РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОГАПОУ «СИТТ»

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОГАПОУ «СИТТ»

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

17

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (164), Апрель ‘24

Дата публикации 14.04.2024

Поделиться

В статье описывается организация социального партнерства между техникумами и предприятиями. Представлены преимущества социального партнерства на примере сотрудничества с АО «СГОК» и СТИ НИТУ «МИСиС».

Специфика реализуемых образовательных программ, продиктованных ФГОС, обязывает руководство техникума все время быть в теме инноваций, обеспечивая образовательный процесс необходимыми ресурсами: современным оборудованием и квалифицированными кадрами. 

При сложившейся на сегодняшний день ситуации в профессиональном образовании обеспечить учебный процесс высокотехнологичным оборудованием возможно только с помощью социальных партнёров [1].

Социальное партнерство имеет важное значение для современной образовательной системы, так как способствует реализации принципа «обучение для жизни» и идеи комплексного подхода к организации образовательной деятельности.

В рамках сотрудничества образовательные организации и партнеры могут взаимно обогащать друг друга своими знаниями, опытом и ресурсами, что позволяет создать условия для качественного образования и адаптации выпускников к требованиям рынка труда [3]. 

Основным социальным партнером для ОГАПОУ «СИТТ» является СГОК. В результате такого взаимодействия на базе техникума созданы учебные мастерские, оснащенные, как вы уже могли убедиться, современным оборудованием.

Основной миссией среднего профессионального образования в ОГАПОУ «СИТТ» является подготовка квалифицированных специалистов нового поколения, конкурентоспособных на рынке труда, обладающих передовыми профессиональными компетенциями и готовых к постоянному профессиональному росту.

Социальное партнерство в ОГАПОУ «СИТТ» направлено, в первую очередь, на решение следующих проблем:

  1. возрастной педагогический состав (средний возраст педагогических работников 51 год);
  2. нехватка преподавателей специальных дисциплин (сотрудники предприятий реального сектора экономики неохотно соглашаются «брать часы» из-за высокой загруженности на основном месте работы);
  3. «неактуальные» знания преподаваемой дисциплины (в частности, по профессиональным модулям);
  4. программы среднего и высшего образования практически не связаны между собой, у выпускников ПОО нет возможности поступления в ВУЗ без сдачи ЕГЭ.

Были предложены варианты решения сложившихся проблем:

  1. меры поддержки молодых кадров в ОГАПОУ «СИТТ», привлечение студентов выпускных групп СТИ НИТУ «МИСиС» на должность преподавателя;
  2. повышение профессионального уровня преподавателей ОГАПОУ «СИТТ»: гостевые лекции, педагогические стажировки на базе СТИ НИТУ «МИССиС»;
  3. бонусы при поступлении в ВУЗ (по итогам проведения конкурсных мероприятий ‒ олимпиады, конкурсы, защита проектов), выстраивание системы социального партнерства.

Новым подходом к организации и проведению педагогических стажировок стало формирование образовательного процесса по следующей схеме [2].:

‒     инвариантная часть программы реализуется на базе СТИ НИТУ «МИСиС» 

‒     вариативная часть программы (72 % бюджета времени) реализуется на базе ОГАПОУ «СИТТ».

Стажировка проходит в форме практических заданий-тренингов, итоговая аттестация – в форме защиты педагогических проектов.

Преимущества сотрудничества СИТТ-МИСиС:

  • сотрудничество вуза и техникума необходимо выстраивать на основе принципа преемственности содержания образовательных программ;
  • предоставление возможности продолжить учебу в вузе по сокращенной программе выпускникам техникума только тогда, когда направления подготовки в техникуме и вузе совпадают или являются схожими;
  • учебные планы и программы техникума и вуза должны быть достаточно гибкими так, чтобы при переходе из техникума содержание повторяющихся дисциплин, особенно общеобразовательных, было максимально учтено;
  • в целях сокращения сроков обучения в вузе студентам, окончившим техникум по одному и тому же направлению, предоставлять возможность обучаться по индивидуальной программе;
  • широко применять практику перезачета тех дисциплин или их разделов, имеющих одинаковое название в техникуме и вузе;

Таким образом, концепция социального партнерства «техникум–предприятие» является эффективным механизмом управления профессиональной подготовкой студентов, позволяющим образовательным учреждениям и предприятиям сотрудничать и взаимодействовать для обеспечения отечественной экономики высококвалифицированными специалистами. А представленные формы и методы сотрудничества техникумов и вузов могли бы в значительной степени сблизить средние и высшие учебные заведения в процессе подготовки специалистов для современного производства и экономики.

Список литературы

  1. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2008. №6. С. 80-83
  2. Костина С.Н., Новикова О.Н. Влияние социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования на модернизацию рынка труда // Бизнес-менеджмент и право. 2007. №2. C. 13-20
  3. Листвин А. А. Дуальная система профессионального обучения: условия применения в России // Вестник Череповецкого государственного университета. №3. Череповец: Череповец. гос. ун-т, 2015. 137 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее