ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАССЛЕДОВАНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ АВТОСТРАХОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАССЛЕДОВАНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ АВТОСТРАХОВАНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

63

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (165), Апрель ‘24

Дата публикации 23.04.2024

Поделиться

В статье рассматриваются особенности осмотра места происшествия на первоначальном этапе расследования мошенничества в сфере автострахования. Автором в статье проведен анализ современного порядка следственного осмотра места происшествия, изложены проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники правоохранительных органов при осмотре места происшествия на первоначальном этапе расследования мошенничества в сфере автострахования.

Обеспечение безопасности материальных интересов страховых компаний коррелирует с иными задачами, которые ставит перед собой система правоохранительных органов Российской Федерации.

На основе анализа публикуемой ГИАЦ МВД РФ характеристики состояния преступности за последнее десятилетие, отмечается тенденция к стремительному увеличению количества преступлений мошеннической направленности. Так, в 2014 году доля мошенничества в структуре преступности составляла 7,4%, но уже за период с января по октябрь 2023 года доля мошенничества в структуре преступности составляет 21,9%. Стоит также учитывать и преступность латентную, которая не попадает в характеристику ГИАЦ МВД РФ по естественным причинам. Более того, если за последние 10 лет количество зарегистрированных случаев мошенничества увеличилось почти в три раза, то количество случаев мошенничества в сфере автострахования увеличилось восьмикратно. Таким образом перед правоохранительными органами стоит острая необходимости в обобщении и актуализации существующей методики расследования такого рода преступлений, что в свою очередь позволит защитить материальные интересы страховых компаний.

Прежде всего защита материальных интересов страховых компаний от преступного посягательства основана на деятельности сотрудников правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию, а также профилактике преступлений мошеннической направленности.

Однако рассматриваемая в настоящей работе категория преступлений имеет характерные для нее, зачастую, многообразные и неочевидные способы совершения таких преступных деяний. Такие обстоятельства являются первопричиной существования плюралистической программы расследования мошенничества в сфере автострахования, разносторонность которой, позволяет применять свойственные конкретному способу совершения преступного посягательства методы и тактики.

Важно отметить, что показатель раскрываемости мошенничеств в сфере страхования транспортных средств напрямую зависит от оперативности следственных мероприятий, проводимых правоохранительными органами при расследовании преступлений такого рода. При этом оперативность включает в себя не только максимальное и своевременное извлечение информации из следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия, но и не менее своевременное получение информации о совершении самих мошеннических действий с последующим незамедлительным выездом следственно-оперативной группы для осмотра места происшествия.

Таким образом своевременное получение информации о совершении преступного посягательства органами следствия и дознания, а также оперативный осмотр места происшествия на первоначальном этапе расследования неразрывно предшествуют извлечению большого объема информации о совершенном преступлении.

Легальное определение осмотра, в том числе осмотра места происшествия отсутствует в уголовном процессуальном законодательстве, однако в то же время такая дефиниция, как «осмотр» встречается в уголовном процессуальном кодексе не менее семидесяти одного раза, более того 24 глава УПК на треть посвящена такому следственному действию, как осмотр.

Научное толкование осмотра разнится в криминалистической литературе, но наиболее ёмкое, на наш взгляд определение осмотра было предложено Н. А. Власовой, в частности она определяла осмотр следующим образом: «осмотр — это следственное действие, состоящее в непосредственном зрительном восприятии лицом, производящим расследование, различных материальных объектов в целях обнаружения следов преступления и установления иных обстоятельств, имеющих значение для дела.»[1]

Конечно, такое определение не лишено недостатков, в частности Н. А. Власова ограничивает формы познания объектов, заявляя только о непосредственном зрительном восприятии, что было справедливо отмечено Л. В. Пинчуком, который в своей научной работе указал: «чувственное восприятие действительности осуществляется с помощью пяти основных органов чувств, поэтому отдавая приоритет только одном органу чувств человека, мы значительно уменьшаем возможности извлечения информации об объекте осмотра».[2]

Таким образом осмотр места происшествия при расследовании мошенничества в сфере автострахования представляет из себя следственное действие, состоящее в непосредственном восприятии лицом, производящим расследование факта мошенничества в сфере автострахования, различных материальных объектов (транспортное средство, предметы прямо или косвенно указывающие на фальсификацию страхового случая).

