До того, как была изобретена фотография, единственным способом запечатлеть окружающую реальность были живопись или графика. Появление фотографической техники было неоднозначно воспринято художниками. Одни считали, что фотография станет причиной упадка изобразительного искусства, а другие видели в новом изобретении широкие перспективы для дальнейшего творческого развития. Как показала история, правы оказались именно вторые. Несмотря на то, что фотокамера сегодня есть в каждом смартфоне, изобразительное искусство не только не пришло в упадок, но и получило новый толчок к дальнейшему развитию и появлению новых художественных стилей и течений.
Появление фотографии и ее первое влияние на академическую живопись
Официальной датой «рождения» фотографии является 7 января 1839 года. Именно в этот день физик и астроном Франсуа Араго представил доклад о дагеротипии на заседании Французской академии наук. Это событие можно назвать переломной вехой в истории изобразительного искусства: впервые при помощи техники было получено художественное произведение.
«Вид из окна в Ле Гра» - первая в мире фотография, снятая с натуры.
Изобретение фотографии перевернуло классические представления о том, что реалистичная живопись — это самая важная и, по сути, единственно актуальная форма изобразительного искусства, что привело к появлению новых художественных направлений. Классическая живопись подчинялась строгим канонам, и являла собой стремление запечатлеть некий идеал. Фотография же копировала окружающий мир с детальной точностью. Это, с одной стороны делало на первый взгляд «бессмысленным» многолетнее обучение художников, а с другой - позволило запечатлевать людей, пейзажи и объекты именно такими, какие они есть, без приукрашивания или идеализации.
Многие художники посчитали, что появление фотоснимков станет закатом изобразительного искусства. Они думали, что теперь художникам нет смысла учиться и оттачивать свои навыки. К тому же, многие заказчики портретов начали переходить на фотографию, что также лишало живописцев и графиков, работающих в классической манере, части заказов. Но были и другие, кто прямо или скрыто оценил широкие возможности, которые фотография открывает перед изобразительным искусством. К примеру, существует мнение, что Клод Моне, воспользовался фотографией здания Вестминстерского дворца при написании своей знаменитой картины «Темза под Вестминстером».
Клод Моне. «Темза под Вестминстером», 1871 г.
Сам импрессионист опровергал подобные заявления, но при этом стоит отметить, что у Моне было несколько фотокамер, которые он активно использовал. Другие живописцы, особенно представители импрессионистского движения, активно экспериментировали, стремясь совместить новое изобретение и традиционные изобразительные возможности.
Что изменилось в изобразительном искусстве после активного распространения фотоснимков
Прогрессивные художники быстро открыли для себя множество новых идей и возможностей. К примеру, появились картины, композиция которых была уже не строго «академически» выверенной, а намеренно создавало эффект случайно снятого фотокадра. Некоторые живописцы начали при работе над большими полотнами использовать снимки вместо зарисовок с натуры. Это позволяло художникам сконцентрироваться на самой идее картины, не расходуя время и силы на рабочие подготовительные моменты. Активное распространение фотографической техники оказало влияние не только на композиционные решения и стилистику, но и на тематику произведений изобразительного искусства. Художники начали чаще изображать простые городские сценки и зарисовки из бытовой жизни своих современников.
Важнейшим изменением в изобразительном искусстве, которое было во многом спровоцировано именно изобретением фотографии, стало появление новых течений живописи, в том числе импрессионизма. Художники-импрессионисты больше не стремились точно копировать окружающий мир, они старались передать именно настроение и ощущение, активно экспериментируя с цветами, формами и изобразительными решениями. Постоянно появлялись новые течения «нереалистичной» живописи, а сам эксперименты становились все более смелыми. В итоге это сделало возможным появление такого важного аспекта современного изобразительного искусства, как абстракционизм.
Еще один плюс для художников, который подарили им изобретение фотокамеры - возможность запечатлевать людей, животных или объекты в динамике, а также фотографировать их со всех сторон. Впоследствии художники могли внимательно изучать полученные снимки для того, чтобы оттачивать свои навыки или точнее передавать реальность на своих полотнах. Кстати, этим приемом активно пользовались не только представители реалистической школы живописи. К примеру, кубисты начала прошлого века использовали фотографии для того, чтобы иметь возможность изображать объекты с различных сторон.
Постепенно и сама фотография из вспомогательного инструмента превратилась в самостоятельный вид искусства. Когда люди привыкли к тому, что они могут в любой момент запечатлеть реальность, они начали экспериментировать и с самими фотоснимками. Поиск новых ракурсов, композиционных решений, а также игра со светом и тенью позволило фотохудожникам получать выразительные снимки, лучшие из которых по своему эмоциональному воздействию на зрителя можно смело сравнивать с произведениями изобразительного искусства.
Еще одним знаковым событием, показавшим миру синтез фотографии и живописи с новой стороны, стали работы Энди Уорхолла. Многие его работы представляли собой повторение одних и тех же предметов, свойственное скорее фотопленке, чем изобразительному искусству. Но, несмотря на этот провокационный вызов его картины были положительно восприняты аудиторией.
«Банки с супом Кэмпбелл», работа Энди Уорхола.
Современное искусство и мобильное фото
Художники 21 века могут работать в самых разных направлениях: от ставших уже классических абстракционизма и пуантилизма, до стрит-арта или промышленного дизайна. Профессиональная фотография также стала одним из видов изобразительного искусства, который нашел и свою нишу, и своих поклонников.
Во всем мире проводятся фотографические выставки, а имена знаменитых фотографов известны не меньше, чем имена художников. Отдельные фотоснимки продаются на аукционах за миллионы долларов, ничуть не уступая по стоимости живописным картинам. И это при том, что сегодня фотография перестала быть уделом избранных. Чтобы сделать фотоснимок, достаточно иметь смартфон, а для того, чтобы представить свою работу широкой общественности, нужен всего лишь аккаунт в любой из популярных социальных сетей.
«Рейн II» - фотография, которая была продана на аукционе Christie’s за 4,3 миллиона долларов.
«Скрипка Энгра» - снимок художника и фотографа Ман Рэя, сделанный в1924 году. В 2022 году авторский отпечаток с первого негатива был продан на аукционе Christie’s за 12,4 миллиона долларов, что сделало «Скрипку Энгра» самым дорогим фотоснимком в истории.
При этом традиционное изобразительное искусство также не собирается сдавать своих позиций. Художественные произведения начали выражать другие цели. Современная живопись и графика - не столько отображение реальной действительности, сколько попытка выразить идеи, эмоции или настроение. Таким образом, можно смело утверждать, что изобретение фотографии ничуть не повредило изобразительному искусству, и даже больше: помогло ему обрести новый смысл и более глубокое значение.
Список литературы
- Смит Й. Главное в истории фотографии. Жанры, произведения, темы, техники — изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2021
- Гомперц У. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси — изд-во «Синдбад», 2015
- Инграм К. Гениальный Уорхол — изд-во «Эксмо», 2014
- Ревалд Д. История импрессионизма — изд-во «АСТ», 2015