СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЛОВЦОВ
В статье проводится анализ основных средств и методов, применение которых в тренировочном процессе пловцов позволит повысить их скоростные качества. Особое внимание уделяется повторный и интервальный метод, спортивные и подвижные игры.
Авторы публикации
Рубрика
Физическая культура и спорт
Журнал
Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (25), август ‘21
Дата публикации 07.08.2021
Поделиться

В мире спорта плавание получило большое развитие и популярность. Согласно прогнозам, мы находимся в преддверии резкого и значительного подъема спортивных результатов у пловцов, и для уверенности в этом подъеме специалистами проводится множество исследований по улучшению скоростных, силовых и технических качеств пловцов.
Скоростные способности – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Скoростные способности воспитываются в единстве с ловкостью и координированностью. Максимальная скорость движений пловца зависит также от специальной силовой подготовленности, от мощности анаэробных алактатных источников энергии: запасов AТФ, креатинфосфата, миоглобина в мышечных клетках, скорости развертывания биохимических анаэробных реакций.
На скоростные способности влияют многие показатели. Особо стоит отметить такие показатели как уровень подвижности нервных процессов, совершенство нейромышечной регуляции мышечной композиции и качества спортивной техники. Скоростные способности первостепенно определяют максимальный темп при плавании [1, с. 124].
Воспитание скоростных способностей начинается в процессе овладения правильной техникой. Прежде всего, добиваются точности и свободы движений при плавании в различном темпе на средних и коротких дистанциях и их отрезках. Чем совершеннее техника плавания, тем в большем объеме используются в тренировочных группах эстафеты и игры, связанные со спринтерским плаванием на коротких отрезках. Уделяют внимание формированию темповых вариантов техники для выполнения финишных ускорений, освоению техники проплывания 10 - 15 - метровых отрезков со старта и поворота [4, с. 55].
Для развития скоростных способностей применяются нагрузки зоны V - плавания на коротких отрезках (15 - 25 метров) с максимальной мобилизацией сил. Доля таких нагрузок не превышает в тренировочной группе 2 - 3% от общего объема плавания.
К основным методам развития скоростных способностей относят повторный и интервальный метод. В повторном методе, используются короткие отрезки 15-25 м для максимального проплывания, с отдыхом до полного восстановления, что позволяет возмещать большую часть алактатного долга, количество отдыха не должно превышать 2-3мин. Из этого следует, что интервал отдыха должен быть оптимальным, соответствовать уровню заданной нагрузки, чтобы не произошло понижения уровня возбуждения ЦНС. Общее количество повторений в течение тренировки должно доходить до 8-10 раз. При применении интервального метода, используются короткие отрезки для проплывания с максимальной или околомаксимальной скоростью 15-25м, интервал отдыха составляет около 30 с, между сериями не менее 3 мин, количество повторений не превышают 6 раз, такой метод применяют для создания алактатно - анаэробного эффекта. Такая зона (V) нагрузки служит повышения алактатного компонента выносливости, что в свою очередь служит основой для совершенствования скоростных способностей. В учебно-тренировочном процессе доля нагрузок не превышает 2-3% от уровня общего объема плавания.
Для использования данных нагрузок следует руководствоваться следующими методическими требованиями:
- подбор специальных упражнений должен быть направлен на совершенствование техники плавания, стартов и поворотов; необходимо проводить контроль над уровнем развития скоростных способностей;
- планирование рационального интервала отдыха между отдельными сериями; отдых должен обеспечивать полное восстановление организма; при появлении признаков утомления интенсивность нагрузки переходит на более легкий режим;
- интенсивная работа входит в основную часть тренировочного процесса;
- короткие отрезки с максимальной и околомаксимальной интенсивностью следует проводить в заключительной части занятия;
- при монотонных работах юные спортсмены, часто испытывают утомление, как следствие это приводит к потере интереса; чтобы избежать переутомления необходимо выполнять упражнения в различных сочетаниях, применять игровой метод, менять условия и форму тренировки;
- в работе с пловцами добиваются плавного повышения абсолютной скорости плавания на контрольных отрезках.
По исследованиям Платонова В.Н. и Вайцеховского С.М. хорошими педагогическими приемами для развития и стимулирования скоростных способностей рекомендуется использовать:
- серии спуртов на коротких отрезках (15-25 м); плавание поперек бассейна (10-12 м)
- различные эстафеты, плавание в спарринге, плавание с облегченным лидированием (с принудительной буксировкой);
- для формирования ритмо-скоростной структуры техники плавания, используются различные варианты дыхания (вдох через два, три или четыре цикла движений);
- чередования плавания на “кулаках” (пловец выполняет гребки при сжатых в кулаки пальцах) c “нормальным” плаванием (плавание с высокой интенсивностью движений);
- после выполнение стартов и поворотов включать обязательные ускорения на 10-15-метровых отрезках, желательно на время;
- плавание с плавным нарастанием гребковых усилий и постепенным понижением темпа гребковых движений;
- плавание с помощью резинового амортизатора, закрепленного за пояс спортсмена [3, с. 52].
На суше применяют спортивные и подвижные игры, требующие быстроты реагирования, частого переключения с одного вида деятельности на другой, работу с малым отягощением, имитация гребковых движений.
Преодолеть скоростной барьер можно за счет варьирования специфических и неспецифических упражнений, что позволяет спортсмену контролировать качество гребковых движений.
Комплексному совершенствованию скоростных способностей помогают соревновательные упражнения, в частности проплывание коротких дистанций (50 и 100м) в условиях соревновательной деятельности, которых, как правило, не удается показать процессе тренировки.
Упражнения, применяемые для развития скоростных возможностей, могут быть аналитического и синтезирующего характера. Аналитические упражнения направлены на совершенствование относительно локальных компонентов скоростных способностей, таких, как время реакции на стартовый сигнал, эффективность отталкивания при выполнении старта, длина шага гребка и т.д. Синтезирующие упражнения предусматривают совокупность движений и действий, в комплексе определяющихся скоростные способности при дистанционном плавании, выполнении старта и поворота.
Многочисленный опыт доказывает, что лишь комплексное воздействие различных сочетаний средств, методов, условий работы может привести к эффективности системы развития скоростной подготовки.
Список литературы
- Актуальные вопросы подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва в плавании и других видах водного спорта: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014, г.Волгоград). – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2014. – 317 с.
- Балакши Т. М. Структура силовой подготовленности пловцов на этапе базовой подготовки и углубленной специализации как фактор развития максимальных скоростных способностей. / Автореф. дис. канд. пед. Наук, Волгоград 1996. - 22 с.
- Бочаров, М. В. Гравитационные нагрузки в оценке функционального состояния организма спортсменов-пловцов / А. Д. Викулов, Д. В. Каунина, М. В. Бочаров, В. Л. Бойков // Плавание VIII. Исследования, тренировка, гидрореабилитация / под ред. А. В. Петряева. – СПб.: Петроград, 2015. – С. 52–54.
- Булгакова Н.Ж. Теория и методика плавания : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Ж. Булгакова, О. И. Попов, Е.А.Распопова; под ред. Н.Ж.Булгаковой. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.
- Воронцов А.Р., Чеботарева И.В., Соломатин В.Р.- Методика многолетней подготовки юных пловцов: Методические рекомендации. - Госкомспорт СССР, ВНИИФК, 1990.
Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.