Спортивный туризм представляет собой динамично развивающийся сектор мировой индустрии туризма. Спортивный туризм относится к области явлений, тесно связанных с путешествиями, и охватывает посещение спортивных мероприятий либо активное участие в них. Следует отметить, что участники спортивного туризма могут не соприкасаться с обычной туристической средой.
Не вызывает сомнения тот факт, что влияние спортивного туризма на социальные институты и политическую сферу общества может проявляться как в позитивном, так и в негативном ключе в зависимости от характера мероприятия.
В.А. Елисеев определяет междисциплинарный характер феномена спортивного туризма в силу влияния не только на местных жителей, но и на туристов в экономическом, экологическом, социально-культурных аспектах. Также автор выделяет три базовых элемента в структуре феномена спортивного туризма [3]:
- место действия,
- разнообразие активностей,
- мотивы для участия.
А.В. Кучумов акцентирует внимание на том, что понятие спортивного туризма не может ограничиваться с позиции только лишь сочетания спорта и туризма: оно выражается деятельностным отличием, и многогранным проявлением форм. Многогранность форм спортивного туризма проявляется в пассивной или активной форме участия туристов: они путешествуют для получения эстетического наслаждения от спортивных мероприятий и удовлетворения соответствующих культурно-досуговых потребностей или для занятия спортом в запоминающихся местах [4].
Именно неповторимость, уникальность и своеобразие спортивного туризма предопределяет возможности стимулирования инфраструктурного, социального, культурного и экономического развития страны или региона, однако избыточность туристического потока может негативно сказаться на ресурсах экономического, природного и социокультурного характера, ухудшая уровень жизни местного населения и качество отдыха туристов в обозримом будущем.
Законодательство Российской Федерации в области спортивного туризма регулируется несколькими законами и нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон "О физической культуре и спорте" от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ. В данном законе устанавливаются общие принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, а также определяются правовые основы развития спортивного туризма.
- Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил спортивного туризма" от 22 января 2009 года № 19. Данные правила определяют требования к организации и проведению спортивного туризма, включая безопасность, маршрутную подготовку, участие в соревнованиях и другие аспекты.
- Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ. В соответствии с данным законом спортивные туроператоры и другие организации, оказывающие услуги в области спортивного туризма, должны соответствовать определенным требованиям и получать соответствующую лицензию.
- Нормативные акты органов исполнительной власти по регулированию отдельных аспектов спортивного туризма, например, приказы Министерства спорта Российской Федерации и других ведомств.
Эти нормативно-правовые акты определяют права и обязанности граждан и организаций в области спортивного туризма, а также устанавливают механизмы контроля и нормы безопасности.
Следует отметить тот факт, что спортивный туризм оказывает стимулирующее воздействие на развитие отдельного региона или страны посредством повышения социальной и экономической активности местного населения, что проявляется в:
- предоставлении принимающей стороны множества различных товаров и услуг, на которые есть спрос среди внутренних и международных туристов;
- формировании возможностей для местных жителей и привлечении внешних инвесторов.
Положительный экономический и социальный эффект от развития спортивного туризма заключается в:
- привлечении инвестиционных средств;
- образовании новых рабочих мест;
- положительной динамике туристических потоков;
- росте налоговых поступлений;
- создании новых инфраструктурных сооружений (автомагистраль или спортивный объект) как фактор повышения качества жизни местного населения;
- улучшении имиджа региона или страны в целом.
Тем не менее, нельзя игнорировать отрицательный эффект спортивного туризма, который может потенциально влиять на ухудшение состояния окружающей среды посредством нерационального использования туристическими потоками территориального пространства. Это также ведет к игнорированию способов обращения с бытовыми отходами и созданию ситуаций загрязнения объектов среды.
Необходимо акцентировать внимание на том, что в перспективе экономический эффект спортивного туризма может быть основан на факторах нематериального характера. Это обусловлено тем, что спортивный туризм оказывает влияние на системы ценностей отдельного индивида и крупного сообщества (изменение в типах поведения, социальных структурах и образе жизни туристов и местного населения, популяризация принципов здорового образа жизни, пробуждение интереса к культуре другого государства, повышение социальной сплоченности населения, формирование своеобразного спортивного «наследия», которое в будущем продолжит привлекать туристов).
Так, на примере ЧМ-2018 по футболу рассмотрим экономические итоги спортивного туризма в данном направлении:
- 11 городов проведения матчей суммарно приняли более чем на 40% туристов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Въездной турпоток в период ЧМ-2018 вырос в этих городах более чем на 50%;
- подготовка и проведение чемпионата мира по футболу (с 2013 по 2018 гг.) обеспечили дополнительные 952 млн. руб. к ВВП России;
- до конца 2025 г. вклад туризма в ВВП должен достичь 4,14%, согласно концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 гг.)».
Российский рынок спортивного туризма не лишен недостатков и демонстрирует слабое звено в виде слабо развитой инфраструктуры, которая не может в полной мере качественно, комфортно и безопасно удовлетворять запрос на спортивный туризм. Другими словами, международные туристы, выбравшие определенный спортивный объект для сборов и тренировок или спортивный туристический маршрут, зачастую сами вынуждены подбирать транспорт, место проживания, организовывать питание.
В современных реалиях нестабильная экономическая, политическая и эпидемиологическая обстановка обуславливала снижение объема международных туристских потоков, а также способствовала ориентации потенциальных туристов на внутренний туризм. Особо следует отметить тот факт, что Всемирная туристская организация (UNWTO) приостановила членство России в конце апреля 2022 года. Поводом стала военная спецоперация на Украине. Однако о полном исключении из организации речь не шла: согласно статье 34 устава UNWTO, членство может быть восстановлено, если политика России изменится.
Безусловно, международная изоляция Российской Федерации нанесла удар по спортивному туризму в силу таких обстоятельств, как [1]:
- исчезновение возможности организации туров в привычных направлениях;
- затруднения в оформлении шенгенских виз (в страны ЕС, Великобритании и США);
- отсутствие привычных маршрутов авиаперелетов;
- возникновение проблем с валютой и картами.
Данные обстоятельства позволяют предположить о значительном уроне в области спортивного туризма Российской Федерации, а потому для оценки урона, который нанесен и может быть нанесен в среднесрочной перспективе целесообразно реализовать качественный и количественный мониторинг, предусматривающий сбор информации:
- о планируемых туристических потоках до и после санкционных ограничений в денежном и количественном эквивалентах (общее значение и дифференциация по направлениям);
- о числе туристов, запланировавших организовать путешествия по России до введения санкций, и предполагаемых денежных доходах организаций отрасли;
- о подразумеваемых отказах в получении виз и связанных с этим потерях;
- о компаниях и организациях, которые закрываются и планируют закрыться в ближайшее время (количестве сокращенных сотрудников).
Не вызывает сомнения тот факт, что поддержка спортивного туризма в условиях международной изоляции должна осуществляться и с учетом планирования федерального бюджета. Так, на 2023 год на развитие туристической отрасли выделилось 48,5 млрд рублей; данный бюджет был сформирован из расчета снижения в 2023 году ВПП на 0,8%, цены на нефть в 70 долларов за баррель и курса доллара 68,3 рубля. Из ключевых обновлений в сравнении с проектом 2022 года стал переход к системному финансированию региональных и федеральных проектов, поддержку турбизнеса. Так, больше 6 млрд. рублей будет направлено на поддержку льготного кредитования инвестпроектов. Еще 3,1 млрд. рублей направятся на поддержку реализации общественных инициатив по развитию туротрасли.
В условиях санкций российский спортивный туризм продолжает развиваться посредством укрепления сотрудничества с дружественными странами и расширения программы внутренних мероприятий. Следует отметить, что запланированные мероприятия мирового масштаба были заменены: так, например, в 2023 году г. Кемерово должен был принять чемпионаты мира по хоккею и волейболу, однако в условиях международной изоляции здесь пройдут фестивали летних и зимних видов спорта, а также паралимпийцев.
Ориентация на внутренний спортивный туризм в условиях международной изоляции может принести положительный экономический эффект при условии:
- инфраструктурной обеспеченности по всей стране для привлечения потенциальных туристов,
- развития тренерских кадров, обеспечения надлежащими спортивными объектами спортсменов для тренировочной и соревновательной деятельности,
- насыщении внутренней программы турниров с приглашением команд из Белоруссии, ОДКБ и других потенциальных союзников.
Выделенные условия развития спортивного туризма в Российской Федерации в рамках международной изоляции обнажили существующие проблемы функционирования внутреннего туризма как важной составляющей программы экономического развития и социальной политики заботы государства о здоровье и благополучии граждан. При этом в сложившихся условиях спортивный туризм выступает как наиболее перспективный вид туризма в области пропаганды здорового образа жизни и долголетия нации.
Таким образом, в условиях международной изоляции индустрия спортивного туризма в Российской Федерации балансирует между усложнившейся внешнеполитической обстановкой, снижением реальных доходов населения и между существенной поддержкой Правительства РФ туристической индустрии. На сегодняшний день в условиях международной изоляции в Российской Федерации на первый план выходит внутренний туризм. Невзирая на то, что для России характерны перспективные компоненты туристического потенциала в виде природного потенциала, культурно-исторического потенциала, остро возникла необходимость обновления и выстраивания удобной и современной инфраструктуры, доступности перемещения по стране, разработки эффективной рекламы и пропаганды различных направлений спортивного туризма. Также для повышения популярности и доступности можно использовать такие направления, близкие к спортивному туризму, как экотуризм.
Список литературы
- Божко А. С. Актуальные вопросы развития спортивного туризма в России как нового направления рынка туристских услуг / А. С. Божко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 11-3(50). – С. 109-114
- Гуреева Е.А. Потенциал развития рынка спортивных мероприятий в регионах РФ / Е. А. Гуреева // ЦИТИСЭ. – 2017. – № 4(13). – С. 4
- Елисеев В. А., Савельева О.В. Социально-экономическое влияние спортивного туризма. // Скиф. – 2020. – №5-1 (45). – С. 284 - 288
- Кучумов А.В., Тестина Я.С. Новые вызовы индустрии туризма в России в 2022 году // ЭВ. – 2022. – №3 (30). – С. 70 - 74
- Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года