Специфика реализуемых образовательных программ, продиктованных ФГОС, обязывает руководство техникума все время быть в теме инноваций, обеспечивая образовательный процесс необходимыми ресурсами: современным оборудованием и квалифицированными кадрами.
При сложившейся на сегодняшний день ситуации в профессиональном образовании обеспечить учебный процесс высокотехнологичным оборудованием возможно только с помощью социальных партнёров [1].
Социальное партнерство имеет важное значение для современной образовательной системы, так как способствует реализации принципа «обучение для жизни» и идеи комплексного подхода к организации образовательной деятельности.
В рамках сотрудничества образовательные организации и партнеры могут взаимно обогащать друг друга своими знаниями, опытом и ресурсами, что позволяет создать условия для качественного образования и адаптации выпускников к требованиям рынка труда [3].
Основным социальным партнером для ОГАПОУ «СИТТ» является СГОК. В результате такого взаимодействия на базе техникума созданы учебные мастерские, оснащенные, как вы уже могли убедиться, современным оборудованием.
Основной миссией среднего профессионального образования в ОГАПОУ «СИТТ» является подготовка квалифицированных специалистов нового поколения, конкурентоспособных на рынке труда, обладающих передовыми профессиональными компетенциями и готовых к постоянному профессиональному росту.
Социальное партнерство в ОГАПОУ «СИТТ» направлено, в первую очередь, на решение следующих проблем:
- возрастной педагогический состав (средний возраст педагогических работников 51 год);
- нехватка преподавателей специальных дисциплин (сотрудники предприятий реального сектора экономики неохотно соглашаются «брать часы» из-за высокой загруженности на основном месте работы);
- «неактуальные» знания преподаваемой дисциплины (в частности, по профессиональным модулям);
- программы среднего и высшего образования практически не связаны между собой, у выпускников ПОО нет возможности поступления в ВУЗ без сдачи ЕГЭ.
Были предложены варианты решения сложившихся проблем:
- меры поддержки молодых кадров в ОГАПОУ «СИТТ», привлечение студентов выпускных групп СТИ НИТУ «МИСиС» на должность преподавателя;
- повышение профессионального уровня преподавателей ОГАПОУ «СИТТ»: гостевые лекции, педагогические стажировки на базе СТИ НИТУ «МИССиС»;
- бонусы при поступлении в ВУЗ (по итогам проведения конкурсных мероприятий ‒ олимпиады, конкурсы, защита проектов), выстраивание системы социального партнерства.
Новым подходом к организации и проведению педагогических стажировок стало формирование образовательного процесса по следующей схеме [2].:
‒ инвариантная часть программы реализуется на базе СТИ НИТУ «МИСиС»
‒ вариативная часть программы (72 % бюджета времени) реализуется на базе ОГАПОУ «СИТТ».
Стажировка проходит в форме практических заданий-тренингов, итоговая аттестация – в форме защиты педагогических проектов.
Преимущества сотрудничества СИТТ-МИСиС:
- сотрудничество вуза и техникума необходимо выстраивать на основе принципа преемственности содержания образовательных программ;
- предоставление возможности продолжить учебу в вузе по сокращенной программе выпускникам техникума только тогда, когда направления подготовки в техникуме и вузе совпадают или являются схожими;
- учебные планы и программы техникума и вуза должны быть достаточно гибкими так, чтобы при переходе из техникума содержание повторяющихся дисциплин, особенно общеобразовательных, было максимально учтено;
- в целях сокращения сроков обучения в вузе студентам, окончившим техникум по одному и тому же направлению, предоставлять возможность обучаться по индивидуальной программе;
- широко применять практику перезачета тех дисциплин или их разделов, имеющих одинаковое название в техникуме и вузе;
Таким образом, концепция социального партнерства «техникум–предприятие» является эффективным механизмом управления профессиональной подготовкой студентов, позволяющим образовательным учреждениям и предприятиям сотрудничать и взаимодействовать для обеспечения отечественной экономики высококвалифицированными специалистами. А представленные формы и методы сотрудничества техникумов и вузов могли бы в значительной степени сблизить средние и высшие учебные заведения в процессе подготовки специалистов для современного производства и экономики.
Список литературы
- Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2008. №6. С. 80-83
- Костина С.Н., Новикова О.Н. Влияние социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования на модернизацию рынка труда // Бизнес-менеджмент и право. 2007. №2. C. 13-20
- Листвин А. А. Дуальная система профессионального обучения: условия применения в России // Вестник Череповецкого государственного университета. №3. Череповец: Череповец. гос. ун-т, 2015. 137 с.