Полноценному и всестороннему осмотру места происшествия при расследовании мошенничества в сфере автострахования предшествует последовательное выполнение следующих задач:

  • исследование и оценка обстановки происшествия;
  • обнаружение и изъятие материальных следов преступления прямо или косвенно указывающих на лиц, причастных к происшествию;
  • установление обстоятельств, формирующих объективную сторону преступления (в том числе время и способ);
  • выявление признаков, которые указывают на субъективную сторону преступления (в том числе мотив, цель, эмоциональное состояние).

Выполнение всех указанных выше задач не только позволит получить органам следствия интересующую и необходимую им достоверную информацию и для расследования преступления, и для идентификации и последующего розыска и поимки преступника.

Зависимость эффективности расследования от выполнения вышеуказанных задач при осмотре места происшествия подчеркивал и А. П. Онучин, который при анализе материалов уголовных дел установил следующее: «в 60% случаев, когда транспорт после ДТП перемещался, в протоколах осмотра места происшествия указывается только положение транспорта, в каком застал его следователь при осмотре, что не совпадает с его нахождением после события происшествия.»[3] Из вышеуказанного анализа вытекает, что основной причиной неэффективного осмотра места происшествия является поверхностное исследование и оценка обстановки на месте происшествия.

В криминалистической литературе выделяют следующие элементы обстановки места происшествия:

  • статистическая (положение участка дорожного полотна в пространстве и его конструктивное обустройство);
  • непостоянная (характер погоды, состояние дороги, уровень освещенности);
  • остаточные явления (местоположение поврежденного(ых) автомобиля(ей), детали автомобиля, следы протектора шин, и другие.

Исключить же причину неэффективного осмотра, которая была указана нами выше - весьма затруднительно, так как для ретроспективного моделирования обстановки и механизма преступления, предшествующих исследованию и оценке обстановки происшествия, необходимо учесть все элементы обстановки места происшествия, которые в свою очередь образуют относительно уникальные дорожно-транспортные происшествия, каждое из которых требует глубокого анализа.

Говоря о следственных этапах осмотр места происшествия традиционно выделяют следующие этапы:

  • подготовительный;
  • рабочий;
  • заключительный.

На подготовительном этапе необходимо обеспечить в списке участников следственно-оперативной группы наличие специалистов-криминалистов и специалистов по ремонту транспортных средств. Их наличие позволит следователю выдвинуть наиболее вероятные версии, на основе которых и будут осуществляться следственные действия.

Рабочий этап включает в себя непосредственный осмотр участка дорожного полотна, на котором имело место дорожно-транспортное происшествие, местности, прилегающей к нему, а также транспортного средства (транспортных средств), а также следов и предметов, косвенно указывающих на фальсификацию страхового случая. Необходимо отметить и замечание Уразбахтина М. М., который в своей работе предложил дополнить структуру рабочего этапа: «осмотр места происшествия наиболее результативен при непосредственном уличении мошенников или вымогателей на месте фальсификации или инсценировки ДТП и разумно было бы проводить следственный осмотр при наличии транспортных средств на месте ДТП, а кроме осмотра участка дорожного полотна, транспортных средств и предметов или следов, стоило бы проводить и первичный осмотр документов».[4]

На заключительном этапе оформляется протокол осмотра места происшествия создается карта-план и схемы участников дорожного движения, упаковываются изъятые предметы и следы в соответствии с указанием уголовного процессуального законодательства.

Таким образом, следственный осмотр места происшествия при расследовании мошенничества в сфере автострахования имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при рассмотрении такого рода дел. При уделении должного внимания обстановке происшествия, однозначно, вырастет и раскрываемость преступлений мошеннической направленности в сфере автострахования.

  1. Власова Н. А. Уголовно-процессуальное право: Учебное пособие. 2-е издание, стереотип. – М.: МГИУ, 2008. С. 77

  2. Пинчук Л. В. К вопросу о понятии осмотра места происшествия. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5) C. 228

  3. Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учётом ситуационных факторов. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. С. 41-42

  4. Уразбахтин М. М. Криминалистическая методика расследования мошенничества в области автострахования : специальность 12.00.12 – криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Уразбахтин Малик Маратович; Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации – Казань, 2013 С. 96

Список литературы

  1. Власова Н. А. Уголовно-процессуальное право: Учебное пособие. 2-е издание, стереотип. – М.: МГИУ ,2008. С. 77
  2. Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учётом ситуационных факторов. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. С. 41-42
  3. Пинчук Л. В. К вопросу о понятии осмотра места происшествия. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5) C. 228
  4. Уразбахтин М. М. Криминалистическая методика расследования мошенничества в области автострахования : специальность 12.00.12 – криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Уразбахтин Малик Маратович; Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации – Казань, 2013 С. 96
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее