 32
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее