Главным источником права в области экологической безопасности в Российской Федерации является Конституция. Ее положения являются основой всех действующих федеральных законов, кодексов и других нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды.
Ряд статей Конституции РФ отражают элементы природоохранного права и вопросов экологической безопасности:
- ст.9 об использовании и охране земель и других природных ресурсов;
- ст. 36 допускает свободное владение землей гражданами, если это не наносит вреда окружающей среде;
- ст. 41 постулирует поощрение деятельности, способствующей санитарному и экологическому благополучию;
- ст. 42 устанавливает право на безопасную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением;
- ст. 58 обязывает каждого сохранять, бережно относиться к природе и окружающей среде;
- ст. 71 закрепляет основы установления федеральной экополитики
- ст. 72 устанавливает совместное ведение по вопросам природопользования; сельского хозяйства; охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территории и обеспечения экологической безопасности на федеральном и региональном уровнях. [1]
Ввиду того, что Конституция является основным законом государства и имеет высшую юридическую силу, прямое действие, а также применяется на всей территории страны, то можно сделать вывод о том, что в ней содержатся основные постулаты экологического права, тогда как иные нормативные акты содержат их конкретизацию. Важно отметить, что положения Конституции являются приоритетными по сравнению с остальным законодательством при имеющихся разночтениях.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Закон «Об охране окружающей среды». В нём подчеркивается, что цель политики — сбалансированный подход к решению социально-экономических задач и сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, природных ресурсов, а также обеспечение экологической безопасности.
Основы государственной политики в этой области закреплены в документе «Основы государственной политики области экологического развития России на период до 2030 года», который утвержден Президентом РФ 30.04.2012 года. Таким образом, одна из составляющих государственной политики в области охраны окружающей среды— обеспечение экологической безопасности, которая является составляющей национальной безопасности страны. [2]
Стратегия экологической безопасности государства утверждена Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Согласно этому документу, являясь составляющей национальной безопасности страны, экологическая безопасность рассматривается как основа формирования и реализации государственной политики в данной сфере, причем на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом). [7]
В вышеупомянутых «Основах государственной политики...» поставлен ряд задач в области охраны окружающей среды:
- формирование эффективной системы управления в рамках этого направления деятельности;
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- предотвращение и минимизация негативных воздействий на окружающую среду;
- совершенствование системы государственного экологического мониторинга и прогнозирования ЧС.
Здесь важно подчеркнуть, что упомянутый ранее закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы при реализации проектов на практике, причем эти проекты могут осуществляться в самых разных областях. При этом окружающая природная среда может подвергнуться различным воздействиям. Так, воздействия отличаются по своей природе, степени проявления, интенсивности и продолжительности (временные, постоянные).
Строительная отрасль в этом плане не исключение, при возведении и эксплуатации объектов капитального строительства также возможны различные воздействия на окружающую среду. Этому вопросу посвящена 36 статья вышеупомянутого закона, где прописаны основные требования, касающиеся охраны окружающей среды на этапах архитектурно-строительного проектирования и строительства объектов, а также их реконструкции. Согласна данной статье, во всех случаях необходима разработка мероприятий по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, кроме того, следует ориентироваться на применение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, а также активнее применять технологии из числа наилучших доступных технологий. А при проектировании промышленных объектов следует учитывать их технологические показатели с учетом необходимости минимизации рисков для здоровья населения. Поэтому в проектах обязательно следует предусматривать использование систем автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, кроме того обязательным является планирование и учет расходы на проведение мероприятий по охране окружающей среды.
Отдельная статья закона содержит требования по охране среды при вводе в объектов эксплуатацию. Так, в статье 38, подчеркивается, что ввод объектов в эксплуатацию должен осуществляться при условии проведения в полном объеме мероприятий по охране окружающей среды и восстановлению природной среды, разработанных и предусмотренных проектной документацией. В качестве примера таких мероприятий можно назвать рекультивацию (консервацию) земель в месте возведения объекта.
Также согласно статье 38 запрещается ввод в эксплуатацию объектов, если они не оснащены техническими средствами и технологиями для предотвращения (минимизации) негативных воздействий на окружающую среду, не оборудованы средствами контроля её загрязнений. При вводе объекта в эксплуатацию не допускается выдача разрешения на ввод, если объект относится к областям применения наилучших доступных технологий, оказывает негативное воздействие на среду, на нем применяются технологические процессы с технологическими показателями, не отвечающими показателям наилучших доступных технологий. Следует сказать, что перечень областей применения наилучших доступных технологий утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 N 2674-р.
Вопросы охраны окружающей среды поднимаются как на протяжении всего жизненного цикла каждого конкретного объекта, так и на уровне территориального планирования, что изложено в статье 35. Согласно ей, территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий эксплуатации планируемых к строительству объектов капитального строительства и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия. [8]
На территории Санкт-Петербурга основным нормативно-правовым актом в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является Закон Санкт-Петербурга от 18 июля 2016 г. N 455-88 “Экологический кодекс Санкт-Петербурга”. Согласно статье 2 данного закона, законодательство Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды состоит из данного Кодекса, а также иных законов города, регулирующих правоотношения в это области, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга; законы Санкт-Петербурга, регулирующие правоотношения в области охраны окружающей среды, должны соответствовать ему, а в случае противоречия между ним и иным законом Санкт-Петербурга, регулирующим правоотношения в области охраны окружающей среды, применяется Экологический кодекс. [3]
Стратегическая цель города в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности; основные задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели и механизмы реализации этих задач, изложены в «Экологической политике Санкт-Петербурга на период до 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 июня 2013 года N 400.
Стратегической целью Экологической политики является обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, сохранение естественных экологических систем и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга.
Ее достижение должно быть обеспечено через решение следующих основных задач:
- развитие системы управления в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности;
- предотвращение и снижение негативного воздействия на окружающую среду;
- восстановление нарушенных естественных экологических систем, возмещение вреда окружающей среде и ликвидация экологического ущерба;
- сохранение окружающей среды, естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира, в том числе зеленых насаждений; особо охраняемых природных территорий регионального значения в Санкт-Петербурге;
- обеспечение экологической безопасности;
- развитие экономического стимулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- формирование экологической культуры населения Санкт-Петербурга;
- обеспечение эффективного участия граждан, коммерческих и некоммерческих организаций в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экологической безопасности;
- развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Для развития системы управления в данной сфере используются следующие механизмы реализации Экологической политики:
- совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности;
- повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды;
- развитие информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности. [5]
Нормативно-правовая база в области регулирования вопросов экологической безопасности в Санкт-Петербурге постоянно дополняется и совершенствуется для этих целей Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 21 мая 2020 года N 44-пг утверждено создание постоянно действующего коллегиального совещательного органа при Губернаторе Санкт-Петербурга – Экологического Совета. Данный орган, образованный для реализации эффективной государственной политики Санкт-Петербурга в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, обладает широкими полномочиями, в том числе, такими как: подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере охраны окружающей среды и экологической политики города, а также разработка рекомендаций по реализации программ и проектов в сфере охраны городской среды. [4]
Организационное, материально-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Экологического совета осуществляет Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. В 2022 году состоялись два заседания Экологического совета.
Подводя итог, стоит отметить, что законодательная база, касающаяся вопросов экологической безопасности, должна совершенствоваться как на федеральном, так и на региональных уровнях, хотя многие вопросы уже рассмотрены довольно детально. Для этих целей в Санкт-Петербурге создан особый орган — Экологический совет при губернаторе Санкт-Петербурга. Экологическая политика государства и региональная экополитика города глобально придерживаются общих целей. Важным является то, что они оказывают влияние на экономику, что, в свою очередь, определяет траектории территориального развития.
Список литературы
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 08.03.2024)
- «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012) [Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70069264/ (дата обращения: 07.03.2024)
- Закон Санкт-Петербурга от 18.07.2016 N 455-88 (ред. от 12.03.2024) «Экологический кодекс Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб 29.06.2016) [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/456009803 (дата обращения: 08.03.2024)
- Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 21.05.2020 N 44-пг «О создании Экологического совета при Губернаторе Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/564946697 (дата обращения: 08.03.2024)
- Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.06.2013 N 400 «Об Экологической политике Санкт-Петербурга на период до 2030 года» (с изменениями на 14 июня 2017 года) [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/22901551/ (дата обращения: 07.03.2024)
- Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 N 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий» [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/420242884 (дата обращения: 08.03.2024)
- Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/420396664 (дата обращения: 07.03.2024)
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 07.03.2024)