РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИЗАЙН ПРОЕКТИРОВАНИИ

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИЗАЙН ПРОЕКТИРОВАНИИ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (164), Апрель ‘24

Дата публикации 12.04.2024

Поделиться

В предлагаемом исследовании мы собираемся проанализировать роль информационных технологий в творческом процессе дизайнера в контексте современного дизайн-проектирования. На примере работы магистрантов ТПУ над разработкой концепции нейростимулятора и шлема виртуальной реальности мы планируем рассмотреть, как современные информационные технологии, включая облачные сервисы и программные инструменты, могут быть использованы для структурирования информации, анализа рынка и обмена идеями на различных этапах проектирования. Наша цель - определить влияние информационных технологий на эффективность и результативность дизайн-процесса и выявить возможности и перспективы их применения в данной сфере.

Введение

Современное дизайн-проектирование находится под влиянием интенсивного использования информационных технологий, которые значительно расширяют возможности дизайнера на всех этапах подготовки и реализации проекта. Информационные технологии не только обеспечивают визуализацию разрабатываемого объекта на заключительных этапах проектирования, включая визуальное проектирование, трехмерное моделирование и передачи информации. Цель настоящего исследования заключается в рассмотрении роли информационных технологий в оптимизации творческой деятельности дизайнера на различных этапах его работы.

Этапы дизайн-проектирования

Процесс разработки дизайна любого объекта обычно состоит из двух основных этапов: предпроектного и проектного. На предпроектном этапе проводится сбор и обобщение информации, касающейся проектной задачи. Осуществляется анализ возможных путей решения задачи, оценка их достоинств и недостатков, а также формирование собственных принципов проектирования объекта. Важным аспектом этапа является выявление потенциального потребителя дизайн-продукта и определение его характеристик, таких как возраст, социальная принадлежность, визуальные предпочтения и поведенческие модели. Затем, основываясь на анализе, проектируются функциональные характеристики будущего объекта дизайна, и формулируется его образная идея - дизайн-концепция.

На проектном этапе разрабатывается функциональная схема объекта с учетом предъявляемых к нему требований. Происходит создание композиционных и пластических решений, включая этапы эскизирования и макетирования. После анализа идей, сформированных на этом этапе, выбирается оптимальный вариант решения задачи проектирования, который затем представляется заказчику.

Рассмотрим, как современные информационные технологии могут помочь дизайнеру на каждом из перечисленных этапов. В качестве примера мы приведем опыт работы коллектива дизайнеров - группы магистрантов ТПУ, занимающихся разработкой концепции оболочки оборудования для широкого круга потребителей: нейростимулятора и шлема виртуальной реальности.

Разработка концепта оболочки нейроинтерфейса с применением информационных технологий

Одной из особенностей коллективной работы является постоянный обмен информацией и идеями между участниками. Эту задачу помогают решить облачные технологии, предоставляющие третьим лицам доступ к общей информации и позволяющие ее редактирование. В нашем исследовании мы использовали ресурсы файлового хостинга Google Диск и доску Moodboard для организации и визуализации информации.

Рис. 1. Пример наполнения Moodboard при разработке концепта оболочки нейроинтерфейса

На рисунке 1 мы видим пример наполнения Moodboard, при формировании концепции дизайна для нейроинтерфейса. Moodboard позволяет структурированно представлять визуальную и текстовую информацию, что имеет большое значение для творческой деятельности дизайнера

Анализ рынка нейростимуляторов был проведен с использованием поисковых систем и программы Microsoft Excel для обработки результатов. Результаты анализа представлены в форме круговой диаграммы.

Этапы анализа рынка и целевой аудитории являются неотъемлемой частью творческого процесса дизайнера. На первом этапе работы над созданием концепта оболочки нейроинтерфейса проводится анализ проектной ситуации, включая сегментацию рынка. Для этого используются поисковые системы, такие как Yandex, Rambler, Google и другие. С помощью анализа интернет-ресурсов выявляются существующие предложения на рынке нейроинтерфейсов, определяются потенциальные конкуренты, а также выделяются наиболее успешные разработки для дальнейшего изучения. Следующим шагом является определение конечного потребителя продукции. Для этого могут использоваться сайты компаний-производителей и интернет-магазинов. Анализ отзывов клиентов и покупателей позволяет выявить характеристики целевой аудитории, такие как пол, возраст, социальный статус и предпочтения.

Для более глубокого исследования целевой аудитории могут быть проведены онлайн-опросы с использованием различных интернет-сервисов, таких как Google Forms. Эти сервисы позволяют быстро организовать опрос и обработать результаты, представив их в виде диаграмм и сводок ответов.

На этапе визуального поиска воплощения дизайн-концепции дизайнер может использовать различные программы для визуализации, такие как Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Autodesk Alias Studio и другие. Эти программы позволяют создавать как двумерные, так и трехмерные изображения, что активно применяется во всех областях современного дизайна.

Таким образом, информационные технологии играют важную роль на всех этапах дизайн-проектирования, делая работу дизайнера более комфортной и эффективной, но при этом не заменяя творческий поиск, который остается основой процесса дизайна.

Список литературы

  1. Анатолиди П.А. Роль информационных технологий в графическом дизайне / Молодая наука: сб. науч. тр. науч.-практ. конф. для студентов и молодых ученых. – Симферополь: Издательство Типография «Ариал», 2016. – С. 12–13
  2. Подлесная О.В., Трегуб Н.Е. Элементы информационных технологий как средства дизайна в интерьерах промышленных предприятий / Construction technologies and architectural aesthetics of the information society: Materials digest of the XLIX International Research and Practice Conference. – London, 2013. – С. 19–21
  3. Овчинникова Р.Ю. Дизайн проектирование: теоретические основания и специфика / Омский научный вестник. - 2012. - № 1 (105). - С. 267-270
  4. Лященко Ю.В., Багаева А.П. Преимущества и недостатки облачных технологий / Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2014. – Т. 1. – № 10. – С. 380–381
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary