ПРОДУКЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

ПРОДУКЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (165), Апрель ‘24

Дата публикации 22.04.2024

Поделиться

В статье рассмотрен процесс построения продукционной модели представления знаний в предметной области «Платная парковка». На основе установленных приоритетах, была создана схема продукций предметной области «Платная автопарковка».

Рассматривая предметную область, обязательное действие, выполняемое на платных автопарковках – выбор парковочного места (открытое; закрытое) и оплата парковочного места. Значит, есть уже два целевых действия «выявить парковочное место» и «оплатить парковочное место», которые взаимосвязаны и следуют друг за другом. Прежде чем оплатить парковочное место, необходимо узнать какое именно место нам необходимо (открытое или закрытое). Кроме того, необходимо узнать про свободное парковочное место. Значит, цепочка промежуточных действий: «выбор открытого или закрытого паркинга», «выбор свободного парковочного место». Прежде чем выбрать какое именно место нам необходимо (открытое или закрытое) нужно рассмотреть, как доехать до парковки, определить условия по стоимости. Выбор места может обуславливаться многими причинами, выберем ценовой признак – какой паркинг более дешевле такой и выбираем. Кроме того, некоторые паркинги могут отличаться надежностью охраны автомобиля, либо современностью паркинга, в котором присутствует электрозаправка. Значит вначале идут действия, позволяющие выбрать как доехать до парковки, затем определить условия по стоимости, а уже после выбор места и оплата. Пусть в задаче будут рассматриваться два паркинга: «Котик» и «Собачка». Первый – более надежный, чем второй. Во втором более современный паркинг, в котором присутствует электрозаправка.  Вышеописанное можно преобразовать в следующие предложения типа «Если, то»:

• Если субъект хочет выбрать парковочное место и субъект рассмотрел, как доехать до парковки, то субъект может выбрать место.

• Если у паркинга «Котик» цены ниже, чем у «Собачка», то субъект выбирает паркинг «Котик».

• Если у паркинга «Собачка» цены ниже, чем у «Котик», то субъект выбирает паркинг «Собачка».

• Если у паркинга «Котик» охрана лучше, чем у второй, то субъект выбирает паркинг «Котик».

• Если у паркинга «Собачка» охрана лучше, чем у второй, то субъект выбирает паркинг «Собачка».

• Если субъект выберет в современности «Котик», то электрокар зарядится через 12 часов.

• Если субъект выберет в современности «Собачка», то электрокар зарядится через 16 часов.

• Если субъект поставил машину на парковку, то субъект должен оплатить парковочное место.

Введем обозначения для фактов (Ф), действий (Д) и продукций (П), тогда:

Ф1=субъект выявляет потребности; Ф2=субъект рассматривает открытое или закрытое место; Ф3=у паркинга «Собачка» цены ниже, чем у паркинга «Котик»; Ф4=у паркинга «Собачка» надежность охраны выше, чем у паркинга «Котик»;  Ф5=у паркинга «Котик» скорость электрозаправки выше, чем у паркинга «Собачка»;  Ф6=субъект выбрал свободное парковочное место; 

Д1=субъект может выбрать паркинг; Д2=субъект выбрал паркинг «Собачка»;  Д3=субъект выбрал паркинг «Котик»; Д4=субъект выбрал паркинг с более надежным охраны автомобиля;  Д5=субъект выбрал организацию с более быстрой электрозаправкрой; Д6=электрозаправка зарядит через 12 часов; Д7=электрозаправка зарядит через 16 часов; Д8=после того, как субъект занял свободное место он должен оплатить.

Для продукций установим приоритет (в скобках перед запятой, чем выше приоритет, чем раньше проверяется правило).

П1(5, Ф1 и Ф2)=Д1;  П2(4, Ф3 и Д1)=Д2;  П3(4, не Ф3 и Д1)=Д3;  П4(3, Д2 и Ф4)=Д4;  П5(3, Д3 и Ф5)=Д5;  П6(2, Д4)=Д6; П7(2, Д5)=Д7; П8(1, Д6 или Д7)=Д8.

На рисунке 1 представлена Схема продукций предметной области «Платная автопарковка»

Рисунок 1 - Схема продукций предметной области «Платная автопарковка»

Список литературы

  1. Барышев М.В. Модели представления знаний экспертных систем: Учебное пособие / M.В. Барышев - М.: Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики, 2006 – 13-14 c.
  2. Баланова Н.А. Модели представления знаний: виды, применения, достоинства и недостатки: Учебник / Н.А. Баланова - М.: студенческий научный форум, 2020. - 17 c.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary