Важность первоначального обучения студента-пилота распределению внимания при полете по приборам
Не секрет, что обучить человека какому-либо виду деятельности намного легче, нежели переучить его на новый лад. Это утверждение относится к такому виду деятельности, в процессе обучения которого вырабатывается твердый, устойчивый навык и который после освоения выполняется автоматически, т. е. почти без контроля сознания человека. К примеру, таким видом деятельности являются двигательные навыки в пилотировании самолета. В свою очередь рассматриваемый нами процесс распределения внимания на приборы является в основном процессом сознательным, т. е. таким, который не может осуществляться автоматически. Поэтому можно считать, что данный навык у пилота является подвижным и неустойчивым и, следовательно, можно переучить и уже опытного пилота.
В основе принципов распределения внимания на приборы лежит логическая оценка полетной ситуации, поэтому обучение должно начинаться с подробного изучения до полного уяснения всех принципов правильного распределения внимания и затем частного анализа тех режимов и этапов полета, которые предстоит освоить обучаемому.
Необходимость отработки на самолете фигур пилотажа при первоначальной летной подготовке вызывается практическими потребностями. Студент, овладевший техникой пилотирования на воздушном судне (далее – ВС) по приборам с выполнением простых фигур пилотажа, сумеет вывести ВС из сложного пространственного положения, в которое оно может пасть в различных аварийных обстоятельствах.
Итак, проанализируем, как следует правильно распределять студенту свое внимание на приборы при выполнении наиболее характерных фигур пилотажа.
Выполнение виража
В авиационной литературе считается, что вираж – это фигура пилотажа, при выполнении которой ВС разворачивается на 360о. Характерной особенностью является то, что фигура выполняется с постоянным креном и скоростью и без изменения высоты.
Выдерживание постоянного крена обеспечивается наблюдением за авиагоризонтом. Выдерживание постоянной высоты - за вариометром. А постоянная скорость обеспечивается тремя факторами: установлением необходимых оборотов силовой установки, выдерживанием постоянной высоты и сохранением перегрузки, соответствующей заданному крену. Чтобы облегчить процесс установления заданного режима пилоту рекомендуется знать величину оборотов, соответствующих выбранному значению скорости и крена на вираже.
Перед началом ввода в вираж следует запомнить значение высоты и скорости, а также направление, в котором самолет будет введен в вираж и затем выведен из него.
В процессе ввода в вираж необходимо следить за стрелкой вариометра, чтобы она не отклонялась от нуля. По мере увеличения крена да заданного значения нужно увеличить обороты двигателя, это потребует перевод взгляда на указатель оборотов. Установив заданные крен и обороты, пилоту остается только наблюдать за авиагоризонтом и вариометром, добиваясь, чтобы ВС начало выполнять вираж без изменения высоты полета (рис. 1).
Рис. 1. Распределение внимания при вводе в вираж
Когда ВС войдет в вираж, необходимо перевести взгляд на указатель скорости и при ее изменении довести до заданной за счет изменения перегрузки. Самое главное, в процессе виража рекомендуется уделять внимание вариометру, так как наиболее частой ошибкой является невыдерживание высоты. На высотомер и указатель скорости нужно переводить взгляд периодически. Если на устойчиво выполняемом вираже обнаружится отклонение скорости от заданной, то следует перевести взгляд на указатель оборотов двигателя и по показаниям – увеличить или снизить скорость до необходимого значения (рис. 2).
Рис. 2. Распределение внимания в первой половине виража
Во второй половине виража необходимо включить в объем внимания компас, чтобы оценить оставшуюся величину угла до выхода из фигуры пилотажа (рис. 3).
Рис. 3. Распределение внимания во второй половине виража
В процессе вывода из виража наблюдение за высотой и скоростью прекращается, и все внимание сосредотачивается на авиагоризонте, вариометре и компасе. По вариометру следим за тем, чтобы стрелка оставалась на нуле, т. е. без изменения высоты. По авиагоризонту определяется темп уменьшения крена, который должен согласовываться с темпом уменьшения оставшегося угла разворота. Одновременно с этим в процессе вывода из виража обороты двигателя уменьшаются настолько, чтобы сохранить постоянной скорость полета (рис. 4).
Рис. 4. Распределение внимания при выводе из виража
Вывод воздушного судна из сложного пространственного положения
Сложное пространственное положение (далее – СПП) – это такое положение ВС в пространстве, когда его тангаж выше 25° или ниже 10°, крен превышает 45°.
В различных аварийных ситуациях могут быть случаи, когда при вынужденном отвлечении внимания от приборов пилот может потерять представление о фактическом положении ВС в пространстве. За это время ВС может оказаться в сложном пространственном положении, вывод из которого потребует от пилота четких, своевременных и осмысленных действий.
Прежде всего пилот должен по показаниям приборов определить положение ВС в пространстве.
Рассмотрим первый случай: ВС пикирует с креном. Для вывода ВС в горизонтальный полет необходимо первым делом убрать обороты на малый газ, далее убрать крен. После этого отклонением ручки или штурвала на себя ВС нужно вывести в горизонтальное положение.
Второй случай: ВС кабрирует с креном (или без него). Для вывода ВС в горизонтальный полет необходимо увеличить обороты до максимальных, далее положить ВС одновременно с креном на горизонт. После этого отклонением ручки или штурвала влево или вправо (в зависимости от направления) убрать крен.
Итак, после рассмотрения техники вывода ВС из СПП, опираясь на вышесказанное, проанализируем, как следует распределять внимание на приборы.
Первое, что должен сделать пилот, попав в СПП, - это определить с помощью авиагоризонта общее положение самолета, т. е. кабрирует ВС (силуэт самолета находится на синем фоне) или пикирует (силуэт самолета находится на коричневом фоне).
Определив общее положение ВС в пространстве, следует немедленно приступить к его выводу в горизонтальный полет, при этом не требуется уточнять по высотомеру, указателю скорости, вариометру значений параметров полета. Это не рекомендуется делать, поскольку на определение параметров режима полета необходимо затратить время, в то время как высота, например, если она была малой, может стать еще меньше и ее может не хватить для вывода.
Когда по авиагоризонту будет установлен нулевой крен и центральная точка силуэта самолета совместится с линией искусственного горизонта, следует перевести взгляд на вариометр, чтобы по его показаниям установить горизонтальный полет. После этого уже необходимо будет проверить все параметры полета, чтобы установить нужный режим для дальнейшего пилотирования.
Список литературы
- Качоровский И.Б. Распределение и переключение внимания при полетах по приборам. Воениздат, 1972.- 104 с.
- Кузнецов И.Б. Методология распределения внимания пилота. Учебное пособие, 2012.- 167 с.
- Rob Gray, James Gaska, Mark Winterbottom. Relationship between sustained, orientated, divided, and selective attention and simulated aviation performance: Training & pressure effects, 2016,- 42 p.
- Daniel Martinez-Marquez, Sravan Pingali. Application of Eye Tracking Technology in Aviation, Maritime, and Construction Industries: A Systematic Review. 2021.- 21 p.